ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Продолжение. Начало см. в № 6 (126)

 

Нынешний 2015-й – год 70-летия Победы русского народа над фашистскими захватчиками. «ПК» продолжает публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили этот великий праздник, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

ПОДВОДНОЕ БРАТСТВО

 

Только общими усилиями экипажа
добывается победа…

Командир ПЛ «К-21» Н.А. ЛУНИН

 

Одним из факторов нашей Победы в Великой Отечественной войне стало то, что в довоенное время в Советском Союзе десятки и сотни тысяч молодых людей свято хранили в душах своих такие понятия, как Родина, самопожертвование, мужество, отвага, честь. Это помогало жить и бороться до конца, находить выход в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, способствовало массовому героизму русских воинов и мирных граждан в те суровые годы испытаний.

 

Не прошло еще и трех недель с начала войны, а советская подводная лодка «С-11» (командир – капитан-лейтенант А.М. Середа) уже несла боевую службу у главной базы немецких подводников «Кригсмарине» – в районе Данцига. «С-11» атаковала германский военный транспорт «КТ-11» водоизмещением 5000 тонн, идущий в охране нескольких кораблей эскорта, и потопила его. Несмотря на настойчивое преследование, лодка успешно оторвалась от кораблей противолодочной обороны и продолжила боевое патрулирование.
Во время выполнения этого задания наше судно неоднократно подвергалось нападениям немецких надводных кораблей и самолетов, но каждый раз успешно уходило от них. При возвращении в базу (г. Таллин), у островов Даго и Эзель оно встретилось со своими кораблями сопровождения и уже почти благополучно достигло намеченного рубежа. Однако корабли охранения, не дойдя до заданной точки, пропустили лодку вперед и повернули назад, взяв обратный курс для встречи с другой ПЛ. В этой ситуации «С-11» самостоятельно вошла в пролив... и подорвалась на немецкой магнитной мине на виду у кораблей сопровождения.

Вот запись в журнале боевых действий одного из тех кораблей сопровождения: «18.00. Подводная лодка „С-11“ затонула от взрыва. Широта... долгота... В безсознательном состоянии подобраны два тяжелораненых командира». Разумеется, не командира, а офицера, но так тогда называли всех офицеров. Поставив веху на месте гибели ПЛ, корабли покинули район. А в затонувшей подводной лодке осталось несколько живых человек.

Через 30–40 секунд после того, как чудовищной силы взрыв потряс судно и в небо взметнулся громадный столб воды, перемешанной с грунтом, лодка ушла на дно. Выжившие рассказывали потом, что им показалось, будто лодку сначала буквально выбросило из воды. И сразу палуба ушла из-под ног, судно с большим креном стремительно провалилось вниз и ударилось о грунт. Все механизмы остановились и замолкли, погас свет, наступила мертвая тишина.

В 7-м отсеке лодки остались: старший краснофлотец Николай Никишин, торпедист (он же по боевому расписанию старший в отсеке); старший краснофлотец Василий Зиновьев, артиллерист, под водой нес вахту на посту управления вертикальным рулем вместо заболевшего рулевого (в момент взрыва Зиновьев серьезно травмировался, ударившись головой о рулевую колонку); краснофлотец Александр Мазнин, электрик (в результате взрыва получил несколько ушибов); краснофлотец Василий Мареев, электрик.

При свете маленького динамо-фонарика подводники, осмотрев отсек, убедились, что вода уже заполнила трюм и продолжает поступать: хлещет по переговорной трубе, связывающей отсек с центральным постом, через люк в переборке из 6-го отсека и вентиляционную магистраль. Никишин, выполняя свои обязанности старшего в отсеке, начал организовывать спасение выживших. Перекрыли клапаны на аварийной колонке и переговорной трубе, принялись заделывать пробоины аварийным материалом: клиньями, одеялами, простынями и т. д. Однако вода продолжала пребывать. Для предотвращения окончательного затопления было бы выходом поднять давление в отсеке баллонами сжатого воздуха ВВД. Но Никишин мыслил шире задачи спасения собственной группы, предполагая, что в лодке еще могли оставаться живые и что воздух может потребоваться для продувания балласта при возможной попытке всплытия судна.

 


Спасшиеся члены экипажа «С-11»: старший краснофлотец
В.В. ЗИНОВЬЕВ, старший краснофлотец Н.А. НИКИШИН, краснофлотец А.В. МАЗНИН

 

Установить методом перестукивания связь с другими отсеками не удалось. Однако через переговорную трубу с 6-м отсеком неожиданно услышали, что там тоже есть живые, что на центральном посту был взрыв и там все погибли, личный состав из 4-го и 5-го отсеков перешел в 6-й, и там у них воды по грудь, держатся только благодаря воздушной подушке. Думая прежде всего о своих товарищах, находившихся в более тяжелом положении, Никишин принял решение открыть переборочный люк в 6-й отсек, сровнять уровень воды и воздуха, а затем пробовать спастись всем. Убедившись в исправности индивидуальных аппаратов и наличии кислорода в баллонах, он приказал всем надеть их, но пока без необходимости не использовать.

Совместными усилиями из двух отсеков подводники пытались открыть стальной люк, но он не поддавался, поскольку был заклинен при взрыве от деформации корпуса лодки и перекоса переборки. Длительные и упорные работы в этом направлении ни к чему не привели. В 6-м отсеке постепенно стихали голоса, звучали прощальные слова... Когда вода уже заполнила лодку настолько, что о всплытии не могло быть и речи, Никишин принял решение открыть клапан сжатого воздуха и пустить его в отсек. Однако и это не спасло положения. Тогда решили через колонку аварийного продувания главного балласта облегчить корму, приподняв ее ближе к поверхности воды, но и этот шаг успехом не увенчался.

Казалось бы, все резервы исчерпаны и можно впасть в отчаянье. Глубиномер вышел из строя в момент взрыва, и глубина залегания лодки была неизвестна. Выход через торпедопогрузочный люк исключался: удар ворвавшейся воды размажет людей по стенам, а те, кого водоворот выбросит через люк, если и не получат смертельные травмы о корпус лодки, то вряд ли выдержат столь резкий перепад давления.

Действительно, можно было отчаяться. Сохранялся, правда, еще один путь к спасению – через торпедный аппарат, но и этот вариант, похоже, был нереальным. Каждый из двух аппаратов имел торпеду, погрузочное устройство сломалось при взрыве, а вручную втащить торпеду в отсек было невозможно.

Оставалось только выстрелить торпеду, но она лежала бездвижным грузом, потому что в стрельбовом баллоне не мелось сжатого воздуха. Однако подводники придумали решение: перепустить сжатый воздух из запасной торпеды в стрельбовой баллон при помощи гибкого шланга. Но из-за отсутствия специального ключа для открытия запирающего клапана Никишин, попытавшись открыть клапан с помощью молотка и зубила. сбился, и сжатый воздух из торпеды вышел в отсек. Давление еще больше повысилось, стало дышать еще труднее. Вторая запасная торпеда уже заполнилась водой. Тем не менее, сжатый воздух есть был в торпедах, находившихся в торпедных аппаратах. Значит, надо перепустить воздух из торпеды, расположенной в аппарате правого борта, в стрельбовой баллон левого, решили выжившие.

И опять все сначала. Общими усилиями через несколько часов кропотливой и осторожной работы воздух все-таки был перепущен в стрельбовой баллон. Давления не хватало на целую четверть, но назад уже дороги уже не осталось – придется стрелять. И снова Никишин думал о других, о том, что слепым выстрелом можно попасть в кого-то из своих. Для исключения взрыва он открыл запирающий клапан, что обезпечивало немедленное потопление торпеды сразу по выходе из аппарата. Кроме того, были выполнены и необходимые действия, чтобы она не взорвалась при ударе о грунт.

И вот, открыта крышка торпедного аппарата, пробуют произвести выстрел... И – неудача! Снова и снова нажимается рукоятка стрельбового щитка – выстрела нет. Никишин в очередной раз внимательно проверяет стрельбовой щиток... И вот, когда уже все варианты перепробованы, вдруг обнаруживается неисправность! Немедленно после ее устранения – выстрел: торпеда вышла. Прошло 5 часов после взрыва лодки, появилось «окно» в жизнь, но это был только первый этап к спасению. Много опасностей ждет героев еще впереди…

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

По материалам сайтов:
http://otvoyna.ru,
http://1941-1945.ru

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник