ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
КРУГЛЫЙ СТОЛ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС: ПРОШЛОЕ

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Составленный на его основе «Пространный катехизис» святителя Филарета, принятый в Русской Церкви во второй половине XIX века, столь широко не обсуждался. Поместные Соборы для его утверждения не созывались, да в то время и не имелось такой возможности. Труд Святого Отца был рассмотрен только русскими богословами и утвержден Святейшим Синодом для использования на канонической территории Российской Церкви, которая, впрочем, охватывала до 90% всего православного мира.

 

О. Михаил: Достойно внимания и благоговения православное соборное сознание святителя Петра. Из зачитанного Вами послания становится понятно, что он видел в духовенстве и членах братств прежде всего своих сослужителей и помощников в деле сохранения чистоты святой веры и старался привлечь к нему как можно больше участников. Святитель Петр не мыслил себя князем Церкви и единоличным главой, но искал совета и содействия всех ее членов.

Увы, ныне положение дел в церковной жизни далеко от этого идеала. Наша иерархия зачастую не желает прислушиваться к конструктивной критике православного духовенства и мирян, как будто мы трудимся не на одной ниве и не являемся членами единого церковного организма. Архиереи решают многие важные вопросы в узком кругу, доступ в который открывают, судя по всему, не святость жизни и строгая приверженность Православию, а, скорее, полное согласие с экуменическо-обновленческой линией наиболее влиятельных собратьев, наличие определенных богословских воззрений, которые отнюдь не безспорны…

 

М. Бойко: Мне кажется, нужно подчеркнуть и четкое осознание святителем Петром (Могилой) предназначения катехизиса – обличить еретиков, лукавством уловляющих души чад Божиих в погибель: «Немало прошло времени, как вся Православная Церковь Русская, будучи подвержена сильному гонению от отступников, поставлена в невозможность отдалить от себя хищных волков, чтобы православные и послушные сыны Восточной Церкви не имели никакого с ними обращения по делам веры...» Т. е. отсутствие вероучительного изложения при невозможности избежать общения с заблудшими ведет к уклонению от истины все большего числа церковных чад.

 

О. Михаил: Совершенно верно! И сегодня мы, к несчастью, наблюдаем подобную картину – ведь сколько священнослужителей, монашествующих и мирян заражено различными еретическими мнениями и заблуждениями! Похоже, впору издавать новый антимодернистский катехизис для просвещения народа относительно этих многочисленных пагубных уклонений.

 

М. Бойко: Но тут мы забегаем вперед. Александр Николаевич, а что происходило дальше, в XX веке?

 

А. Мирошниченко: В указанном периоде можно отметить неудачный «Опыт христианского православного катехизиса» митрополита Антония (Храповицкого). Вопрос о его повсеместном введении в учебных заведениях РПЦЗ обсуждался на ее синоде, однако такие подвижники веры, как архиепископ Феофан Полтавский и недавно прославленный святитель Серафим Богучарский опротестовали это решение, поскольку труд митрополита Антония – по сути еретический, в нем искажен центральный православный догмат об искуплении.

Известный духовный писатель митрополит Вениамин (Федченков) так отзывался об этой книге и ее авторе: «Я с самого начала составил впечатление, что Владыка, митрополит Антоний, индивидуально не призван к подобного рода работе; у него нет дарований к составлению „Катехизисов“. „Катехизис“, по самой задаче своей краткой „символической“ книги, должен быть прежде всего ортодоксальным, а затем – точным. Между тем, по душевному складу своему Владыка – индивидуален по мировоззрению (хотя и считает себя церковным) и неосторожно тороплив в выводах и формулировках. Вследствие этого в том, что принадлежит в „Катехизисе“ ему (а не есть повторение „Катехизиса“ митрополита Филарета), много необстоятельного, неточного; а, несомненно, есть и прямо неверное…»

Еще один катехизис был написан в 1926 году иерархом-исповедником и историком Церкви митрополитом Мануилом (Лемешевским) и носит название «Совопросник Православия». Это сочинение направлено главным образом на борьбу с обновленческой схизмой. Но сегодня, мне кажется, оно забыто незаслуженно: ведь многие его положения вполне актуальны для нынешнего непростого, можно сказать, смутного времени. Например, такое: «Борьба с обновленческим расколом является пастырским даром епископа и пресвитера и даже всякого православного христианина, т. к. новый раскол лишает пребывающих в нем благодати Божией и губит миллионы душ людских. Но чтобы борьба эта была успешной, она должна быть исполнена благословения Божия (см.: Пс. 126, 1) и быть мудрой, а это возможно только в Церкви и методами церковными, т. е. каноническими, т. к. духом премудрости исполняется только сын Церкви, этого Тела Христа „в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна“ (Кол. 2, 3). Что не от Церкви, то лишено благословения Божия, лишено премудрости, обречено на неуспех (см.: Мф. 15, 13), и, наоборот, где сильнее чувствуется дух Церкви, т. е. Дух Слова Божия, канонов, Святых Отцев, там успех полнее. <…> Дух любви, этого святого признака истинных христиан (см.: Ин. 13, 35), без которой и человек и даже община христиан – ничто и лишено какого бы то ни было значения (см.: 1 Кор. 13, 1–3), находит свое выражение в Соборной Церкви, и самое сильное средство борьбы с обновленческим расколом – это проявление соборности».

 

М. Бойко: Давайте на этом прервемся и сделаем выводы из нашей содержательной беседы. Итак, катехизис – это краткое наставление об истинах веры. Появление новых катехизисов обуславливалось прежде всего историческими обстоятельствами – вызовами времени, требовавшими осознанной реакции церковной полноты. Цель катехизисов – утверждение церковных чад в Православии и предохранение от возможных уклонений. Такие труды призваны быть руководством к правильному пониманию происходящего и, соответственно, безошибочному поведению. К их составлению, учитывая важность и ответственность дела, должны привлекаться люди со строгими православными взглядами, вполне компетентные, имеющие необходимые навыки, а также соборное сознание и любовь ко Христу и Его Святой Церкви.

 

 

ОПРОС ||
Ответ на вызовы времени

    


     1. Знаете ли Вы, что такое катехизис?
     да – 96%; нет – 4%

 

     2. Знаете ли Вы, что появление новых катехизисов обуславливалось вызовами времени, требовавшими осознанной реакции церковной полноты?
   да – 94%; нет – 6%

 

     3. Согласны ли Вы, что сегодня существует необходимость в составлении антимодернисткого катехизиса?
     да – 96%; нет – 4%

 

     4. Согласны ли Вы, что его должны создавать компетентные люди со строгими православными взглядами и соборным сознанием?
     да – 100%


 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник