ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Мученик за единовластие

 


«Андрей Боголюбский (убиение)»
Худ. С.А. КИРИЛЛОВ

 

Летописец с теплотой говорит о душевной красоте Андрея Боголюбского: «Сей благоверный и христолюбивый Князь с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь, очистил ум свой как светлую палату и украсил душу всеми добрыми нравами. Много создал он церквей и монастырей. Не омрачил он ума своего пьянством; был кормителем чернецам и черницам и для всех людей – любвеобильным отцом. Особенно же любил подавать милостыню: каждый день приказывал возить по городу различную пищу и питье и раздавать больным и нищим и, видя всякого нищего, подавал ему и говорил себе: „Не Христос ли это пришел испытать меня?“ По ночам входил он в церковь, сам зажигал свечи и, повергаясь пред иконами, со смиренным сердцем молил о прощении грехов и плакал о них».

Великий Князь Андрей, как говорит летописец, был женат на дочери боярина Кучки. Этот состоятельный человек, владелец селения Москва, был казнен отцом Андрея, Юрием Долгоруким, а дочь его выдана за Андрея. Он осыпал милостями ее братьев, но должен был казнить одного из них за злодеяние. Другой возненавидел за это Андрея и подстрекал против него бояр, внушая им, что их ждет та же участь. Это было тем легче, что строгость Андрея, твердого и искоренявшего злоупотребления бояр, породила множество недовольных. Некоторые из заговорщиков были доверенные, близкие к Князю лица.

В глубокую ночь, с 29 на 30 июня 1174 года они пришли к дворцу в Боголюбове, для смелости напившись в княжеском погребе вина и меду, зарезали сторожей, вломились в сени и горницы и стали звать Андрея. При Князе находился один из его отроков. Злодеи взломали дверь спальни. Андрей хотел взяться за свой меч, принадлежавший некогда святому Борису, но не нашел его, т. к. его вытащил заранее из-под изголовья изменивший Князю ключник.

Два человека бросились на Князя. Сильным ударом он сшиб первого с ног, и товарищи в темноте умертвили его вместо князя. Долго боролся Андрей. Израненный мечами и саблями, он говорил: «За что проливаете кровь мою? Рука Всевышнего казнит убийц и неблагодарных». Наконец он упал на землю. В замешательстве злодеи схватили тело товарища и поспешили выйти вон. Андрей в безпамятстве вскочил и побежал за ними с громкими стонами. Убийцы воротились, зажгли свечу и по следу крови Андреевой дошли в сенях до столба лестницы, за которою сидел князь. Один из них отрубил князю правую руку, другие вонзили мечи в сердце. Андрей успел сказать: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался.

Он умер за то стремление к единовластию, необходимость которого так ясно осознал и сам осуществил. Но мысль, к которой он пришел, продолжала жить. Оставляя Руси будущего эту великую и животворную мысль, он оставил ей и свою сокровенную святыню – икону Владимирскую, ставшую прибежищем, оплотом и заветною святыней Русской земли.

Приведем слова знаменитого историка М.П. Погодина: «Если вы будете во Владимире, ступайте в Кремль поклониться древнему зданию зодчества в Русском Царстве (храму святой Богородицы Золотоверхой, – создание Князя Андрея Юрьевича Боголюбского). На правой стороне от северных дверей стоит серебряная гробница, и недалеко от нее висит древний шитый образ во весь рост усопшего. Помолитесь ему и поклонитесь мощам благоверного Князя Андрея. Это был самый смышленый Князь своего времени, который умел захватить в свои руки власть почти над всей своею братией, которого слушались равно и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, Князья смоленские, полоцкие, волынские и прочие. Но не тем он заслужил особенную память в летописях Отечества, а вот чем: он обратил средоточие русской государственной тяжести в нашу сторону, он вывел на поприще истории другое племя, великорусское, самое младшее из всех племен славянских, и – второй Рюрик – положил основание другому княжеству, которое примет в один из меньших городов своих, заложенный отцом его, все прочие. <...> И заключит в себе судьбы Отечества».

 

Евгений ПОСЕЛЯНИН

 

Святые вожди земли Русской.
М., 2013.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и у современных авторов.

 

 

8. ОБВИНЕНИЕ НАС В НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ
ВОПРОСА О «ПРОБЛЕМЕ» ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ (ИЛИ ХРИСТИАНСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ)

 

Еще большая несостоятельность высказана во второй половине последнего возражения. Мы никак не можем согласиться с мнением, что из нашего учения о богоустановленности самодержавной царской власти можно вывести указанное обвинение против первых христиан. Как они могли добиваться появления богоустановленной самодержавной царской власти, когда она уже существовала, хотя и в лице языческих Царей?

Да, эта богоустановленная царская власть часто настолько отступала от своего Божественного назначения, что делалась гонительницей христиан. Но и в данном случае мы обвиняем последних в погрешности за то, что они не добивались царской власти, соответствующей своему назначению. Это было для христиан первых веков делом сверхсильным. Оно могло осуществиться только общегосударственными и военными мерами. При посредстве этих мер и содействием особенной поразительной помощи Божией Константин Великий и мог установить истинную царскую самодержавную власть.

А до этого момента в их распоряжении было одно только средство для осуществления своего желания видеть над собою богоустановленную царскую власть в ее истинном проявлении – это молитва. И митрополит Филарет говорит, что они, исполняя заповедь апостола Павла молиться за Царя (см.: 1 Тим. 2, 1–2), молились со скорбью и слезами (Филарет, митр. Московский. Слова и речи. М., 1848. Ч. III. С. 290–292) – как мы теперь молимся, чтобы Господь или обратил богоборческую власть и гонителей нашей Церкви в России к Правоверию или устранил их совсем; как некогда молился святитель Василий Великий относительно Императора Юлиана-Отступника.

В данный момент множество из русских православных людей, наших братьев, страдающих в Советской России и проживающих за границей, желают восстановления богоустановленной царской власти – конечно, для истинного духовного возрождения Родины на исконных началах Православия и самодержавия. Но их, как и первых христиан, мы не можем обвинять в том, что они грешат против воли Божией, не добиваясь богоустановленной царской самодержавной власти.

Мы не закрываем глаз на тот непреодолимый человеческими силами гнет, который испытывают наши братья в России, а также – на совершенно безучастное отношение всего мира к настоящему бедственному положению России, которое изменить на благожелательное может Один только Бог.

 

9. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ БОГООТКРОВЕННОЙ ИСТИНЫ
О БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И
ОСНОВАННОСТИ ЕЕ НА ПРАВОСЛАВНОМ УЧЕНИИ –
ПО ПОВОДУ ПРИВЕДЕННЫХ В НАШЕЙ КНИГЕ СЛОВ
МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ

 

К таким несостоятельным выводам приводит рассмотренное нами выступление автора критической статьи против богооткровенной истины о богоустановленности царской власти как таковой. Такие же выводы, как об этом мы говорили в свое время, возникают от его возражения против этой богооткровенной истины в истолковании им библейского повествования о происхождении царской власти. То же самое, как видели мы, наблюдается при попытке ослабить нашу ссылку на учение святого Феодора Студита о происхождении царской самодержавной или единодержавной власти, при опровержении нашего толкования слов апостола: Несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1), и при возражении, что даже сомнение в богооткровенной царской власти и в ее ценности самой по себе является актом, направленным против Священного Писания.

Таким же несостоятельным является и выступление против богооткровенной истины о богоустановленности царской власти, высказанное по поводу слов митрополита Филарета, которые мы приводим в нашей книге как его учение о единодержавной или самодержавной власти Царя и о ее великом благотворном для нас значении.

 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник