ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 6

ИКОНА ХРИСТОВА И
БОГОРОДИЧНАЯ НА ИКОНОСТАСЕ

 

В храмах, если смотреть от святых дверей к народу или от востока к западу, находятся на левой стороне икона Христова, а на правой икона Пресвятой Богородицы. Не по этой ли причине пишутся на одной иконе апостолы Петр – на левой, а Павел – на правой стороне, если также смотреть от востока к западу? Об иконе Богородичной подобное сему см. далее (в § 38).

 

§ 7

СТИХАРЬ ДИАКОНСКИЙ

 

Стихарь есть одеяние диаконское; так как оно сверху до самого низу бывает прямо, долго и ровно: то от этой формы и получило свое имя, от слова «стих», который состоит из одной прямой строки или линии. Все Отцы утверждают, что диаконский стихарь должен быть белый, в ознаменование ангельской светлости. Святитель Симеон Солунский (в гл. 33, о храме) говорит: «Стихарь представляет [собой] светлую одежду ангелов: ибо они много раз являлись облеченные в светлую одежду; так и на гробе ангел был одеян белою одеждою».

 

 

НА СТИХАРЕ И НА РИЗАХ ЛЕНТЫ, ОПЛЕЧЬЯ,
РУКАВА И НАПОДОЛЬНИКИ БЫВАЮТ ОТЛИЧНЫЕ
ОТ ПРОЧИХ ЧАСТЕЙ ТОЙ ЖЕ ОДЕЖДЫ

 

Святой Герман лентам, нашитым на рукавах и на боках стихаря, дает следующее значение: «Обшивка на рукавах стихаря знаменует узы Христовы: связавше Его ведоша к Каиафе архиерею и Пилату (см.: Мф. 27, 2). Обшивка на боках есть образ крови, текшей на Кресте из ребра Христова».

Отсюда можно заключить, что и оплечья, края рукавов и подол не только на стихарях, но и на ризах, если они сшиты из других материй или других цветов, то же означают, т. е. язвы, которые были от биения на плечах Христовых, и узы, которыми связан был Христос, когда вели его к Каиафе и Пилату.

Но не всегда имеются стихари белого цвета, который наиболее употребляется в постные дни. В главе 162 сказано: «Одежда багряная есть одежда страдания и представляет кровавые язвы».

 

§ 8

ОРАРЬ ЕСТЬ УКРАШЕНИЕ
СОБСТВЕННО ДИАКОНСКОЕ

 

В толковании на 22-е правило Собора Лаодикийского Зонара пишет: «Всякому освященному чину дается приличное и одеяние, и название. И потому служителям, то есть иподиаконам, не дозволяется носить орарь. Орарь собственно принадлежит диаконам, которые, препоясавшись им, выходят на определенное для них служение».

Но какого происхождения слово «орарь», латинского или греческого, по разногласию исследователей, остается в неизвестности; те, которые считают это слово латинским, производят его от первоначального слова: «osoris», «уста», – и отсюда – «orarium», «лентион», или продолговатое полотенце, носимое на плечах для утирания уст. Некоторые же орарь производят не от «osoris», но от латинского же глагола «оrо», «молюсь». Ибо диакон, имея орарь на левом плече, а правое свободным для служения, молится, то есть ектениями возбуждает народ к молитве. Но и греки слово орарь производят со своего языка и дают ему значение, согласное с вышеуказанным. Так, Матфей Властарь (под буквою «Е», гл. 9) пишет: «Орарион называется так от греческого слова „οραω“ – „смотрю“, „замечаю“, „наблюдаю“. Нося орарь, диаконы стоят вместе со священнодействующими и наблюдают за молитвами, читаемыми на Литургии, орарем дают знать диаконам, находящимся на амвоне, когда должно возглашать ектении». Некоторые, по этому означению времени, когда следует быть возглашению, слово «орарь» производят от «ωρο» – «час»: ибо диакон, держа конец ораря тремя перстами, возбуждает народ к молению, певцов – к пению, священника – к начинанию священных действий, – словом, напоминает тем и другим час и время, когда им должно что делать. Сверх того, это одеяние внушает и самому диакону, чтобы он имел и ангельскую быстроту, и полное расположение души к служению.

 

 

ДИАКОН ПРЕД ПРИЧАСТИЕМ
ПРЕПОЯСУЕТСЯ ОРАРЕМ

 

Необходимость сего ораря и сверх того то, для чего диакон препоясуется им во время причастия, объясняет святитель Симеон Солунский (в гл. 14, о храме): «Диакон, изображая ангельский чин, облачается в стихарь и сверх того на плечах своих носит так называемый орарь. Он (орарь) означает как бы невещественное и мысленное крыло ангельского чина. Когда же диакон, намереваясь причаститься, орарем препоясуется, – этим он подражает херувимам, закрывающим лица свои при священнодействии; да и на самом ораре у него написано: „Свят, Свят, Свят“, чем также научается от херувимов служительный чин святых ангелов». В гл. 174 он же говорит: «Орарь называется так потому, что украшает диакона благодатию и удобряет добротою славы Божией: ибо он украшается им, как крылами, и покрывается благоговением и добродетелию, а особенно – когда намеревается причаститься Святых Даров: тогда он подражает тем шестокрылатым серафимам, которые двумя крылами закрывают свои лица, двумя – ноги, и двумя – летают, восклицая: „Свят, Свят, Свят!“».

 

§ 9

ОДЕЖДЫ БЛАГОСЛОВЛЯЮТСЯ

 

Для освящения диаконских и священнических одежд, назначенных на Божественное служение, не полагается нигде особенных молитв. Впрочем, диакон, когда только думает надевать свои одежды, всякий раз приносит их на благословение священнику. Точно также и священник, принимая свои одежды, никогда без благословения и знамения креста их не надевает. Святитель Симеон Солунский (в гл. 83) пишет: «Отходит иерей и с другими иереями одевается в священные одежды. Трижды поклонившись пред жертвенником и помолившись подобно тому, как молится архиерей, затем облобызав священную трапезу, в знак любви своей к Богу и единения с Ним, он, наконец, как бы уже освященный от прикосновения к жертвеннику, благословляет, подобно архиерею, каждую священную одежду и целует ее. И так одевается уже в одежды освященные: ибо они освящены Крестом Христовым и одевшегося в них делают священным».


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник