ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О зрелищах по творениям
Святых Отцов Церкви

 

 

 

Ослепляющий свет пошлых, вульгарных реклам, раздирающая слух и разжигающая страсти музыка, нецеломудренные вывески, неумолкающий треск и рев радиоаппарата… И толпа, ищущая чего-то особенного, поразительного, собственно, развращающего, но что подавалось бы ей на красивом позолоченном блюде. Это улицы большого города, вся забота которого направлена на удовлетворение толпы, на ублажение ее неумолкающего вопля: «Хлеба и зрелищ!» И подчас кажется, что вся промышленность, все технологии служат лишь этим низшим людским инстинктам. Все здесь свидетельствует о глубоком унижении и позоре человеческой души или, как сказал один философ, – о быстром приближении человека к животности и все большем и большем нравственном упадке города.

Возникает вопрос: откуда взялась эта потребность в зрелищах, стремление к развращенности, к усыплению себя наркотиками? От чего бежит современный человек? От себя самого, от внутренней пустоты, которую ему нечем заполнить?..

Безпрерывный вопль толпы – «Хлеба и зрелищ!» – слышится тысячелетиями. И зрелища появились в мире давно, а вот в наш век проникли, благодаря современным технологиям, с улиц в дома, в сокровенный мир семьи. И кажется, что спрятаться от них невозможно. В чем же их пагубность для души? Чтобы понять это, обратимся к учению Святых Отцов Церкви и посмотрим, какому отношению к развлечениям они учили христиан.

 

Христианство появилось в мире как проповедь о высшей чистоте и святости. А потому Церковь в древние века следила за нравами и жизнью человека особенно внимательно. Неудивительно, что зрелища в языческом обществе, как пагуба и грех, привлекли внимание Святых Отцов. Эти развлечения служили тогда для услаждения развращенного языческого народа, а позднее постепенно проникли и в среду христиан.

Вот что писал о них святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский: «Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и конские бегания, ловли со псами и всякая таковая суета, от которой избавиться моля, святой пророк глаголет к Богу: „Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя“ (Пс. 118, 37). Да не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где ты увидишь наглости шутов, производимые с безстыдством и со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных мужей плясания! Да не будет вожделенно тебе также безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям для прихоти своей окаянной утробы! Таковые, дабы угодить своему чреву яствами, сами по справедливости бывают пищей зверей неукротимых. А правильно сказать, они для своего чрева, которое бог их (см.: Флп. 3, 19), собственную жизнь свою погубляют чрез единоборство. Убегай и конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души: потому что все сие гордыня диавола есть».

Мысль о несообразности с достоинством христианина посещения зрелищ раскрывал Тертуллиан, с чувством глубокого негодования говоря о сценических представлениях своего времени: «Вероятно ли, чтобы христианин-беглец (он даже не хотел признать христианином того, кто посещал театр, – примеч. авт.) действительно помышлял о Боге в такое время и в таком месте, где ничто не напоминает ему присутствия Его? Ведь нам повелено отрекаться от всякого рода нечистоты, стало быть, для нас должен быть заперт и театр, который составляет, так сказать, зрелище безстыдства, где ничему иному нельзя научиться, как только тому, что повсеместно не одобряется».

Интересны суждения Тертуллиана о том, что зрелища препятствуют стяжанию собранности духа: «Бог повелевает нам чтить Святаго Духа со всяким „смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира“ (Еф. 4, 2–3), говоря: „Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас со всякою злобою“ (Там же, 31). Каким же образом согласить все сие с зрелищами, тревожащими и так сильно возмущающими дух наш? Где удовольствие – там и страсть, без чего всякое удовольствие неприятно, а где страсть – там и соревнование, без которого всякая страсть неприятна. Соревнование же приносит с собою ссоры, споры, гнев, огорчения и все подобные страсти, ничего общего не имеющие с обязанностями нашей религии».

Итак, Святые Отцы никогда не поощряли зрелищ (цирковых представлений, различных соревнований), ибо все такие развлечения воспитывают в душе грубые инстинкты, поселяют в ней пустоту, рассеянность, служат поводом к празднословию.

Столь же сильные порицания со стороны Отцов заслужили и театральные представления – комедии, трагедии, оперетки. Вход на них христианам был воспрещен. Мысли древних учителей Церкви применимы и в наши дни в отношении современных театров. По словам христианских писателей, посещение любых зрелищ есть занятие пустое, суетное, несообразное с высотой человеческого призвания. Театр же, в частности, пагубен и потому, что он учит распутству, возжигает сладострастие, приводит к безстыдству.

Христианский писатель начала IV века Лактанций писал: «Я не знаю зрелищ сражений. Комедия часто представляет распутных молодых девиц. Чем с большим искусством и приятностью поэты описывают эти безпорядки, тем глубже мнения их вкореняются в ум, и тем сильнее их заблуждения впечатлеваются в памяти. Представляя мнимые блудодеяния, они научают творить их действительно. Вожделение, входящее скорее через глаза, нежели через другие чувства, возжигается в их сердце». «Следовательно, – заключает богобоязненный учитель, – надобно избегать всякого рода зрелищ, дабы они не вселяли безпокойных волнений в души и дабы прелести сладострастия не отвлекали нас от служения Богу и от исполнения добрых дел».

По выражению святителя Василия Великого, театр есть «училище распутства». Вот как он описывал реалии своей эпохи, вполне сопоставимые с современностью: «Есть города, в которых жители с глубокого утра до самого вечера насыщают взоры всякого рода представлениями и сколько ни слушают каких-нибудь нескромных и неблагочинных песен, от которых в душах зарождается много безстыдства, однако не могут их наслушаться. Даже многие почитают таких людей счастливыми, потому что они, оставив торговлю или занятие ремеслами, необходимыми в жизни, в праздности и забавах проводят определенное им время жизни», дарованное для спасения души, – добавим мы.

 

Ну а что Святые Отцы советуют вместо мирских зрелищ, театра, цирка? Они зовут обратить внимание на зрелища великие и поучительные, какие доставляет нам Божий мир, природа. По учению святого Киприана, чистое наслаждение созерцанием природы – вот театр для христианина!

 

 

Также учит и святой Кирилл, обращаясь к новоначальному христианину: «Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства, производимые с безстыдством, и неистовые пляски. Страсть к зрелищам есть гордыня диавольская».

Известны и внушительные речи святителя Иоанна Златоуста против зрелищ и именно театра. Он видел, что христиане все больше и больше увлекаются этими развлечениями, и со всею ясностью осознавал их вред для душ человеческих: «„Иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем“ (Мф. 5, 28). А что, если я, скажешь, буду смотреть не „ко еже вожделети“? Но как ты можешь убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, тот как может после созерцания оставаться чистым? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Ты облечен плотию человеческою, которая скорее соломы воспламеняется от похоти. <…> Не отсюда ли безпорядки в доме? Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? <…> Не отсюда ли безсмысленные неприятности? <…> Поэтому я и скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получив такую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение. Подлинно, еще прежде геенны и тамошнего мучения вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение питать такую похоть, постоянно воспламеняться, везде носить с собою огонь непотребной любви и угрызение совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе?»

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник