ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Герои-авиаторы в ВОВ

 

 

Продолжение. Начало см. в № 6 (126)

 

Нынешний 2015-й – год 70-летия Победы русского народа над фашистскими захватчиками.

В ближайших номерах рубрика «С крестом и честью» временно прерывает публикацию списков Героев СССР и России с той целью, чтобы предоставить вниманию читателей материалы, повествующие о большом вкладе всех родов войск в общее дело Победы, – свидетельства безпримерного мужества русских воинов, независимо от того, в каких войсках они несли свою службу.

 

Среди Героев и дважды Героев Советского Союза больше всего было летчиков. В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, первыми звания Героя СССР удостоились молодые пилоты 158-го истребительного авиационного полка младшие лейтенанты С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов, таранившие под Ленинградом немецкие бомбардировщики, а также младший лейтенант М.П. Жуков, сумевший сбить несколько самолетов врага.

В конце июля капитан Н.Ф. Гастелло, командир эскадрильи 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии, во главе экипажа (штурман лейтенант Бурденюк и стрелок лейтенант Калинин) направил свой подбитый, объятый пламенем самолет на скопление немецких войск.

Громя фашистов, отстаивая свободу и независимость Родины, русские летчики на протяжении всей войны проявляли массовый героизм. Наши воины оказали решительное сопротивление опытному, технически превосходящему противнику в начальный период Великой Отечественной, а с августа 1944 года стали бомбить Берлин и другие немецкие города.

 


Майор А.И. ПОКРЫШКИН, май 1943 года

 

Несмотря на большой урон, который претерпела в первые дни войны советская авиация в результате бомбардировки аэродромов, врагу не удалось сломить высокий боевой дух наших летчиков и их непоколебимую стойкость. Господство в воздухе немецких асов оказалось временным. Люфтваффе (название германских военно-воздушных сил, – примеч. ред.) впоследствии терпели поражение за поражением в небе над Москвой, Сталинградом, Кубанью, Курском…

Таранные удары в воздухе прочно вошли в практику боя летного состава всех родов русской авиации. В ходе Великой Отечественной летчики-истребители применяли воздушный таран в бою около 600 раз. Такие удары наносились также по наземным целям, получив название «огненных таранов». За годы войны наши пилоты совершили около 300 этих смертельно опасных подвигов.

Но героизм отечественных авиаторов проявлялся и иначе. Он, прежде всего, заключался в их стремлении причинить врагу максимальный ущерб, не взирая на его численное преимущество и другие неблагоприятные факторы. Обычно русские летчики от боя не уклонялись, мужественно сражались с превосходящими силами противника. Также в основе их подвигов лежали ответственность за судьбу своих боевых товарищей и безусловное стремление к выполнению военных задач.

Так, старший лейтенант А.И. Покрышкин, в будущем трижды Герой Советского Союза, на второй день войны вступил в сражение с пятью «мессершмиттами» и один самолет сбил. Старший лейтенант А.К. Горовец противостоял 20-ти (!) немецким бомбардировщикам, дрался до последнего патрона и уничтожил в этом бою девять машин противника (за что и был удостоен звания Героя Советского Союза).

Развивая тактику боя, русские летчики добились выдающихся результатов. Среди них – трижды Герои Советского Союза: гвардии майор И.Н. Кожедуб и полковник А.И. Покрышкин; дважды Герои: гвардии майор Н.Д. Гулаев, гвардии капитан П.Я. Головачев, гвардии майор П.А. Плотников, гвардии майор В.С. Ефремов, гвардии майор Л.И. Беда, гвардии майор М.П. Одинцов и многие другие.

Александр Иванович Покрышкин старательно и творчески отрабатывал тактические приемы воздушного боя, внимательно изучал тактику неприятеля и делился своим опытом с молодыми летчиками. 30 его учеников стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них дважды удостоились «Золотой Звезды» Героя. За годы войны только они уничтожили более 500 немецких самолетов!

В дальнейшем ВВС Советской армии окончательно завоевали господство в воздухе и завершили войну победителями. Но эта Победа досталась нам дорогой ценой. Десятки тысяч наших авиаторов погибли, защищая фронтовое небо Родины. Вечная им память и слава!

За отличное выполнение боевых заданий, героизм и мужество около 200 тысяч летчиков и авиационных техников отмечены государственными наградами. 2420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 героев получили это звание дважды, и два человека трижды награждены медалью «Золотая Звезда». Героями также стали 30 женщин-авиаторов: Л.В. Литвяк, Е.И. Зеленко, Е.В. Буданова, Л.И. Шулайкина, А.А. Егорова, Т.Ф. Константинова, Л.Н. Литвинова и другие.

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

По материалам сайтов:
http://otvoyna.ru,
http://1941-1945.ru

 

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ – изданное правительством 25 февраля 1802 года, устанавливало население земли донских казаков в 320 тысяч человек мужского пола, обязанных выставить два гвардейских шестисотенных полка, 80 армейских пятисотенных и две артиллерийские роты, т. е. всего 45 тысяч офицеров и рядовых. В 1858 году число армейских полков было понижено до 64. В 1874-м, 31октября, последовало новое Положение, которым определялся комплект в два гвардейских полка, одну гвардейскую батарею, 60 конных армейских полков, 15 конных батарей и восемь местных команд. Во всех случаях – на основах иррегулярного формирования, т. е. с собственным конем, снаряжением, холодным оружием и обмундированием.

ПОЛОЖЕНИЯ О КАЗАЧЬИХ ВОЙСКАХ – были утверждены правительством в законодательном порядке для: Войска Донского – 29 сентября 1802 года и 31 октября 1874-го; Войска Черноморского – 13 ноября 1802 года; Войска Оренбургского – 3 мая 1803 года; Войска Уральского – 26 декабря 1803 года; Войска Сибирского – 19 августа 1808 года; Войска Кавказского Линейного – 14 февраля 1845 года. Впоследствии они изменялись и дополнялись.

ПОЛОЗИТЬ – ползать.

ПОЛОНЕННИК – военнопленный

ПОЛОНКА – свободное от льда место на замерзшей поверхности реки или озера.

ПОЛЬСКИЙ КОТЕЛ – емкость для варки пищи в степи на полевых работах.

ПОЛЫННОЕ ВИНО – особый сорт донского вина; белое, очень сухое, типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.

ПОЛТАВСКИЕ КАЗАКИ – остатки запорожцев в Полтавской и Черниговской губерниях; до 1917 года получали паспорта с отметкой «полтавский казак».

 


Современные казаки станицы Полтавской

 

ПОЛТАВСКАЯ1) станица на Кубани; многолюдное и богатое поселение черноморских казаков городского типа, почти полностью уничтоженное советской властью во время сплошной коллективизации и голода 1932 года; 2) станица Уссурийского казачьего Войска.

ПОЛЧАНИН, ПОЛЧОК – сослуживец по полку.

ПОМИНКИ – в XV–XVII веках так назывались подарки крымским ханам в деньгах и мехах для снискания их дружбы.

«ПОМОЛЧИ, ЧЕСТНАЯ СТАНИЦА, АТАМАН ТРУХМЕНКУ ГНЕТ!» – так на казачьих Кругах есаулы призывали выслушать атамана. Народные собрания на майданах, обычно очень шумные, подчинялись установленному обычаями порядку. Если атаман хотел высказать свое мнение, то молча поднимал вверх папаху, сложенную вдвое; тогда есаулы шли в толпу и обращали внимание присутствовавших на этот знак. Наступала тишина, и казаки внимали гласу своего выборного вождя.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник