АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ | НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ | СТРАНИЦА 9 |
Архиерейский жезл
Продолжение. Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ
И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
§ 20
АРХИЕРЕЙСКАЯ МАНТИЯ
Мантия, носимая архиереями в знак их достоинства и звания, имеет три струи или источника, проведенные по обеим сторонам, а над ними – четвероугольные две скрижали, т. е. таблицы или дщицы.
Святитель Симеон Солунский (в гл. 38, о храме) пишет: «То же самое означают находящиеся на архиерейской мантии источники (т. е. что прежде было сказано о подризнике архиерейском). Скрижали же или дщицы нашиваются во образ древней и новой благодати. Потому они и полагаются выше источников: они означают также, что учителю необходимо заимствовать поучения из двух Заветов». И (в гл. 79): «Один только архиерейский стихарь (подризник) имеет источники, как и мантия его. Она означает промышляющую, содержащую и покрывающую благодать Божию и все тело обхватывает и связует. Источники же показывают, что учение всегда истекает из двух Заветов, Ветхого и Нового, которые и означаются скрижалями или дщицами».
§ 21
ЖЕЗЛ АРХИЕРЕЙСКИЙ,
РОЖКИ И КРЕСТ НА НЕМ
Жезл архиерей приемлет в знак своей власти над подчиненными и в знак законного управления овцами Христовыми, что доказывает и молитва, читаемая при первоначальном его вручении. Сей жезл не без причины называется у греков пантерисса – в знак отеческого управления паствою.
Святитель Симеон (в гл. 80) пишет: «Жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори, чтобы можно было прогонять людей зверовидных и губительных. И над теми рукоятиями – Крест Христов; он означает победу – ибо Крестом мы и побеждаем, и утверждаемся, путеводимся и пасемся, запечатлеваемся, детоводимся и, умертвивши страсти, привлекаемся ко Христу, а противников прогоняем и отовсюду соблюдаемся».
§ 22
ЛАМПАДА
ПЕРЕД
АРХИЕРЕЕМ
Лампада, держимая и предносимая перед архиереем, имеет четыре значения. Она означает: 1) сияние благодати в архиерее; 2) свет учения и знания; 3) свет добродетелей, долженствующий быть в учителях; 4) руководство к свету.
Святитель Симеон (в гл. 80) поясняет: «Лампада, горящая пред архиереем, означает благодать иерарха и преподаяние ее священникам и всем верным. А потому архиерей называется от святого Дионисия „освятительным“ и образует Отца светов и истинный Свет – Иисуса, и благодать апостолов, которые названы светом мира. Свет, происходящий от лампады, являет сияние божественного знания и добродетелей и ангельскую, божественную, очищенную и светлую жизнь святых мужей, и особенно учителей, о которых написано: „Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех“ (Мф. 5, 16). Свет сей означает и то, что архиерей, подражая Христу, Свету мира, путеводит к Свету, что он имеет благодать Его и ведет к Нему следующих за ним».
§ 23
ДАРЫ СВЯТЫЕ ОСВЯЩАЮТСЯ
СНАЧАЛА НА ПРЕДЛОЖЕНИИ
Начиная Литургию, священник сначала лицо свое, а потом и самую жертву приготовляет и располагает к тому. Доселе говорили мы об одеждах, которыми украшаются служащие и которые являются выражением святости. Теперь должно обратить внимание наше на жертву, назначаемую к священнодействию и приготовляемую для сего с особенным обрядом. Что это приготовление жертвы нигде не может быть кроме предложения, то показывает самый чин. Предложение «есть то место в алтаре, на котором предлагаются Святые Дары, в первый раз жремые, и прежде, нежели перенесены будут на престол для священнодействия, получают здесь первое освящение или проскомидию, чрез священнические молитвы и чрез священный обряд, над ними совершаемый».
§ 24
УМОВЕНИЕ РУК
Прежде, нежели иерей и диакон начали одеваться, они были умыты. Но теперь опять делают то же.
Святитель Кирилл Иерусалимский в пятом тайноводственном поучении пишет: «Вы видели диакона, подающего умыться иерею и другим пресвитерам, окружающим жертвенник Божий; но подавал он воду отнюдь не для омытия телесной скверны. Да не будет; ибо мы с плотскою скверною не ходим в церковь. Но умовение рук знаменует, что вам должно очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо, как руки суть образ действия, то умывающие их изображают свою чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли блаженного Давида, который таинственно открывает то же самое: „Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи“ (Пс. 25, 6). Итак, умывать руки – значит быть неповинным осуждению за грехи».
Также святой Герман говорит: «Умовение рук внушает иереям, что к святой трапезе мы должны приступать с чистою совестию, умом и помыслом (это руки душ наших), со страхом, кротостию и сердечным расположением».
§ 25
ДИАКОН ГОВОРИТ:
«БЛАГОСЛОВИ, ВЛАДЫКО»
Когда диакон начинает производить какое-нибудь новое и таинственное дело, всегда приходит к священнику и просит от него на то дело благословения, показывая через это свое смирение пред священником: ибо тот и другой исполняют дело и служение Божие, при котором особенно необходимо смирение и покорность низшего высшему.
Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует
ОПРОС | || | Смотреть или не смотреть? |
1. Согласны ли Вы, что сегодня многие СМИ заинтересованы в уничтожении образа Божиего в человеке и изменении его сознания на антихристианский лад?
2. Готовы ли Вы полностью отказаться от просмотра телевизора?
3. Известно ли Вам, что по учению Церкви христианам не приличествует посещать мирские увеселительные заведения и общественные развлекательные мероприятия?
4. Знаете ли Вы, что единственным безгрешным и назидательным для верующих чувственным зрелищем Святые Отцы считают созерцание природы?
|