ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

О пагубности ослабления постов
и нарушения канонов о браке

 

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 8

 

2. О БРАКАХ

 

А) КАНОНИЧЕСКИЕ ПРЕГРАДЫ И ПЛАНЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

В каталоге тем собора этот вопрос обозначается как «Препятствия к браку». Такими препятствиями устроители «всеправославного» форума считают общеизвестные причины, как то: состояние в непрекратившемся браке, кровное или духовное родство, исчерпанность допускаемого Церковью числа браков (более трех), пребывание в духовном сане и монашестве, а также виновность в разрыве предшествовавших брачных союзов по причине прелюбодеяния.
На этом список запретительных обстоятельств заканчивается и говорится о разрешениях на брак в тех случаях, когда по учению Церкви это явно недопустимо. Тут хочется отметить, что все последующие процитированные положения весьма расплывчаты, в них нет четких определений «да-да», «нет-нет», скорее они формулируются по принципу «да…, но нет», или наоборот.

Итак, в предсоборных документах (в частности, в отражающем их докладе митрополита Илариона (Алфеева) «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к святому и великому собору Православной Церкви»), говорится: «Освящение брака в церковном Венчании православных христиан с христианами инославными и нехристианами может иметь место в том случае, когда сторона неправославная признает значение благословений Православной Церкви».

Между тем различие религии и вероисповедания жениха и невесты всегда значилось в числе причин, препятствующих браку (см.: IV Вс. С. 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI Вс. С. 72). 72-е правило Шестого Вселенского Собора свидетельствует: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен.

Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или, напротив, мужу неверному – с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа».

Такое же учение находим и у Святых Отцов Церкви: «Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» (Свт. Амвросий Медиоланский).

Реформаторы же по поводу смешанных – т. н. «межконфессиональных» – браков предлагают:

а) препятствовать браку православных с инославными по канонической акривии, но (!) благословлять его по снисхождению и человеколюбию при определенном условии – что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. Поместным автокефальным Церквям в этом вопросе предоставлено право рассматривать отдельно каждый случай;

б) брак между православными и иноверцами или с неверующими абсолютно запрещается по канонической акривии, но (!) в случае такого брака Поместные автокефальные Православные Церкви могут все же применять пастырскую икономию к православному члену в зависимости от своих особых пастырских нужд.

До нынешнего момента проблема канонических препятствий к бракам с неправославными решалась модернистами путем перешагивания через церковные каноны. Но, похоже, они устали от такой игры и решили устранить все помехи – отменить неугодные правила и ввести новые постановления.

Вполне вероятно, что вслед за этим будут уничтожены и «препятствия» о второбрачии, третьебрачии и т. д. священников, а также «узаконен» женатый епископат. А следующим шагом, возможно, станет введение женского «священства», апологеты которого уже есть в православном мире (речь идет о митрополите Сурожском Антонии (Блуме)), и даже гей-«священства», если будет использован «передовой» опыт «братских» еретических лжецерквей.

Пока же, как следует из упомянутого доклада митрополита Илариона, видится полезным обсудить вопрос о браке 1-й степени священства, т. е. диаконов, после рукоположения. Однако эта проблема уже решена 26-м правилом Святых Апостолов: «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы».

По поводу же двоеженства служителей Церкви прямо сказано у святителя Василия Великого в 12-м правиле: «Двоеженцам правило [Апост. 17] совершенно возбранило быти служителями Церкви». (17-е Апостолькое правило гласит: «Кто по святом Крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина»).

 

Б) ГОСРЕГИСТРАЦИЯ ВАЖНЕЕ ТАИНСТВА?

 

Также хотелось бы остановиться на последнем документе, касающемся рассматриваемой темы, принятом реформаторами Православия в нашей Церкви – «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)».

В нем говорится: «Венчание совершается после государственной регистрации брака. Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями». И далее: «Невозможно освящение Венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами. В то же время эти браки признаются Церковью в качестве законных».

Получается, что брак православного с инославным и брак православного с атеистом считаются Церковью законными, а брак, заключенный между двумя верующими православными христианами, по каким-то причинам не прошедшими госрегистрацию их союза, авторы документа квалифицируют как блудное сожительство, да еще с соответствующими каноническими последствиями!

На что же они рассчитывали? Было ли их целью создание на основе существующего учения Церкви о Таинстве Брака единого документа, который бы содержал «выжимки» по данной теме, систематизировал, упорядочивал и упрощал применение традиционных постулатов в общецерковной практике? Или же инициаторы проекта имели намерение внести в догматическое учение о Таинстве Брака изменения, направленные на приспособление его к требованиям современного общества? К сожалению, анализ документа показывает, что авторы преследовали вторую цель.

Вот определение православного брака, сформулированное в полном соответствии с догматикой и святоотеческой традицией святителем Филаретом (Дроздовым): «Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей» («Пространный Православный Катехизис»).

Получается, важнейшая догматическая истина о том, что православный брак есть прежде всего Таинство, авторами документа из его определения исключен. И в нынешней практике, ссылаясь на этот новый циркуляр, церковный брак отодвигают на второе место, отдавая приоритет государственной регистрации союза.

 

 

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, реформы нужны модернистам не потому, что в Православной Церкви назрели какие-то проблемы, требующие разрешения. Нет, из учения Святых Отцов и постановлений Вселенских Соборов совершенно ясно следует, что все нормы и правила о постах и Таинстве Брака уже давно четко определены. Обсуждаемые вопросы включены в каталог тем т. н. «Всеправославного собора» лишь для того, чтобы, внеся изменения, получить «законное» оправдание собственным немощам и грехам – т. е. облегчить для себя, упростить строгие православные каноны, размыть их, скорректировав в соответствии с нуждами своего расслабленного существа. Такая ревизия пагубна для всех истинно верующих православных. Поэтому главное, что можно и нужно противопоставить навязываемым новшествам – это строгое хранение и соблюдение установленных Церковью постов и канонических норм, касающихся брака.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник