ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Об отвержении страха человеческого

12/25 января – Неделя 33-я по Пятидесятнице, о Закхее-мытаре

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! До начала Великого Поста еще четыре недели, а Православная Церковь уже напоминает нам о нем. В нынешнем кратком евангельском повествовании говорится о Закхее – человеке маленького роста, неожиданно возросшем «в меру возраста Христова» и явившем великий пример покаяния. Он был сборщиком налогов, т. е. его труд сопрягался с неправедными поборами, с нечестным изыманием денег у своих соплеменников.

Жители города Иерихона, через который по пути в Иерусалим надлежало пройти Господу Иисусу Христу, занимались в основном торговлей. Для ведения контроля над оборотом товара и учредилась должность сборщиков податей, в народе именовавшихся мытарями. Они были не государственными чиновниками, но так называемыми «откупщиками», т. е. за деньги приобрели для себя привилегию собирать налоги. Это право (или, как мы сейчас говорим, лицензия) позволяло мытарям наживаться за чужой счет, самовольно повышая размеры податей. Естественно, народ презирал и ненавидел таких вымогателей. Мытари имели собственную структуру, состоявшую из рядовых сборщиков и их начальников. И вот последним и был Закхей, чье имя с еврейского переводится как «праведный», «справедливый». С какой, должно быть, горькой усмешкой люди думали о несоответствии этого имени жизни его обладателя! Вероятно, обиженные и обобранные Закхеем воспринимали его имя как оскорбление самого понятия праведности, ведь бытие этого человека служило примером попрания справедливости в угоду страсти сребролюбия.

Весть об Иисусе Христе, вопреки неприязни к Нему книжников и фарисеев, распространилась к тому времени по всей Иудее. Слухи о Его чудесах и учении о Царстве вечной правды дошли и до Закхея. И вот, услышав что Христос пришел в их город, мытарь возгорелся желанием увидеть знаменитого Учителя, о Котором говорили как о величайшем Праведнике и Пророке. Но в силу своего маленького роста он не мог разглядеть Христа за окружившей Его толпой. И тогда, забежав вперед, Закхей залез на смоковницу, чтобы с ее высоты посмотреть на Спасителя. Картина эта была весьма удивительная, если не сказать комичная: важный пожилой мужчина, наводивший на многих страх, как мальчишка взобрался на дерево. Видимо, его желание узреть Христа было обусловлено не праздным любопытством – раз он не убоялся насмешек толпы.

Необычный поступок Закхея привлек внимание Иисуса. И вот, этот человек, чья жизнь столь грубо противоречила понятию праведности, вдруг оказался лицом к лицу с воплотившейся Правдой: Христос остановился возле смоковницы, и они встретились взглядами. Божественный взор Господа проник в самые глубины души мытаря. Господь видел всю его жизнь, все сокровенное, и даже ведал, как его зовут. Неожиданно для всех Он обратился к нему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). И в тот же день Закхей с великой радостью принял у себя Господа.

Но свидетели этого события начали роптать: «Зачем же Иисус зашел в дом к такому грешнику?» Дурные поступки человека, бывающие у всех на виду, – те самые, из-за которых он внутренне страдает и терпит справедливое осуждение ближних, – иногда по промыслу Божию могут послужить делу спасения. Привычка ко греху рождает безсилие в борьбе против него. Но если грешник не отчаивается и не оставляет надежды на исправление, то Господь посылает ему какой-либо особый случай – чтобы в его душе произошла некая встряска, после которой все мысли и дела человека меняются. К нему возвращается понимание истинной цели бытия, отвечающее Божественному плану спасения. И тогда падший преображается и делается близким и дорогим Господу Богу. Но окружающие его, к сожалению, зачастую этого не замечают и в большинстве случаев продолжают вершить свою «справедливость», свой суд, забывая о справедливости Господней.

Закхей, как известно, любил деньги, и, по его собственному признанию, притеснял ближних – для стяжания богатства обманным путем. Но при этом в глубине души он сильно страдал. Услышав же о Христе, несчастный – как утопающий за соломинку – ухватился за свое желание увидеть Его и убедиться, что на свете еще есть истинная Праведность и неподкупная Справедливость. Рождение такого стремления в душе Закхея стало судьбоносным моментом в его жизни.

…И вот, Иисус вошел в его дом, и теперь Закхей мог безпрепятственно взирать на Спасителя; никто и ничто не мешало ему убедиться в бытии Праведности и Справедливости. Святость Христова наполнила его жилище, и душа грешника растаяла от соприкосновения с Божиим милосердием и состраданием. Отныне Закхей уже не мог терпеть своих неправд и во всеуслышание пообещал Христу: Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Там же, 8). Утроба его горела раскаянием, он плакал и радовался одновременно! Он не слышал ропота фарисеев и пересудов толпы, потому что Сам Иисус не презирал его. Видя покаяние Закхея, одухотворенного победой над собой, Господь совершил окончательный переворот в его сердце и, обращаясь к присутствовавшим, заключил: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Там же, 9–10).

После этого все неожиданно изменилось, для всех очевидцев случившегося открылось новое видение человека. И люди, только что роптавшие и осуждавшие Закхея, умолкли. Годы его жизни во грехе забылись, рассеялись, словно пыль, и перед всеми предстал настоящий, обновленный Закхей – человек, способный не раздумывая пожертвовать тем, что до сего времени он считал самым ценным в жизни. Любовь Христова, всегда назирающая страждущую душу, сопереживающая грешникам, излилась на Закхея и одним своим прикосновением открыла в нем затаенные источники покаяния, чуть было не запечатанные навеки людским презрением.

Но не будем забывать, что взыскание спасения было проявлено и со стороны самого Закхея. Он пожелал увидеть Христа, а Господь узрел его хотение и спас его. О том, что этот человек действительно спасся, свидетельствует церковная история. Впоследствии он стал одним из спутников апостола Петра и был первым епископом Кесарии Палестинской, приняв мученическую кончину при Императоре Нероне. Своим палачам Закхей проповедывал о Христе, уже не только отдав за Него половину имения, но и положив жизнь.

Уверовав в Господа, Закхей поверил и в высоту человеческого призвания и способность рода нашего с помощью Божией противостоять любому злу. Он действительно стал сыном Авраама, которого Господь нарек «отцом всех верующих». Христос именовал его так потому, что Закхей уже начал творить дела Авраама: он пренебрег богатством и вступил на пока еще неведомый ему путь покаяния и исправления жизни по Божественным законам.

Этот короткий евангельский рассказ многому нас научает. Нам дан пример того, как можно участвовать в спасении ближних, как общаться с людьми, согрешающими против праведности, с теми, кого все презирают. Любовь Христова в один миг растопила лед сердца сребролюбивого мытаря и открыла ему путь на Небо. Мы же, на словах любя все человечество, нередко своим холодным презрительным отношением к заблудшим братьям и сестрам погашаем в них всякое желания раскаяться. Ведь если бы каждый из нас, подобно Спасителю, подходил к ближним с сочувствием и терпением – пусть даже к падшим, не гнушаясь их греховностью, – скольких мы тогда могли бы обратить к покаянию!

Очень скоро, уже в следующую субботу, на Всенощном бдении мы услышим первые песнопения Великого Поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Сегодняшнее Евангелие учит нас просить Господа открыть путь истинного исправления жизни не только для себя, но и для ближних. И еще один урок преподает сам Закхей – о том, что необходимо преодолевать человеческий страх, боязнь суда толпы. Увидев Христа, Высшую Правду, Всеведущего Бога, он перестал обращать внимание на людские суждения и мнения. К сожалению, у нас часто бывает иначе: мы не замечаем Бога, видя лишь суровые, наводящие страх лица людей, выражающие презрение и насмешку. А святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто сделался рабом Господа, тот боится Одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится». Кто из нас способен поставить себя в такое положение, в котором его все осмеют и осудят?

Мнение сильных мира сего и их огромные легионы послушных лицемеров останавливают нас, когда просто необходимо отдать свои «пол-имения», свое время и силы ради защиты праведности и справедливости. Вот сейчас без нашего ведома всех граждан России превращают в «электронное население» и загоняют в электронный концлагерь, принуждая еще и оплачивать свое рабство! В нашей стране принимаются антиконституционные законы, ведущие к уничтожению государственной независимости. Видные верующие ученые, юристы и православные архиереи и духовенство бьют тревогу и призывают народ сопротивляться всем этим новшествам. Каждый из нас должен не побояться и не полениться письменно обратиться к руководителям страны и Патриарху с требованием отменить антихристианские законы и сохранить традиционную форму документов, удостоверяющих личность, – без идентификационных номеров, кодов, биометрических данных. Нам необходимо, по слову архимандрита Кирилла (Павлов), выиграть время, чтобы успеть подготовиться к следованию Крестным путем за Господом нашим Иисусом Христом. Мы понимаем, что нас ждут серьезные испытания, но спотыкаемся уже на первых шагах. Как редко мы проявляем мужество, встречаясь с осуждением и притеснениями! А Закхей ничего такого не убоялся, как не устрашились страданий за правду и святые Царственные Мученики, и все новомученики Российские…

Приближается время поста, когда надо вспомнить о существовании в нас внутреннего духовного начала, которым мы пренебрегаем, погружаясь в безсмысленную суету и попусту растрачивая драгоценное отпущенное на покаяние время. Нужно понять, что невозможно совмещать два желания: быть Телом Христовым и телом, полным греховных страстей. Если мы не стремимся к святости – значит, совершаем выбор в пользу лукавого, противника Божия, чающего нашей погибели. Но стоит только прислушаться к своему сердцу, и в нем обязательно отыщется то желание, без которого наша жизнь безсмысленна – желание снова соделаться образом и подобием Божиим. Нам следует, вопреки движениям страстей и прилогов духовного самообмана, отыскать внутри себя хотение жить по-Божески – т. е. праведно по отношению к собственной душе и справедливо по отношению к ближним.

Давно известно, что сердце человеческое будет метаться до тех пор, пока не успокоится в Господе. А Господь Сам идет к нам навстречу и приближается к нашему дому со словами: Се, стою у двери и стучу (Откр. 3, 20). Так откройся же, христианин, для Праведности и Справедливости и не бойся теперь ничего, кроме греха! И тогда твой внутренний Закхей, твой маленький человек начнет расти и возвысится над своими грехами, будет побеждать их постом и молитвой, стоянием в истине. Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8), – вот начало, первый шаг к стяжанию имения нетленного, ко спасению, о котором Господь изрек Закхею: Ныне пришло спасение дому сему (Там же, 9). Пусть же пробудится в нас это святое стремление к Дому Небесному, к той таинственной Родине, по которой тоскует душа и которую жаждет узреть всякий сын Авраама, всякий Закхей, каждый православный христианин! Аминь.

 

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник