ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДОРОГА К БЛАГОДАТИ

 


Современные паломники в Дивееве

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

– Сегодня, по милости Божией, у людей, стремящихся приобщиться к святому, имеются широкие возможности. Что Вы можете посоветовать собирающимся в паломническую поездку? Что важно знать и учитывать, на что настроиться, к чему себя подготовить?

– Прежде всего нужно определить правильную цель. Например, некоторые люди едут в монастыри в надежде пообщаться со старцами. Таким путешественникам необходимо помнить, что истинных столпов благочестия, обладающих духовными дарами (главным из которых является рассуждение), в наши дни, к сожалению, очень немного. Они, как правило, стараются хранить свои подвиги в тайне – их жизнь неприметна для мирских глаз, сокрыта в Боге зачастую даже от ближайших собратий-монашествующих. Зато нередко людская молва окружает ореолом старческой славы пастырей, которые ей попросту «удобны», тех, кто своим общепризнанным авторитетом, усвоенным в силу возраста (подразумевающего наличие определенного духовного опыта) и многолетнего ношения монашеского чина и священного сана, может «санкционировать» те или иные уступки – в угоду нашему самолюбию, расслабленности, малодушию и маловерию…

В целом же – как к жизни духовной вообще, так и к паломничеству в частности – приложимы слова премудрого сына Сирахова: Чадо мое, если приступаешь работать Господу, уготовь душу твою ко искушению (Сир. 2, 1). Только в таком случае все неожиданности и возможные неприятные моменты человек перенесет, сохраняя мир в душе. Подготавливаться же к ним лучше всего молитвой: «Господи, не введи меня во искушение! Укрепи мою веру, управи мой путь ко спасению, пусть это начинание послужит мне и моим ближним во благо!..»

А искушения православного путешественника могут поджидать немалые. Например, один журналист описал примечательную паломническую поездку к святыням Кавказа, состоявшуюся в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Во время движения по горной дороге автобус верующих остановила группа вооруженных бородачей; всем приказали выйти из салона и выстроиться в ряд. Когда путники выполнили требование, боевики под угрозой расстрела повелели им снять нательные крестики. И что вы думаете? Из всей группы, состоявшей примерно из 20–30 человек, только пятеро отважились им не подчиниться! Довольные своим успехом исламисты с усмешкой укорили последовавших их приказу православных, но в итоге никого не расстреляли, всех отпустили. Понятно, что группу составляли самые разные люди, что слаб человек и пуглив, но именно то, что даже среди «средних» верующих каждый пятый был готов разделить участь Жени Родионова, видимо, и повлияло на решение бандитов сохранить жизни этих паломников.

Вот какие бывают испытания в богомольческих поездках! Соответственно, собираясь в путь, мы должны запастись терпением, смирением и мужеством, стремиться быть духовно бдительными и все свои усилия направлять к единой цели – богоугождению и душевному спасению.

 

– В наши дни у всех на слуху такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т. д. А насколько они уместны? Чем паломничество отличается от туризма (в том числе и т. н. религиозного туризма), почему об этой разнице нельзя забывать?

– Как я уже сказал, паломничество – это путешествие верующего человека к объекту религиозного значения для поклонения святыне. А туризм – это посещение каких-либо достопримечательностей в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных и иных целях. Православные люди могут быть и туристами, но неверующие паломниками не станут. В этом разница. Паломник стремится к стяжанию Духа Святаго, турист – только удовлетворяет любопытство, ищет и находит «новые ощущения». К тому же туризм в наши дни превратился в особый религиозный культ со своими «мекками». А главная цель турагентов – нажива; это один из прибыльных видов современного бизнеса. Для насельников же монастырей, основных центров паломничества, принятие богомольцев, предоставление им крова и пищи, духовного утешения и назидания – своего рода служение, богоугодный спасительный подвиг.

 

 

– На одном сайте мне встретилось следующее утверждение: «Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения». Как Вы можете прокомментировать эти слова? Как следует относиться к туристам-иноверцам? Могут ли они посещать наши монастыри и храмы, присутствовать на богослужениях?

– Туристы могут приезжать в наши монастыри, но молитву еретиков в православных храмах церковное законодательство не приемлет. Так, 6-е правило святого Лаодикийского Собора заповедует «не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий». А 10-е и 45-е правила Святых Апостолов запрещает церковным чадам любую совместную молитву с неправославными. Однако, к сожалению, по причине того, что некоторая часть наших священнослужителей заражена сегодня еретическими идеями экуменизма, древние каноны по этим вопросам не всегда соблюдаются.

Но нужно знать и помнить, что такое положение дел не является нормой, и рано или поздно все сторонники отступлений от чистоты Православия пожнут горькие плоды своих заблуждений. Не надо соблазняться их мнимым человеколюбием: напротив, истинная любовь к ближним, не принадлежащим пока по тем или иным причинам к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, состоит в том, чтобы обратить их на путь покаяния, уврачевать их душевный недуг, объяснив им причины, по которым они не могут участвовать в православных богослужениях. Это – а не притворная «любовь» и вседозволенность – будет подлинным духовным просвещением ко спасению душ и гостей-туристов, и встречающих их православных верующих.

 

– Как известно, ряд важнейших христианских святынь находится в культовых сооружениях представителей иных конфессий (например, Терновый венец Спасителя – в католическом костеле Парижской Богоматери, мощи святителя Николая – в католической базилике в Бари). Может ли православный человек им поклониться? На что при этом ему следует обратить внимание?

– Подобный вопрос задавали преподобному Оптинскому старцу Нектарию в 20-е годы прошлого века. Тогда обновленцы захватили многие православные храмы с пребывающими в них чтимыми чудотворными иконами, и верующие, желающие приложиться к этим святыням, недоумевали, как быть. Старец Нектарий благословлял заходить в принадлежавшие еретикам церкви, но при этом проходить только строго к святыне, не участвуя ни умом, ни сердцем в еретическом молении, и, почтив святыню, сразу же удаляться. Думаю, его совет справедлив и в отношении католических костелов и прочих неправославных зданий, где хранятся христианские святыни, – во всяком случае, он вполне согласен с церковными канонами.

 

– Отец Александр, благодарим Вас за интересную беседу! Что в ее заключение Вы хотели бы пожелать нашим читателям?

– Желаю всем отцам, матерям, братиям и сестрам во Христе, а также всем людям, ищущим истину и желающим соприкоснуться с благодатными сокровищами Православия, твердой и правой веры, крепкого здоровья и счастливого пути – во всех смыслах этого слова!

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

 

 

 

ОПРОС ||
Что мы знаем о паломничестве?

    


     1. Совершаете ли Вы паломнические поездки по святым местам?


     да – 92%; нет – 8%

 

     2. Знаете ли Вы, в чем разница между православным паломничеством и туризмом?
     да – 85%; нет – 15%

 

     3. Согласны ли Вы, что главная цель паломничества – укрепление в вере и стяжание благодати Святаго Духа?
     да – 98%; нет – 2%

 

     4. Известно ли Вам, что, согласно канонам, еретикам и иноверцам не дозволяется молиться в православных храмах?


     да – 75%; нет – 25%


 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник