ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ДОРОГА К БЛАГОДАТИ

 

 


Странники в Серафимо-Понетаевском
монастыре, конец XIX века
Фото М.П. ДМИТРИЕВА

 

 

Лето вмещает в себя массу событий и смыслов. Для одних – это период отпусков и отдыха, для других – пора активных работ на грядках, для третьих – насыщенный возможностями сезон, завершающий годовой круговорот дел… Сказанное относится ко всем жителям России, но для православных лето – это еще и пора паломничеств по святым местам. Верующие стараются приобщиться благодати: побывать в намоленных уголках земли, поклониться чудотворным иконам, мощам угодников Божиих и с покаянным чувством хотя бы краешком души прикоснуться к иному миру, дарующему внутреннее преображение, очищение, обновление. На тему паломнических путешествий мы беседуем с уже знакомым читателям священником – отцом Александром Парамоновым.

 

– Уважаемый отец Александр! Расскажите, пожалуйста, о паломничестве. Почему верующих, посещающих святые места, называют паломниками? Как и когда возникла традиция таких странствований, какова ее история?

– Паломничество – это посещение религиозно значимого объекта с целью поклонения святыне. Обычай совершать такие путешествия возник еще в ветхозаветные времена, когда иудеи собирались в Иерусалимский храм к празднику Пасхи. Также в древности многие поднимались к Ноеву ковчегу на гору Арарат. После богоубийства и разрушения Иерусалимского храма преемники древней Иудейской Церкви – христиане – начали посещать места, связанные с жизнью и смертью Господа нашего Иисуса Христа. Сохранились сведения, что в 119 году римский Император-язычник Адриан († 138), раздраженный массовым паломничеством ко Гробу Господню, приказал завалить пещеру камнями, сделать там насыпь и соорудить капище в честь языческой богини Венеры. При Императоре Константине Великом († 237) его мать, святая равноапостольная Царица Елена, разрушила это богопротивное строение, обрела Животворящий Крест Христов и повелела воздвигнуть храм Гроба Господня, который с тех пор стал для христиан основным центром паломничества.

В период гонений от язычников верующие приходили к могилам мучеников и местам их страданий и подвигов. В III веке, с зарождением монашества, появились отшельники, скитяне и киновиаты (монахи, проживающие в киновии – общежительном монастыре, – примеч. ред.). Среди иноков древней Церкви просияло множество аскетов, чудотворцев и прозорливцев, к которым еще при их жизни стекались тысячи людей, ищущих духовного совета, утешения, вразумления, молитвенной поддержки и исцелений своих душевных и телесных недугов. После кончины старцев христиане по-прежнему посещали основанные ими обители; а ученики почивших сопровождали их в места подвигов аввы, повествуя: «Вот, в этой пещере наш отец уединялся, тут он проводил ночи в молитве, на сем жестком и узком ложе предавался кратковременному отдыху…» Так на протяжении веков традиции паломнических странствований постепенно расширялись, развивались и укоренялись во всем мире.

 

– Как известно, посещать особо важные, сакральные места принято не только в Православии, но и в иных конфессиях и верах. Что Вы можете об этом сказать? Есть ли какие-то особенности именно православного паломничества?

– Душа человеческая – по природе христианка. Если она открыта к восприятию Божественного света, то, соприкасаясь со святыней, будет переживать особенное духовное состояние – Божию благодать. Всем известный пример – впечатления наших далеких предков-язычников, которые по приказанию святого равноапостольного князя Владимира, выбиравшего новую веру для русского народа, посетили храм святой Софии в Константинополе. «Не знаем, на небе мы были или на земле», – рассказывали послы князю по возвращении. Однако попадая в какое-либо место, считающееся объектом поклонения, но не имеющее отношения к истинному Богу, безпристрастные паломники свидетельствуют об отсутствии благодатных переживаний. Напротив, нередко им приходится претерпевать неприятные моменты, связанные, видимо, с воздействием темных, бесовских сил. Так, один путешественник, побывавший во время поездки на Святую Землю в католическом костеле, заметил, что его не покидало ощущение, «будто там кто-то умер». Т. е. главное отличие православного паломничества от путешествий иноверцев и еретиков – в том, что мы посещаем действительно заслуживающие почитания места, и потому наши усилия в этом направлении душеполезны и приносят искренне верующим людям спасительные духовные плоды.

 

– Как появилась и развивалась практика путешествий к святыням на Руси? С какого времени наши предки стали совершать паломничества не только в иные страны (в Иерусалим, в Константинополь, на Святую Гору), но и внутри своего государства? Чем были для них такие походы, зачем и как предпринимались? Почему эти богомолья часто связывались с каким-либо обетом? И чем объясняется расцвет русского паломничества в XIX – начале XX века?

– Паломничество на Руси возникло одновременно с Христианством. Почти с самого момента Крещения нашего народа русские люди стали совершать эти богомольные путешествия – например, в Киево-Печерский монастырь. Массовые посещения святых мест несколько приостановило татаро-монгольское нашествие, ибо варвары разрушали не только города и села, но и иноческие обители. Однако уже в XIV веке образовались новые центры поклонения святыням, главным из которых стал Троице-Сергиев монастырь; восстала из руин и Киево-Печерская лавра. Освобождение Руси от монгольского ига и становление Московского централизованного государства способствовали дальнейшему развитию паломничества.

Пример в сем богоугодном делании подавали наши благочестивые Государи. Особенно часто посещал святые места Царь Иоанн Васильевич Грозный. Практически перед каждым военным походом он ездил в монастырь или какой-либо древний русский город со множеством святынь и испрашивал помощи Божией, давая обет – как правило, о возведении нового храма или обители. А после каждой одержанной победы Царь возвращался в места своих молебствий, чтобы возблагодарить Господа и исполнить данное слово. Видимо, именно в этом и заключалась причина его необыкновенного успеха в области территориальных приобретений: за годы правления Иоанна Васильевича Русь возросла в размерах, как минимум, втрое.

Процветало паломничество и среди простого народа. По большей части оно было пешим; при этом всегда находились люди, которые посвящали таким странствиям не один год жизни. Существовал и такой вид подвига, как странничество; его делателей называли странниками, и эти богомольцы пользовались в народе особым уважением. Благочестивые традиции странничества и странноприимства сохранялись на нашей земле вплоть до начала ХХ века.

Особое развитие русского паломничества в XIX – начале XX века связано, по моему мнению, вообще с возвышением Российской Империи, которая в то время претендовала на роль самой мощной мировой державы. Мы славились непобедимыми армией и флотом, высокоразвитым сельским хозяйством и постоянно набиравшей темпы роста промышленностью, лучшими в мире наукой и образованием, небывалым расцветом культуры и искусства, миллионным годовым приростом численности населения... Кроме того, во многом распространению практики паломничества поспособствовало создание в Иерусалиме Русской Духовной Миссии, а также Императорского Православного Палестинского Общества, которое приобретало на Святой Земле участки и возводило на них монастыри, храмы и школы для бедных местных арабских детей. Создавались особые государственные проекты по присоединению к России Константинополя и Святой Земли, и эти планы имели хорошие шансы на реализацию. Однако совершавшееся не одно десятилетие и даже столетие постепенное уклонение народа, прежде всего – интеллигенции, от духовных начал Святой Руси, коварство западных «партнеров» и предательство доморощенных иуд – все эти вместе взятые явления – привели в конце концов к краху могущественной Российской державы…

 

– Что происходило с традицией паломничества в годы советской власти? Как отразились на ней антицерковные репрессии, какие характерные черты она утратила и какие – приобрела? Какой смысл вкладывали в это богоугодное делание наши ближайшие предки?

– В период гонений безбожная власть закрыла практически все монастыри и множество храмов, большинство из которых было впоследствии разрушено. Святыни изымались, уничтожались, подвергались поруганию. Благодатные источники, колодцы и купальни засыпались землей, камнями, мусором, заливались бетоном; воду из них через водопроводы использовали для хозяйственных нужд. В местах явления чудотворных икон, прежде особо многолюдных, устраивались засады и облавы… И хотя верующие все равно тайно посещали эти островки духовного утешения, приходя на руины древних обителей и храмов, к поруганным святыням – времена для паломничества были крайне тяжелыми. Только после войны, когда открылись некоторые обители и в них возобновилась монашеская жизнь, православные снова потянулись туда, желая укрепиться в вере и получить духовное назидание у истинных светильников веры – прошедших пытки и лагеря исповедников Православия.

 

 

Окончание на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник