ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СИМВОЛ РОССИИ

 


Восстановленный храм Христа Спасителя

 

 

Кафедральный собор Русской Православной Церкви храм Христа Спасителя имеет богатую историю – с ним связаны многие памятные события, праздничные и трагические. Предлагаем вам небольшой экскурс в летопись этого рукотворного чуда из белого камня и золота.

 

Храм Христа Спасителя впечатляет любого паломника и просто прохожего еще на расстоянии, до того, как человек войдет под его величественные своды или даже приблизится к нему. Уже издалека, особенно в погожий солнечный день, он поражает своей невероятной красотой – золотые купола ярко горят на солнце; а в пасмурную погоду их сияние озаряет и украшает серую пелену неба. Силуэт храма, его архитектура – это застывшая в камне музыка; звон колоколов – плавный, тягучий – как-то по-особенному умиротворяет и восхищает одновременно. Весь храм – удивительно ладный, гармоничный – ложится на сердце единым образом.

Но когда заходишь под его своды, испытываешь эмоциональный всплеск, чувствуешь волну внезапно заполнившей все пространство храма и собственной души какой-то небесной мелодии, трепет и восторг – и порой даже слезы наворачиваются на глаза… И действительно, внутреннее пространство собора впечатляет размерами и величием, а щедрость убранства и оформления завораживает.

Восставший из руин храм Христа Спасителя, наверное, воплощает дивную красоту и величие возрожденной в покаянии человеческой души. Но вся эта огромность и благолепие столь очевидны, что некоторым людям могут показаться избыточными – тут же вдруг вспомнится какой-нибудь маленький сельский храм с его почти домашним уютом и семейным теплом… Да и в самой, мол, Москве столько древних монастырей, великолепных и просто красивых храмов, чудотворных икон и мощей святых…

Однако храм Христа Спасителя имеет особое достоинство. В духовном, историческом и символическом смыслах он уникален, и другого такого в России нет и не будет. И дело даже не в том, что это крупнейший православный храм страны, а согласно официальному статусу – кафедральный собор Русской Православной Церкви и Патриаршее подворье. Конечно, нельзя сопоставлять вещи несравнимые – главный храм России и храм из сельской глубинки. Пожалуй, таким величественным и надлежит быть первому собору самого большого православного государства, и какие-то перегибы, связанные с его административным положением, тут неизбежны. Более того, от некоторых критиков, особенно из числа недоброжелателей Православия, можно услышать, что, мол, какой же это храм Христа Спасителя? Это, де, лишь «новодел», современная копия, а того, исторического, больше не существует. Воистину, так говорят люди недалекие, привыкшие мыслить материальными категориями, признающие только то, что можно «потрогать руками». Им трудно объяснить, почему даже восстановленный после 70-летнего небытия собор – именно «тот самый», настоящий храм Христа Спасителя.

Но любой православный человек, у которого душа хоть немного открыта для восприятия нетленного, способен почувствовать, что этот храм есть некая метафора России, зеркало ее истории, барометр ее духовного состояния. Скептикам сложно постичь, что храм Христа Спасителя – это не столько архитектурное сооружение из нового или древнего камня, но – образ храма. Потому и уничтоженный старый, и воссозданный нынешний – он все тот же единый храм в сердце нашей Родины, запечатлевший в себе ее насыщенную летопись. Когда Россия духовно падала, разрушался и храм, когда возрождалась – храм восставал вместе с нею. Как сегодня многострадальное Отечество наше, сделанное из «нового камня», не перестает быть той же самой хранящей истину Православия Святой Русью, так и восстановленный храм остается «тем самым», настоящим. И «возраст камня» в данном случае не играет никакой роли.

…Уместно рассказать немного о его истории, трагической нитью вплетенной в судьбу России в 20 столетии.

 


Внутреннее убранство

 

Храм Христа Спасителя был построен как знак благодарности всего русского народа – от простого жертвователя-купца до Императора – за Божию помощь и заступничество в Отечественной войне 1812 года против Наполеона, прозванного современниками предтечей антихриста. Давайте представим себе Россию того времени, когда последний французский солдат покинул ее пределы. Древняя славная Москва лежала в руинах после грандиозного пожара, являя собой картину всеобщего хаоса и запустения. Но уже 25 декабря 1812 года, когда еще буквально угли пожара не остыли, Император Александр I подписал Манифест о возведении храма во имя Христа Спасителя, идея которого была выражена в словах: «В сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа. <…> Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!»

Государь Александр I был убежден, что Родина, ее возрождение, начинается с храма. Промысл Божий и определил этим дальнейшую судьбу и историю храма Христа Спасителя – быть символом и знаком возрождающейся России, духовно умирать и воскресать вместе с ней.

Последовательность событий проектирования и возведения этого собора опять же отражала все перипетии истории нашей Родины, а именно – противоречия в умонастроениях высшего общества, которое даже после войны 1812 года не избавилось от пристрастия ко всему французскому, масонства и влияния модернистского европейского мировоззрения в целом. Но Господь благословил начинание Императора («Да благословит Всевышний начинания наши!»), и Своим премудрым Промыслом выправил неверный ход строительных работ.

Первоначально на объявленном Императором конкурсе победил проект А.Л. Витберга. Формально этот архитектор был православным, но по воспитанию – лютеранином, а по убеждению масоном. Его проект в архитектурном плане, вероятно, показался «меньшим из зол» на фоне буйства тогдашнего подражания греко-римской античности. Возвести храм предполагалось на Воробьевых горах, однако при закладке в 1817 году обнаружилось, что почва на этом месте «плывет». После смерти Александра I новый самодержец России Император Николай I приказал приостановить работы, и в 1826 году проект Витберга был отклонен. Господь не допустил Своих врагов к участию в возведении благодарственного храма, но Император Николай I не оставил начинание своего брата.

В апреле 1829 года состоялся второй конкурс на лучший проект собора Христа Спасителя. К этому времени сложилось всеобщее убеждение, что храм-памятник нужно создавать в национальных формах. Победителем смотра стал молодой и малоизвестный тогда архитектор Константин Андреевич Тон. На этот раз Николай I поставил обязательное условие, чтобы новый величественный собор имел старинный русский стиль. Император лично избрал место для его сооружения на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля.

В проекте К. Тона за основу было взято традиционное русское храмовое зодчество XVI–XVII веков с элементами архитектуры древней Византии. Порвав так­им образом с греко-римским засильем Запада, автор положил начало новому направлению в отечественной архитектуре и стилю, названному «русско-византийским».

В украшении храма принимали участие лучшие мастера Академии художеств – В. Суриков, Н. Кошелев, Г. Семирадский, И. Крам­­ской, В. Верещагин, П. Плешанов, В. Марков. Авторами фасадных скульптур стали П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Расположение и содержание росписей определяли московские святители – сначала Филарет, затем Иннокентий. Все работы по возведению собора осуществлялись по благословению также святителя Филарета и епископа Леонида (Краснопевкова).

Сюжетная канва росписей была уникальной и подчинялась основной цели – создать национальный храм-памятник. Изображения из ветхозаветной и новозаветной истории чередовались с картинами о прошлом России. Библейские пророки и праведники соседствовали с русскими святыми. Были представлены все праздники и угодники Божии, в дни памяти которых происходили значимые битвы с Наполеоном. Во внутренней террасе, окружавшей храм, разместили мраморные доски с именами героев Отечественной войны 1812 года.

Освящение собора, приуроченное к торжествам коронации Александра III, состоялось 26 мая 1883 года, в праздник Вознесения Господня, с участием до 800 священнослужителей. На чин были принесены чудотворные иконы Смоленская, Иверская, Владимирская и еще несколько особо чтимых образов. Возглавлял священнодействие в присутствии всей Царской Семьи митрополит Московский Иоанникий (Руднев).

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник