ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О пагубности ослабления постов
и нарушения канонов о браке

 

 

 

 

В прошлом номере мы писали об одной из наиболее серьезных угроз предстоящего в 2016 году т. н. «Всеправославного собора» – возможной реформе церковного календаря. Однако вынесенные на повестку данного форума темы соблюдения постов и канонических препятствий к Таинству Брака не менее актуальны. Принятие постановлений, подрывающих традиционные устои благочестия в данных областях, не замедлит пагубно сказаться на духовной жизни верующих. По учению Святых Отцов, пренебрегающие постом остаются безоружными против козней лукавого, а разрушение семьи (которая может правильно созидаться и существовать только с помощью Божией, подаваемой в Таинствах Церкви) неизбежно ведет к падению нравов в обществе.

О пагубных замыслах модернистов и необходимости противостоять им неуклонным соблюдением всех богоугодных правил и обычаев нашей веры на конференции православно-патриотических СМИ «„Восьмой вселенский собор“ и его вопросы» рассказала ответственный редактор портала «Информ-религия» Ольга Белова.

 

На предстоящем соборе, как известно, будут рассматриваться и такие практические вопросы, как общий подход к церковной дисциплине о постах и тема христианского брака и канонических препятствий к нему.

 

1. О ПОСТАХ

 

А) ВАЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ УСТАВА

 

Пост учит воздержанию и смирению, посредством поста человек осознает свою греховную сущность.

Зная такую великую пользу поста для человеческой души, враг спасения старается посеять соблазн и погасить ревность к соблюдению церковных уставов, внушая нам, что строго поститься необходимо якобы не всем, а только монахам. Но монахи – такие же христиане, их отличие от мирян лишь в добровольных обетах безбрачия и нестяжания. А пост необходим каждому верующему, независимо от того, какой путь ко спасению он избрал – семейный или иноческий.

Некоторые монашествующие, имеющие особенную ревность по Бозе, берут на себя пост более строгий, чем того требует Устав. Так, например, в Оптиной Пустыни в начале XIX века подвизался схимонах Вассиан, который в Первую и Страстную седмицы каждого Великого Поста вообще ничего не вкушал. А в 1818 году схимник провел Рождественский и Великий Посты, не принимая пищи в течение сорока дней. Конечно, такое воздержание – сугубый подвиг, и не каждому он по силам. Но та мера поста, которую предусматривает Типикон, установлена Святыми Отцами для всех христиан (за исключением больных, находящихся в крайней немощи, тело которых и так изнурено недугами).

Чтобы погубить как можно больше людей, враг спасения придумывает множество причин, чтобы мы не постились. Кому-то внушает, что у него тяжелая работа и потому не будет грехом вкусить молочной пищи. Иных наводит на мысль, что учащимся необходим фосфор и они должны есть рыбу в неположенное по Уставу время… Однако пользы для души от ослабленного поста практически никакой. Ведь чем строже воздержание, тем лучше человек видит свои прегрешения. Чем больше грехов он видит, тем сильнее сокрушается. А глубокое сокрушение рождает покаяние и приближает грешника ко спасению.

 

Б) ПОСТ СТАНОВИТСЯ ИСПОВЕДНИЧЕСТВОМ

 

В наше нелегкое время пост становится исповедничеством. Читая жития святых, мы нередко задумываемся: а смогу ли я, в случае необходимости, пострадать за веру, пойти на муки и смерть ради возлюбленного Господа? Ведь если человек называет себя христианином, то тем самым подтверждает свою готовность в любое время умереть за Христа. Но может ли носить это имя тот, кто не готов отказаться даже от вкушения скоромной пищи ради церковной заповеди?! О каких духовных подвигах и страданиях можно говорить и думать тому, кто боится лишить себя приятной еды в определенные Церковью периоды?! Может ли стяжать любовь ко Христу человек, не соблюдающий пост, если Сам Господь наставлял: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (ср.: Ин. 14, 21)?!

 

В) ПЛАНЫ РЕФОРМАТОРОВ

 

Сегодня нам предлагают привести существующую церковную дисциплину о постах в соответствие с требованиями современности, т. к. многие члены Церкви не могут (или, точнее, не считают нужным) исполнять все установления, т. е. не постятся, как положено. Оправдывается это разными предлогами – климатом, образом жизни, какими-то мнимыми трудностями, связанными с добыванием постной пищи. И вместо того чтобы приносить покаяние в самовольном ослаблении Устава, нас призывают вернуться якобы к «прежней» дисциплине – как говорят, к практике «древней» Церкви, чтобы удовлетворить свои немощи.
На деле это означает, что для монахов правила о постах хотят оставить без изменения. А вот для немонашествующих, по мнению инициаторов «Всеправославного собора», посты должны быть ослаблены.

Согласно документам многочисленных предсоборных конференций, высказывались предложения сохранить пост в среду и пятницу в продолжении всего года, но с разрешением употреблять растительное масло и рыбу (кроме тех дней, которые приходятся на период Великого Поста). Со второй недели Великого Поста до Вербного воскресения включительно предлагалось дать разрешение на рыбу. Кроме того, модернисты намеревались сократить Рождественский пост наполовину или разрешить употреблять рыбу и масло на всем его протяжении, за исключением пяти последних дней. Пост Святых Апостолов также планировалось сократить до восьми дней, предшествующих празднику (если между праздниками Всех святых и апостолов Петра и Павла срок больше восьми дней). Собирались отменить пост во все среды и пятницы от Фомина воскресения до Вознесения, а в Успенский пост дать разрешение есть рыбу и растительное масло во все дни, кроме сред и пятниц. В Великие и храмовые праздники (исключая Воздвижение Креста Господня), выпадающие на постные дни, пост тоже хотят упразднить. Кроме того, сторонники реформации настаивают на возможности для епископов «по мере надобности» еще более ослаблять телесное воздержание паствы.

 

Г) НЕЗЫБЛЕМОСТЬ КАНОНИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

 

Однако вопрос о постах, как и прочие темы повестки «Всеправославного собора», обсуждения не требует. Все уже определено и в равной степени обязательно как для монашествующих, так и для мирян. Приведем лишь несколько канонов:

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е Апостолькое правило);

«Аще кто из подвижников, без телесной нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме: да будет под клятвою» (правило 3-е Поместного Гангрского Собора (340 г.));

«Должно разрешати больному приимати пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употребляти елей есть дело правое» (правило св. Тимофея Александрийского (380–385)).

Есть и такой небольшой отрывок из толкования Апостольких правил (Панайотис И. Бумис. Непогрешимость Православия. Перевод с греческого П. Бесараба), в котором рассматривается неправое мнение о том, «что каноны не имеют безусловного авторитета или что они временны и относительны как человеческие построения. Значит, они безполезны и, следовательно, должны быть упразднены»: «Такая ошибочная оценка священных канонов обязана тому, что эти священные каноны <…> судятся, „измеряются“ по человеческим, мирским критериям. <…> Это может стать еще более понятным и убедительным на следующем примере: многие утверждают, что каноны преходящи, потому что они якобы не могут быть применены сегодня, т. е. они неприменимы. Однако этот взгляд сам обнаруживает свою ошибочность <…>. Действительно, вполне вероятно, что мы не сможем сегодня применить определенные каноны. Однако это не говорит о том, что эти каноны ошибочны, но о том, что мы, сегодняшние люди, настолько отдалились от правоты или настолько обезсилили и выродились, что не способны применять эти каноны. Например, 6-е правило Святых Апостолов предписывает пост в продолжение Святой Четыредесятницы. То, что мы не в силах сегодня соблюдать его, потому что чувствуем упадок наших умственных или телесных сил, не означает, что канон неправилен, но что человек, особенно городской, потерял былую выдержку и прямиком идет по направлению к разложению и катастрофе, если, конечно, он не изменит своей сегодняшней тактики. Отсюда становится понятным, что не каноны преходящи и относительны, но что, напротив, мы сами стали очень зависимыми от среды, очень преходящими и непостоянными, очень относительными».

 

Окончание см. на стр. 14

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник