ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Навстречу Пасхе и весне

 


Лариса КУДРЯШОВА

 

 

Времена духовных кризисов, смут и разладов неизбежно знаменуются упадком культуры и в первую очередь – литературы. В годы катастрофических для нашей Родины потрясений ХХ века русский мыслитель и патриот Иван Александрович Ильин писал: «Современное искусство, „светски“ освободившее себя от религиозного чувства и чутья, идет навстречу требованиям современной безбожной массы; мода рождает „модернизм“, скука и пресыщенность – нервирующую остроту; кинематограф – заменяет храм, а рев радиоаппарата – вытесняет личную культуру музыки и слова. В искусстве исчезает „третье измерение“ – художественности, священности, предметности; двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство и сама становится его жертвой».

В словах философа фактически запечатлены реалии сегодняшней жизни и культуры с той лишь разницей, что ныне прогресс ушел далеко вперед и все упомянутые им источники развлечений затмил многоликий и бездушный интернет. Люди уже не хотят и не могут читать книги. И неудивительно, что в наступившем году, объявленном Годом литературы, критики настроены скептически: «Год есть, а литературы нет». Как не согласиться с этим замечанием, если, например, главным писателем 2014 года россияне назвали Дарью Донцову, чья «окололитературная жвачка» – этакий наркотик для домохозяек – растянулась на 165 романов, по которым уже составлено десять сценариев?!

Но, к счастью, мы, верующие православные люди, знаем, что Божией милостью никогда не исчезала и не исчезнет истинная литература, которая, по слову Ильина, «ищет благоговейным сердцем Божественного – во всем; и – находит; и – из него поет». Это творчество, живущее небесными идеалами, – христианское, берущее начало от времен великих славянских учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия и проникнутое их духом, несущее в себе многочисленные сокровища русской культуры. Христианская литература многообразна: это и агиография, и художественная проза, и публицистика и, конечно же, поэзия. А обитает она не вдали от нас, не на обочине обезумевшего мира, все более погружающегося в безбожную пустоту, но параллельно секулярному обществу и его бездуховной «просвещенности». «Христианская культура <...> есть великое и претрудное, обязывающее и ответственное дело; и сущность его в том, чтобы в меру своих сил усвоить Дух Христа и творить из него культуру человечества», – писал И.А. Ильин.

Слава Богу, у православной литературы есть и свой – духовно-устремленный и сердечно-открытый читатель: чуткий, внимательный и благодарный. Верится, что его найдет и новая, седьмая по счету книга петербургской поэтессы Ларисы Кудряшовой (автора ряда песен религиозной тематики и публикаций в православной периодике) – «Навстречу Пасхе» (СПб.: Сатисъ, 2015).

Предваряют новые произведения воспоминания об удивительном пастыре северной столицы, митрофорном протоиерее Владимире Ноздрачеве (1929–2014), у которого автор духовно окормлялась.

В этой книге, как и в своем последнем сборнике (От Рождества до Воскресения. СПб.: Сатисъ, 2013), поэтесса стремится осмыслить разные периоды человеческого земного бытия, – детство, где «так чиста, доверчива, легка...», «душа, не научившаяся лгать, служить греху, судить и лицемерить», где «...мамины руки и свечек огни», а «Господь Своей легкой десницей ограждает еще от греха», куда так хочется, но невозможно вернуться:

 

Я убегу. Туда я убегу,

Где просто все. Где чистыми глазами

Глядит душа. Стою на берегу

И тихо плачу детскими слезами.

 

Юность – «и тогда мне еще представлялось, будто я никогда не умру». Лето жизни, которое вспоминается «все сокровенней и проще». Осень, когда «душа <...> все больше дорожит дарованным Творцом коротким мигом...» Быстротечность и невозвратимость времени, «грядущего неизвестность» и крепкое упование на милость Божию:

 

Как быстро день теперь бежит за днем.

Прошу о том, о чем мечтать не смею –

Чтоб помянул во Царствии Своем

Господь, мне давший все, что я имею.

 

Поэзию Ларисы Кудряшовой отличает глубина переживаемых состояний и проникновения в изображаемые события и явления:

 

Страстной Седмицы скорбь и чистота,

Безсилье наше и Господня сила.

Как сотник у подножия Креста

Земля на миг как будто бы застыла...

Пилатов суд, изменчивость толпы,

Голгофы каменистая дорога,

И жажды огнь, и боль, и зной и пыль,

И гордецы, ругающие Бога.

Ты погляди, душа, ты погляди

На Крест Христов, на кротость и смиренье.

Уже светает. Бездна позади.

Смерть попрана. Сияет Воскресение.

 

И не только «...вербы тянут веточки навстречу Пасхе и весне» – вся жизнь и душа верующего человека устремлены к Воскресению. Потому-то так «...радостно и чудно снова петь и петь: „Христос Воскрес!“»

О земном Отечестве, своей «милой, родной Руси», автор говорит порой с тревогой и горечью, вскрывая страшные раны души современника:

 

Но не спешим свой взор поднять к Творцу,

А время множит, множит наши раны.

И снова соль слезинок по лицу –

Потоплен Крымск... Вдали горят вулканы...

 

Или:

 

Айфоны, компьютеры, сети,

Мобильных звонков круговерть.

Хохочут, кривляются дети,

Снимая на видео смерть...

 

Другие произведения на эту же тему, в которых отражены победы нашего народа и сила его духа, заключенная в вере, проникнуты благодарностью к Богу и ликованием. Всегда же, неизменно стихи поэтессы о Родине дышат любовью и надеждой:

 

Верится сердцу – Господь не оставит Россию.

Благовест слышен. И дождь над землею прошел.

Господи, Господи, Ты милосерд и всесилен!

Господи, Господи! Как нам с Тобой хорошо!

 

Россия, по сей день остающаяся Подножием Престола Божия и Домом Пресвятой Богородицы, предстает у Л. Кудряшовой во всей своей надмирности и безграничности как «хранительница веры и опора всей земли», «богоизбраннейшая весь», «христианская душа» и наша русская неопалимая купина – рябинушка:

 

...Здесь, где, кажется, все перемолото,

Где живут в ослепленье больном,

Среди дикого, страшного города,

Гроздь рябины горит за окном.

И поймешь – мы не брошены Господом,

Мы с тобой – на родимой земле,

Мы пройдем через скорби и горести

И не сгинем в бушующей мгле.

Русь украсится белыми ризами,

Все чужое пройдет, отболит!..

Вьются голуби, голуби сизые,

Не сгорая, рябина горит.

 

В книге размещены рассуждения о русской поэзии, являющей в своем лучшем виде «спасительную неотмирность слова»; о назначении и судьбе поэта, участь которого всегда «быть одиноким средь людей», – быть счастливым, потому что ему доверено «чудо из чудес – творить слова, в венок сплетая звуки». И если луч Божий коснется этого делания, тогда «зовет, ласкает, плачет, говорит из сердца прорастающее слово».

Увы, нужно признать: сегодня не лучшее время для поэзии. Человечество, разъедаемое духовным и материальным кризисом, все чаще отдает предпочтение низкопробному, безталанному и безбожному «искусству», соприкосновение с которым щекочет нервы и служит праздным развлечением. Тем радостнее в вихре сего жестокого и больного времени видеть рождающиеся несмотря ни на что образцы истинного искусства.

 

В.П. ФИЛИМОНОВ

 

 

 

 

СМИРЕНИЕ

 

Это русское слово – смирение –

Словно шелест неслышимый уст,

Словно ветка цветущей сирени,

Словно робкий шиповника куст.

 

Это светлое слово – смирение –

Словно неба простор за окном,

Словно звук вифлеемской свирели,

Словно озимь, что станет зерном.

 

Громче пышных речей, уверений,

Слов, волнующих пылкую кровь,

Это тихое слово – смирение.

Лишь в смиреньи вершится любовь.

 

ИСПОВЕДЬ

 

Казалось – все. И нет надежды,

И нет спасенья, – грех велик.

Но вот Господь. К Его одежде

Я прикоснусь хотя б на миг.

 

Прильну тихонько к аналою,

Где свет невидимый горит, –

Господь склонится надо мною:

– О чем ты плачешь? Говори!

 

И я грехи сказать стараюсь

Губами горькими от слез,

Свои показываю раны,

Что этот мир душе нанес.

 

И в этот миг Господь коснется

Души десницею Своей,

А с Неба свет незримо льется,

И все светлее и светлей.

 

И отойдут мои печали,

И снова все мне по плечу.

И даже то Господь прощает,

Чего себе я не прощу.

 

И исцелит, и успокоит

Смятенность грешную души,

И все поймет, и все покроет:

– Иди. И больше – не греши!

 

КОЛОКОЛА

 

Ни хутора и ни деревни,

Поля – под самый горизонт.

Глядит, опередив деревья,

Борщевика колючий зонт.

 

Раскинулись окрест дороги

Леса в безмолвной тишине...

Душа вздохнет, и сердце дрогнет –

Вдруг – остов храма на холме.

 

Миг этот радостен и горек

Заброшенным теплом своим.

Взойдем тихонько на пригорок,

Помолимся и постоим.

 

Храм вековым покоем дышит,

И мне печально и светло.

Стою, смотрю, а сердце слышит

Далекий звон колоколов

 

И хор незримый монолитный…

И свет струится на поля.

И, может, этою молитвой

Пока еще стоит Земля.

 

+ + +

 

        

Книгу Л. Кудряшовой «Навстречу Пасхе» можно заказать в православном издательстве «Сатисъ». Контакты: отдел продаж – 8 (812) 323-63-21; отдел по работе с клиентами – 8-931-227-09-81; электронная почта – satis_spb@ mail.ru (для общих вопросов), satis.spb@gmail.com (для заказа книг по почте).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник