ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «БЛЮДИТЕ УБО...» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СЕРБСКИЙ ЗЛАТОУСТ
И «ВОСЬМОЙ СОБОР»

 


Святитель Николай

 

 

«С 1911 года, с того времени, как в Белграде появился профессор Духовной семинарии иеромонах Николай, в сербском народе началось духовное потрясение, которое будет продолжаться до Страшного Суда», – так оценивал роль святителя Николая (Велимировича) (1881–1956) его соотечественник и духовный наследник преподобный Иустин (Попович). Но имя владыки Николая значимо не только для православных сербов – он известен как богослов, проповедник, писатель, миссионер, провидец и исповедник веры Христовой во всем мире. Поистине, это один из Святых Отцов, поставленных на свещнице церковной в кровавом и безбожном ХХ веке для решения важнейших вопросов современности…

 

СЕРБСКИЙ ЗЛАТОУСТ

 

Родившись в горном селе Лелич от православных родителей Драгомира и Катерины, будущий святитель возрастал и формировался в атмосфере искреннего благочестия. Господь одарил его незаурядным умом и способностями, которые он еще более развил постоянными усердными занятиями. Преподаватели школы при монастыре святых Архангелов в Челие, где он начинал обучение, а затем и Вальевской гимназии неизменно выделяли его как лучшего ученика. И в Белградской богословии (семинарии) Николай также показывал блестящую успеваемость. Помимо обязательных программ и дисциплин, его привлекали знания в различных областях науки и искусства. Юноша самостоятельно ознакомился с творчеством великого сербского мыслителя и поэта Петра (Негоша), изучал произведения наиболее известных в мире писателей и философов – Шекспира, Гете, Вольтера, Гюго, Ницше, Маркса, Пушкина, Толстого, Достоевского... Преподаватели и сокурсники восхищались его способностями, а за необыкновенное красноречие он получил имя «сербского Златоуста».

Успехи в учебе будущего Владыки были отмечены субсидией от Министерства просвещения, и Николай смог продолжить образование в Европе. Он поступил в Бернский университет (Швейцария), по окончании которого получил степень доктора истории (за диссертацию о французско-славянском противостоянии в Боке Которской в 1806–1814 гг.) и в области богословия (за работу «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви»). Из Швейцарии святой переехал в Англию и 1909 год провел в Оксфорде, работая над очередной диссертацией – «Философия Беркли», защита которой происходила в Женеве на французском языке. Кроме классической европейской философии, святитель изучал религиозную философию Индии, овладел мудростью Дальнего Востока и Востока арабского. Вне всяких сомнений владыку Николая можно назвать одним из наиболее образованных людей ХХ века.

В 1909 году он возвращается на Родину и начинает преподавать иностранные языки в Белградской семинарии. При таких выдающихся способностях легко было поддаться самолюбованию, возгордиться и духовно погибнуть. Но Господь послал Своему избраннику болезнь – из тех, что не оставляют шансов на выздоровление. В больнице святой дает обет – если Бог продлит его дни, то он всецело посвятит себя служению Ему, Его Церкви и сербскому народу. И произошло чудо – юноша исцелился, после чего в монастыре Раковица близ Белграда принял постриг с именем Николай – в честь святителя Николая Чудотворца, а затем, 20 декабря 1909 года, – рукоположение в священнический сан.

Мудрый архиепископ Белградский и митрополит Сербии Димитрий, будущий Сербский Патриарх, справедливо считал западное богословие и образование лишенными христианского духа. Поэтому в 1910 году он направил молодого профессора на Восток, в Россию. При поступлении в Санкт-Петербургскую духовную академию смиренный иеромонах Николай умолчал о своих прежних званиях и дипломах и сдавал экзамены как обычный семинарист. Он прилежно посещал все занятия, стараясь ничем не отличаться от однокурсников. Но однажды на академическом духовно-литературном вечере его знания и проповеднический талант поразили аудиторию. Особенно впечатленный Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), первенствующий член Святейшего Синода, выхлопотал у Российского правительства для одаренного студента безплатное путешествие по стране. Благодаря ему, сербский Златоуст посетил большинство наших знаменитых монашеских обителей. Это послужило для него источником вдохновения, позволив глубоко постичь и от всего сердца полюбить Святую Русь.

В 1920 году иеромонах Николай был хиротонисан во епископа Охридского. Еще тогда он пророчески предсказал Вторую мировую войну как следствие удаления европейского человека от Бога и подробно описал оружие и методы, которые применялись в ней европейскими державами. Не довольствуясь всесторонней образованностью, архипастырь усердно потрудился и над воспитанием своей души. Каждое лето он паломничал по монастырям Святой Горы Афон, где подвизались благодатные пустынники и старцы. В беседах с ними он поучался премудрости Божией и постигал законы «науки из наук» и «искусства из искусств» – духовной жизни. Так владыка Николай соделался сосудом Духа Божия, новым святым Саввой и, по слову преп. Иустина Челийского, «трисолнечным Владыкой светов».

Вот как прославляет его авва Иустин: «Мы, нынешние сербы, имеем крупнейшего богача после святого Саввы в роду сербском. Этот богач, святой владыка Николай, обладает величайшим духовным сокровищем. Что же он дает нам, какое богатство? – Безсмертие Христово! Дает нам Жизнь Вечную! Каждое его слово – это малое Евангелие. Без преувеличений, владыка Николай – пятый евангелист для рода сербского. Все сказанное им – благовестие для человека. Все написанное им – Евангелие, Благая весть к Благой вести для каждого из нас. Да, это пятый евангелист, самый значимый евангелист для рода сербского после святого Саввы».

 

МУЧЕНИК ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

 

Особого внимания заслуживает противостояние святителя Николая попыткам изнутри реформировать Православную Церковь.

В 1925 году Константинопольский Патриарх Василий (Георгиадис) «для рассмотрения различных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым», и по случаю 1600-й годовщины Первого Вселенского Собора предложил созвать новый Вселенский Собор. Афонский старец Филофей (Зервакос), напротив, указывал на отсутствие такой необходимости: «В документе Священного Собрания за № 23 от 31 декабря 1925 года предлагается множество вопросов для обсуждения на Вселенском Соборе, который планируется созвать в ближайшем будущем на Святой Горе Афон. Между тем практически все вопросы (за исключением лишь некоторых), указанные Вселенской Патриархией, уже рассмотрены в божественных и священных канонах Святыми Апостолами и Вселенскими и Поместными Соборами Церкви. Современные отцы могут вполне в этом убедиться, тщательно и со вниманием исследовав божественные каноны и священный Пидалион (сборник правил с толкованиями преподобного Никодима Святогорца, принятый грекоговорящими Поместными Церквами для всеобщего употребления, – примеч. ред.). Поэтому мы считаем, что безсмысленно созывать Вселенский Собор для рассмотрения тех проблем, которые решены священными канонами божественных Апостолов и богомудрых Отцов и Учителей Церкви».

Православные Предстоятели тоже отнеслись к идее нового Собора весьма настороженно, памятуя недавнее Константинопольское «всеправославное совещание», утвердившее противоканоническое решение о введении григорианского календаря – источника смут и расколов. Они заявили о необходимости созвать сначала Предсобор из делегатов от всех автокефальных Церквей. 8–23 июня 1930 года на Афоне в Ватопедском монастыре проходило заседание Межправославной подготовительнойкомиссии, которая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 года. В работе этой комиссии приняли участие Предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Элладской и Польской Церквей, а также Константинопольский Патриарх в качестве представителя не только своей, но и Кипрской Церкви. Из 32-х заявленных тем после обсуждения оставили 16, оформив их в каталог, где первым пунктом значилось положение дел в Русской Церкви.

 

Окончание на стр. 5

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник