ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 


Архиерейское осенение

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VII:
БОЖЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

ИЛИ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО

ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

 

 

§ 31

ОСЕНЕНИЕ

 

После молитвы архиерей тотчас выходит и благословляет людей. Святой Симеон (в гл. 82, о храме) пишет: «Приняв молитву от иереев, он благословляет народ, молясь и о нем, и вместе испрашивая у него молитв и для себя. Поэтому и народ говорит не „Господи, помилуй“, но „На многая лета, Владыко“ („Исполла эти, Деспота“, – примеч. ред.), – молясь, чтобы благопоспешно было его священнодействие и чтобы он надолго пребывал в нем».

 

§ 32

ПРОСКОМИДИЙ ТРИ

 

Если кто спросит, для чего опять читается здесь молитва проскомидии или приношения, когда известно, что проскомидия совершена была прежде Литургии на предложении, на это ответим, что на Литургии проскомидия не только повторяется дважды, но и трижды. Первое приношение было на предложении перед началом Литургии – несовершенное. Второе приношение есть настоящее, когда Святые Дары переносятся и полагаются на Божественной трапезе и через молитвы приготовляются к предложению. Третье приношение есть то, когда Святые Дары, уже совершенные, приносятся Отцу не как хлеб и вино, но как истинные Тело и Кровь Христовы. В первом приношении иерей молится благословить принесенные Богу хлеб и вино, которые с этого времени не должны идти ни для какого общего и обыкновенного употребления. Во втором и настоящем иерей молится, дабы Бог удостоил его приносить Ему «дары же и жертвы духовныя». А в третьем с дерзновением говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще...» Ибо ни одно приношение не может быть так совершенно и угодно Богу, как сии Святые Дары.

 

§ 33

ЦЕЛОВАНИЕ НА ЛИТУРГИИ

 

Так как церковь, приготовляя чад своих к священнодействию, требует от них не только молитвы, но и доказательств веры и любви, то в просительной ектении, только лишь перед сим проговоренной диаконом, словами: «У Господа просим» – изображается молитва, в настоящих словах: «Возлюбим друг друга» – любовь, а в следующем за тем Символе – вера. Таким именно образом, т. е. молитвою, взаимною любовию и верою мы должны приготовлять себя к священнодействию. Сослужащие священники в это время выражают доказательство своей любви установленным порядком: целуют руку и плечо архиерея, который говорит: «Христос посреде нас», на что они отвечают: «Есть и будет».

Священномученик Климент (в Постановлениях Апостольских, кн. 8, гл. 11) пишет: «Диакон пусть говорит вслух всех: лобзайте друг друга лобзанием святым, и тогда священнослужители пусть целуют архиерея, мужчины – мужчин и женщины – женщин». Причину, почему издревле установлено это всеобщее в Церкви целование, святитель Симеон Солунский (гл. 84, о храме) объясняет так: «После первой молитвы, во время чтения священного Символа, бывает целование по той причине, что через правое исповедание Троицы и Одного Воплотившегося из Лиц Святой Троицы мы пришли в единение, и это исповедание соединило нас с Ангелами; что людям должно любить друг друга, т. к. и Христос из любви принес Себя в жертву; что желающий причаститься Его должен предстать без вражды; и что в будущем веке все будут друзьями и ни одного не будет врага, ибо враги далеко извергнутся». Впрочем, обряд общего и взаимного целования уничтожен, как показано в толковании 19 правила Лаодикийского собора: «И потом пресвитеры давали мир, т. е. целование епископам; потому что целование есть образ любви, а за любовью следует смирение; и потом миряне давали мир пресвитерам, т. е. целовались с ними; чего ныне уже не бывает: это отменено, как и многое другое, бывшее в обыкновении в прежние времена».

 

§ 34

ВОЗГЛАС «ДВЕРИ, ДВЕРИ»
ОЗНАЧАЕТ ДВА ДЕЙСТВИЯ

 

Некоторые думали, что словами «Двери, двери…» повелевается низшим служителям, т. е. иподиаконам и другим придверникам, затворять все внешние церковные двери и наблюдать, чтобы оглашенные, кающиеся и неверные не могли входить в церковь и видеть и слушать совершение Святых Таин. Другие, зная, что оглашенные и кающиеся уже выведены, как показано выше (§ 26), обратили эти слова к самим себе и положили: да не затворим, но да отверзем все двери наши, т. е. отверзем уста наши и слух наш к выслушанию следующего Символа веры. Таким образом, говорится это как бы так: для этой премудрости, в Символе изображенной, отверзите уста и слух, чтобы принять ее; всегда так исповедуйте и слушайте, и делайте без лености, прилежно, и будьте внимательны к самим себе. Но в ближайшем и пристойнейшем смысле те слова «Двери, двери…» относятся непосредственно к завесе, которая тогда же отверзается, и от завесы обращают наше внимание к тем действиям, которые имеют быть немедленно совершаемы в алтаре. Завеса незадолго перед сим была задернута для того, чтобы изобразить приставленную ко гробу Иисуса Христа стражу, и для того, чтобы показать, что не всеми изначала познаны были Таинства. В настоящем случае отверзаемая завеса и слова «Двери, двери» служат к обозначению той же кустодии, которую представляет завеса. Когда, пребывая во Гробе, охраняемом приваленным камнем и стражею, Христос хотел явить Воскресение Свое, то открылось землетрясение, и затем отверзся Гроб, и стражи Гроба разбежались от страха. То же самое и в настоящее время изображается в священнодействии. Священники подъемлют воздух, как бы камень, приваленный ко Гробу, потрясают его над Гробом, представляя самое отваление камня, отверзение гроба, землетрясение и бегство стражей. Все это показывает и настоящая завеса, отверзаемая перед очами всех.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

     

 

ОПРОС ||
«Столп и утверждение истины»

    


     1. Знаете ли Вы, что, согласно православному вероучению, Церковь Христова пребудет на земле до скончания века?


    да – 99%; нет – 1%

 

    2. Знаете ли Вы, что Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь не может разделяться и как-либо погрешать?


    да – 97%; нет – 3%

 

    3. Известно ли Вам, что Святые Отцы запрещают подвергать пересмотру уже однажды решенные на Вселенских и Поместных церковных Соборах вопросы?


    да – 89%; нет – 11%

 

    4. Нужен ли, по Вашему мнению, Церкви новый Вселенский Собор?


   нет – 100%

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник