ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Крест и панагия

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 16

ПРИПЕРСНИК НА САККОСЕ

 

В Патриаршем чиновнике показано, что один Патриарх имеет на саккосе украшенный золотом и осыпанный жемчугом приперсник, которого и митрополиты иметь не могут. Сей приперсник носится во образ того прирамника, который носил один великий архиерей, Аарон.

 

ЗВОНЦЫ НА
ОДЕЖДАХ АРХИЕРЕЙСКИХ

 

Сверх того, как Патриарх, митрополиты и архиепископы, так и все епископы на саккосах и на мантиях имеют звонцы, наподобие тех звонцов, которые некогда были на омете ризы Аароновой и возвещали «глас исхождения его пред Господом». Звонцы, носимые архиереями на мантиях, показывают, что и они должны, по подобию ветхозаветного звонца златого, всегда возглашать в храме слово Божие учительное, запретительное, обличительное и умолительное.

Все одежды, исчисленные здесь, надевает иерей тогда только, когда совершает Литургию; прочие же Таинства и службы, хотя может совершать без некоторых одежд, но епитрахили никогда оставить не может.

 

СВЯЩЕННИК БЕЗ ЕПИТРАХИЛИ
НИЧЕГО НЕ СОВЕРШАЕТ

 

Святитель Симеон Солунский (в 17-м ответе к митрополиту Пентапольскому) пишет: «Священные одежды необходимы, и без епитрахили иерей не должен совершать ничего, ибо священные одежды имеют благодать. Каждая из них имеет свое духовное значение, и все они даются по благословению архиерейскому. Посему необходимо их надевать как для Божественного священнодействия (т. е. Литургии, – примеч. авт.), так и в других священных службах. Этот обычай и прочее, утвержденное Преданием, никогда нарушать не должно, хотя и это кажется неважным. Без епитрахили иерею нельзя совершать ни одной службы. Если же необходимо совершить какую-нибудь службу или молитву, или Крещение, или иное какое-нибудь священное моление, а епитрахили не найдется, то совершение Таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет или пояс, или отрывок веревки, или какое-нибудь полотно и, благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу. После этого вещь эта, получившая такое употребление, не должна уже считаться обыкновенною, но должна идти для употребления священного, и дабы не быть ей обыкновенною, должно положить ее в особом приличном месте».

 

§ 17

ОМОФОР. СЕМЬ
АРХИЕРЕЙСКИХ ОДЕЖД

 

После одежд, употребляемых диаконами и священниками, следуют одежды собственно архиерейские. Святитель Симеон (в гл. 79) говорит: «Также иерарх надевает священные одежды, которых считается семь, по числу семи действий Духа Святаго. Одежды эти следующие: стихарь, епитрахиль, пояс, нарукавницы, набедренник, феноль или саккос, и наконец омофор. Они изображают вочеловечение Христово и все обстоятельства земной жизни Иисуса. Впрочем, и каждая из них имеет особенное значение».

Первые шесть одежд одинаковы со священническими, и о них, как и о саккосе, сказано было выше. Но что касается до омофора, то это есть одеяние собственно архиерейское. Симеон Солунский (в гл. 44, о храме) поясняет: «Иерарх надевает набедренник и прочие одежды в знак того, что имеет полную благодать; но особенную архиерейскую силу он показывает, когда наденет омофор, который делается из волны и, лежа на плечах архиерея, концами опускается спереди и сзади. Омофор означает вочеловечение нас ради и воплощение Слова, бывшее от Девы. А потому он делается из волны, т. к. изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои, т. е. естество наше, и что Он, нисшед с Небес, воплотился и, будучи назван Агнцем, был заклан за нас. Эту мысль выражают и слова, произносимые при наложении омофора на плечи: „На рамо, Христе, заблудшее взял еси естество и, вознеся, Богу и Отцу принесл еси“». Слово омофор происходит от «ωμος» – плечо и «φερω» – ношу.

Сверх сих семи одежд на архиерее находятся и другие украшения, о которых будет сказано ниже.

 

§ 18

ПАНАГИЯ И КРЕСТ,
НОСИМЫЕ НА ГРУДИ

 

«Енколпий» – панагия – происходит от «χολπος» – недро, сердце, и есть нанедренник, или драгоценный ковчежец, со вложенными в него мощами святых, который носится на недре или персях. Посему тот же енколпий называется иногда «панагией» от «πας» – весь и «αγιος» – святой, т. е. это такой ковчежец, который содержит в себе мощи многих святых, или панагия всесвятая, когда на этом нанедреннике изображается образ Пресвятой Богородицы. Как панагии или енколпию, так и кресту, святитель Симеон Солунский (в гл. 80) дает одинаковое значение: «Крест или енколпий, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди – этим означается исповедание от всего сердца».

 

§ 19

МИТРА

 

Тот же Святой Отец на вопросы митрополита Пентапольскаго, что значит носить митру и по какому случаю начали делать это епископы Римские и Александрийские, так отвечает: «Когда Церковь Восточная с Западною была еще в единении, то и Римский епископ носил на главе своей митру, как Александрийский. Кто дал им власть носить ее – это неизвестно; может быть, это взято из подражания древнему архиерею, который носил на главе своей кидар. Некоторые же говорят, что митру дал Святейшему Папе Римскому Сильвестру первый из христианских Царей, благочестивый Константин. И в грамоте, приписываемой латинами Константину Великому, сказано, что Константин пожаловал Святейшему Сильвестру, как духовному отцу, венец, почитая его священство. Но когда Сильвестр из смирения не принял его, тогда Царь принудил взять находящийся на царской главе лорон (повязку, которую древние Цари носили на главе, – примеч. авт.). Кириллу же Великому, Александрийскому, повелено носить митру собором, у которого он ее просил, для прикрытия чем-нибудь своей больной головы. Но за более достоверное почитаем первое мнение; ибо как одежды иерейские были сделаны в подражание древним одеждам, таким же образом и митра явилась в Христианской Церкви. Но если митра явилась и не из подражания древним, то в ознаменование тернового венца Спасителя или священного сударя».

Митра иногда означает Евангелие. Святитель Симеон (в 21-ом ответе тому же митрополиту) пишет: «Когда мы приняли хиротонию и благодать Духа, которая низошла и на апостолов, тогда, как бы кидар, нам дано носить на главе Священное Евангелие, и потому мы, по словам священного Дионисия, во время хиротонисания не митру принимаем на главу, но Слово Божие».

В этом отношении святитель Иоанн Златоуст в беседе о Законодателе Ветхого и Нового Завета о той же митре говорит так: «И в Церкви при поставлении епископов на их главу возлагается Евангелие Христово, дабы хиротонисаемый научился, что он принимает истинную митру евангельскую, и дабы знал, что он, хотя над всеми есть глава, но подлежит правилам закона; хотя над всеми власть имеет, но подвластен и сам закону; хотя всем дает повеления, но и сам управляется законом». Согласно с сим и Симеон Солунский (в гл. 206) свидетельствует: «И тотчас на главе хиротонисаемого архиерея отверзается Евангелие, которое означает Христа и Им основанную Церковь. Раскрытое Евангелие, полагаемое на главе и вые хиротонисаемого, самым делом показывает, что Глава его есть Христос и что, сделавшись главою Церкви, он должен знать все Христово и знать, сколько может вместить, все то, что Христос открыл. Положение Евангелия на главе архиерея, как источнике слова и чувства, показывает, что он должен править своею паствою по Христу, легко склонять выю под ярем Христов и ничего не делать, кроме воли Его; ибо он, под образом Евангелия, принял на главу и выю Церковь Господню».

В ознаменование того, что митра уподобляется Евангелию, под которое склоняется архиерей, на ней находятся, как и на самом Евангелии, изображения Христа, Богоматери и всех тех евангелистов, которые изображаются на всяком Евангелии.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
Анафема – духовное лекарство

    


   1. Известно ли Вам, по какому случаю в Церкви был установлен праздник Торжества Православия?


     да – 91% нет – 9%

 

     2. Согласны ли Вы, что причина возникновения всех ересей и расколов – человеческая гордыня?


     да – 87% нет – 13%

 

     3. Знаете ли Вы, почему Церковь изрекает анафему на еретиков?


     да – 85% нет – 15%

 

     4. Известно ли Вам, что, согласно учению Святых Отцов, обращение еретиков к правоверию – особая милость Божия, т. к. человеческие средства в таких случаях безсильны?


     да – 73% нет – 27%

 

     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник