ТВОРЧЕСТВО | ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ | СТРАНИЦА 14 |
Лариса КУДРЯШОВА
Времена духовных кризисов, смут и разладов неизбежно знаменуются упадком культуры и в первую очередь – литературы. В годы катастрофических для нашей Родины потрясений ХХ века русский мыслитель и патриот Иван Александрович Ильин писал: «Современное искусство, „светски“ освободившее себя от религиозного чувства и чутья, идет навстречу требованиям современной безбожной массы; мода рождает „модернизм“, скука и пресыщенность – нервирующую остроту; кинематограф – заменяет храм, а рев радиоаппарата – вытесняет личную культуру музыки и слова. В искусстве исчезает „третье измерение“ – художественности, священности, предметности; двумерная душа создает двумерное, пошлое, безбожное искусство и сама становится его жертвой».
В словах философа фактически запечатлены реалии сегодняшней жизни и культуры с той лишь разницей, что ныне прогресс ушел далеко вперед и все упомянутые им источники развлечений затмил многоликий и бездушный интернет. Люди уже не хотят и не могут читать книги. И неудивительно, что в наступившем году, объявленном Годом литературы, критики настроены скептически: «Год есть, а литературы нет». Как не согласиться с этим замечанием, если, например, главным писателем 2014 года россияне назвали Дарью Донцову, чья «окололитературная жвачка» – этакий наркотик для домохозяек – растянулась на 165 романов, по которым уже составлено десять сценариев?!
Но, к счастью, мы, верующие православные люди, знаем, что Божией милостью никогда не исчезала и не исчезнет истинная литература, которая, по слову Ильина, «ищет благоговейным сердцем Божественного – во всем; и – находит; и – из него поет». Это творчество, живущее небесными идеалами, – христианское, берущее начало от времен великих славянских учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия и проникнутое их духом, несущее в себе многочисленные сокровища русской культуры. Христианская литература многообразна: это и агиография, и художественная проза, и публицистика и, конечно же, поэзия. А обитает она не вдали от нас, не на обочине обезумевшего мира, все более погружающегося в безбожную пустоту, но параллельно секулярному обществу и его бездуховной «просвещенности». «Христианская культура <...> есть великое и претрудное, обязывающее и ответственное дело; и сущность его в том, чтобы в меру своих сил усвоить Дух Христа и творить из него культуру человечества», – писал И.А. Ильин.
Слава Богу, у православной литературы есть и свой – духовно-устремленный и сердечно-открытый читатель: чуткий, внимательный и благодарный. Верится, что его найдет и новая, седьмая по счету книга петербургской поэтессы Ларисы Кудряшовой (автора ряда песен религиозной тематики и публикаций в православной периодике) – «Навстречу Пасхе» (СПб.: Сатисъ, 2015).
Предваряют новые произведения воспоминания об удивительном пастыре северной столицы, митрофорном протоиерее Владимире Ноздрачеве (1929–2014), у которого автор духовно окормлялась.
В этой книге, как и в своем последнем сборнике (От Рождества до Воскресения. СПб.: Сатисъ, 2013), поэтесса стремится осмыслить разные периоды человеческого земного бытия, – детство, где «так чиста, доверчива, легка...», «душа, не научившаяся лгать, служить греху, судить и лицемерить», где «...мамины руки и свечек огни», а «Господь Своей легкой десницей ограждает еще от греха», куда так хочется, но невозможно вернуться:
Я убегу. Туда я убегу,
Где просто все. Где чистыми глазами
Глядит душа. Стою на берегу
И тихо плачу детскими слезами.
Юность – «и тогда мне еще представлялось, будто я никогда не умру». Лето жизни, которое вспоминается «все сокровенней и проще». Осень, когда «душа <...> все больше дорожит дарованным Творцом коротким мигом...» Быстротечность и невозвратимость времени, «грядущего неизвестность» и крепкое упование на милость Божию:
Как быстро день теперь бежит за днем.
Прошу о том, о чем мечтать не смею –
Чтоб помянул во Царствии Своем
Господь, мне давший все, что я имею.
Поэзию Ларисы Кудряшовой отличает глубина переживаемых состояний и проникновения в изображаемые события и явления:
Страстной Седмицы скорбь и чистота,
Безсилье наше и Господня сила.
Как сотник у подножия Креста
Земля на миг как будто бы застыла...
Пилатов суд, изменчивость толпы,
Голгофы каменистая дорога,
И жажды огнь, и боль, и зной и пыль,
И гордецы, ругающие Бога.
Ты погляди, душа, ты погляди
На Крест Христов, на кротость и смиренье.
Уже светает. Бездна позади.
Смерть попрана. Сияет Воскресение.
И не только «...вербы тянут веточки навстречу Пасхе и весне» – вся жизнь и душа верующего человека устремлены к Воскресению. Потому-то так «...радостно и чудно снова петь и петь: „Христос Воскрес!“»
О земном Отечестве, своей «милой, родной Руси», автор говорит порой с тревогой и горечью, вскрывая страшные раны души современника:
Но не спешим свой взор поднять к Творцу,
А время множит, множит наши раны.
И снова соль слезинок по лицу –
Потоплен Крымск... Вдали горят вулканы...
Или:
Айфоны, компьютеры, сети,
Мобильных звонков круговерть.
Хохочут, кривляются дети,
Снимая на видео смерть...
Другие произведения на эту же тему, в которых отражены победы нашего народа и сила его духа, заключенная в вере, проникнуты благодарностью к Богу и ликованием. Всегда же, неизменно стихи поэтессы о Родине дышат любовью и надеждой:
Верится сердцу – Господь не оставит Россию.
Благовест слышен. И дождь над землею прошел.
Господи, Господи, Ты милосерд и всесилен!
Господи, Господи! Как нам с Тобой хорошо!
Россия, по сей день остающаяся Подножием Престола Божия и Домом Пресвятой Богородицы, предстает у Л. Кудряшовой во всей своей надмирности и безграничности как «хранительница веры и опора всей земли», «богоизбраннейшая весь», «христианская душа» и наша русская неопалимая купина – рябинушка:
...Здесь, где, кажется, все перемолото,
Где живут в ослепленье больном,
Среди дикого, страшного города,
Гроздь рябины горит за окном.
И поймешь – мы не брошены Господом,
Мы с тобой – на родимой земле,
Мы пройдем через скорби и горести
И не сгинем в бушующей мгле.
Русь украсится белыми ризами,
Все чужое пройдет, отболит!..
Вьются голуби, голуби сизые,
Не сгорая, рябина горит.
В книге размещены рассуждения о русской поэзии, являющей в своем лучшем виде «спасительную неотмирность слова»; о назначении и судьбе поэта, участь которого всегда «быть одиноким средь людей», – быть счастливым, потому что ему доверено «чудо из чудес – творить слова, в венок сплетая звуки». И если луч Божий коснется этого делания, тогда «зовет, ласкает, плачет, говорит из сердца прорастающее слово».
Увы, нужно признать: сегодня не лучшее время для поэзии. Человечество, разъедаемое духовным и материальным кризисом, все чаще отдает предпочтение низкопробному, безталанному и безбожному «искусству», соприкосновение с которым щекочет нервы и служит праздным развлечением. Тем радостнее в вихре сего жестокого и больного времени видеть рождающиеся несмотря ни на что образцы истинного искусства.
В.П. ФИЛИМОНОВ
СМИРЕНИЕ
Это русское слово – смирение – Словно шелест неслышимый уст, Словно ветка цветущей сирени, Словно робкий шиповника куст.
Это светлое слово – смирение – Словно неба простор за окном, Словно звук вифлеемской свирели, Словно озимь, что станет зерном.
Громче пышных речей, уверений, Слов, волнующих пылкую кровь, Это тихое слово – смирение. Лишь в смиреньи вершится любовь.
ИСПОВЕДЬ
Казалось – все. И нет надежды, И нет спасенья, – грех велик. Но вот Господь. К Его одежде Я прикоснусь хотя б на миг.
Прильну тихонько к аналою, Где свет невидимый горит, – Господь склонится надо мною: – О чем ты плачешь? Говори!
И я грехи сказать стараюсь Губами горькими от слез, Свои показываю раны, Что этот мир душе нанес.
И в этот миг Господь коснется Души десницею Своей, А с Неба свет незримо льется, И все светлее и светлей.
И отойдут мои печали, И снова все мне по плечу. И даже то Господь прощает, Чего себе я не прощу.
И исцелит, и успокоит Смятенность грешную души, И все поймет, и все покроет: – Иди. И больше – не греши!
КОЛОКОЛА
Ни хутора и ни деревни, Поля – под самый горизонт. Глядит, опередив деревья, Борщевика колючий зонт.
Раскинулись окрест дороги Леса в безмолвной тишине... Душа вздохнет, и сердце дрогнет – Вдруг – остов храма на холме.
Миг этот радостен и горек Заброшенным теплом своим. Взойдем тихонько на пригорок, Помолимся и постоим.
Храм вековым покоем дышит, И мне печально и светло. Стою, смотрю, а сердце слышит Далекий звон колоколов
И хор незримый монолитный… И свет струится на поля. И, может, этою молитвой Пока еще стоит Земля.
+ + + |
Книгу Л. Кудряшовой «Навстречу Пасхе» можно заказать в православном издательстве «Сатисъ». Контакты: отдел продаж – 8 (812) 323-63-21; отдел по работе с клиентами – 8-931-227-09-81; электронная почта – satis_spb@ mail.ru (для общих вопросов), satis.spb@gmail.com (для заказа книг по почте).