ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ | СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО | СТРАНИЦА 7 |
Продолжение. Начало см. на стр. 6
В середине 90-х годов XX века на некоторое время даже было прервано молитвенное общение между Русской и Константинопольской Церквами: тогда Константинополь взял под свою юрисдикцию отколовшиеся от Московского Патриархата приходы в Эстонии. Острая переписка между Предстоятелями этих Церквей (снова по вопросу диаспоры) имела место и в период с 2002 по 2004 годы. Патриарх Алексий II ясно дал понять: «У Константинопольской Церкви нет в странах диаспоры привилегий больших, чем у Русской или какой-либо еще Поместной Церкви» (письмо от 27 июля 2004 г.; https://mospat.ru/ archive/page/official-correspondence/253.html).
Русофобствующий президент Украины Виктор Ющенко пытался создать независимую от Москвы «Украинскую православную церковь» под покровительством Константинополя. Этот замысел он надеялся реализовать в 2008 году, во время празднования 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Но предприятие провалилось: Патриархи Варфоломей и Алексий вместе служили Божественную литургию, и своей проповедью с призывом к церковному согласию и единству Константинопольский Предстоятель разочаровал Ющенко и его споспешников. После этого отношения между Константинополем и Москвой вошли в относительно мирную фазу. Однако правая рука Патриарха Кирилла, архиепископ Иларион (Алфеев) в интервью «Интерфаксу» в апреле 2009 года заявил, что Константинополь пытается навязать прочим Поместным Церквам ватиканскую «модель максимально централизованной церковной власти во главе с одним епископом – главой Вселенской Церкви» (http://interfax.ru/russia/737).
В нынешнем, 2014 году, 22-го февраля бывший митрополит Филарет (гражданин Денисенко), лидер украинских раскольников и «духовный отец» «евромайдановцев», призвал Украинскую Церковь Московского Патриархата объединиться с его «Киевским патриархатом», чтобы затем вместе перейти в подчинение Константинопольской Патриархии, до XVII века имевшей юрисдикцию на территории Украины. Как пишет Ян Таксюр в статье «Радостная весть в безрадостном Киеве», для Филарета очевидно, что «украинскую автокефалию» не признает ни одна Поместная Церковь, и потому он стремится примкнуть к Константинополю, чтобы «законно» отделиться от ненавистных «москалей». Однако Московский Патриархат занял твердую позицию: Патриарх Кирилл напомнил раскольникам о необходимости решать все вопросы в рамках канонического церковного порядка.
Дай Бог, чтобы Православная Церковь на Украине осталась верной Христу и преодолела все искушения! Я искренне надеюсь, что священноначалие Сербской Церкви, в котором, к сожалению, есть влиятельные последователи Фанара и митрополита Иоанна (Зизиуласа), все же найдет в себе силы помочь сестринской Московской Патриархии, хотя бы молитвенно, в сохранении ее единства во всей полноте.
– Сегодня в Новороссии на стороне народного ополчения сражаются сербские добровольцы. Знаете ли Вы что-то об этих людях? Как думаете, зачем они поехали на Донбасс, ради чего участвуют в войне?
– Недавно я с воодушевлением прочитал новость о том, что сербские добровольцы освободили Славяносербск. Военные действия в Новороссии происходят на тех территориях, которые в XVIII веке населяли сербы, беженцы из Габсбургской монархии, перебравшиеся туда из-за нежелания принимать унию, навязываемую им Императрицей Марией Терезией. Там они сформировали области Новая Сербия и Славяносербия. Переехать в Россию мечтали многие наши соотечественники. Милош Црнянский в романе «Переселение» вложил эту мечту в уста главного героя Вука Исаковича, сербского офицера, вынужденного вместе со своим полком сражаться за интересы католиков Габсбургов и живущего надеждой на переселение: «Россия мне видится неким надмирным Царством. Я слышал, что некоторые, переехавшие туда, стали богатыми и могущественными, что там чудесные храмы и сладостное Православие…»
Населенные пункты Новой Сербии и Славяносербии эти переселенцы называли в честь своих родных городов – Чанад и Бечей, Суботица и Земун, Вршац и Сланкамен. Русское государство поддерживало их священнослужителей и религиозную жизнь, и как нация они имели определенные привилегии, развивая хозяйственную жизнь в Новомиргороде, Елисаветграде и везде, где оказались. Переселившийся в Славяносербию из Габсбургской монархии офицер Симеон Пишчевич писал, что «наши генералы – Хорват в Новой Сербии и Шевич и Прерадович в Славяносербии – превратили пустыню в землю обетованную, населенную, обработанную, плодоносную». Протоиерей Петр Булич из Новомиргорода сообщал своему крестному, иеромонаху Лазарю в Банат, хваля русскую Императрицу Елисавету и религиозную свободу в России: «Здесь слово Божие не связано, как там, иноверцами <…>. Здесь только наше племя и род, нет никого из неверных, римлян и униатов». А Мария Станкова из селения Коробочкина в районе Новомиргорода 22-го ноября 1753 года писала своему отцу Николе Станковичу в Будим: «Кому плохо там, здесь будет хорошо». Из-за единства веры и духа, единого славянского происхождения и языка сербы Новой Сербии и Славяносербии ассимилировались – уже во второй половине XIX века все они называли себя русскими. Но их следы, как и память о русской помощи сербам в борьбе за свободу, сохранились в истории.
У нас, сербов, слово «Крајина» означает приграничную область, выполняющую оборонительные функции в той или иной стране. Глагол «крајинати» в сербском языке синоним «војевати» – вести войну. Таким образом, Украина в действительности всегда была великой Краиной Русского Царства, о чем свидетельствует и нынешняя борьба.
Сейчас, когда эта земля противостоит ударам натовских прислужников, поборников «евромайдановского» галицийского униатства, мы верим, что среди защитников Новороссии есть и потомки сербов, переселившихся в русскую Краину, спасаясь от обуниачивания, желая остаться свободными и стоящими в истине православными христианами. Убеждены, что сербские добровольцы на Украине преследуют те же цели. И напомним: они отдают дань некогда помогавшим им братьям, среди которых был и Игорь Стрелков, русский доброволец, сражавшийся на сербской стороне во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах.
– Что Вы можете сказать о военных действиях и связанных с ними общенародных бедствиях в контексте Божественного Промысла о православных народах и государствах, а также об их роли в процессе духовного пробуждения и преображения людей? Как в этом отношении можно рассматривать события на Украине, каких духовных последствий от них ожидать?
– Эта война есть попущение Божие за грехи православных народов – прежде всего, за отступление от Господа и Его животворных заповедей. Но, покаявшись и обратившись ко Христу, мы выстоим и одержим в ней победу. В противном случае – конец мира близок, и будет установлено царство антихриста. Об этом хорошо сказал наш знаменитый ученый, профессор философского факультета Белградского Университета, социолог Слободан Антонич в интервью сайту «Борьба за веру»: «Умертвив западное „христианство“, мамонитский культ сейчас двинулся и сюда, на Восток. Мамонизм ставит стяжание денег и их быструю и безнравственную растрату в центр системы общественных и личных ценностей. Таким образом в обществе не остается места добродетелям, потому что добродетель – это готовность жертвовать ради кого-то или чего-то, кроме себя. А материализм, гедонизм и эгоизм – мамонитская триада – не требуют таких жертв. Они говорят: „Будь таким, каким хочешь, и делай все, что пожелаешь, если это доставляет тебе удовольствие“.
Окончание см. на стр. 14
ОПРОС | || | Православные народы в конце времен |
1. Согласны ли Вы, что за попытками автокефализации Украинской Церкви стоят силы, заинтересованные в разрушении православного единства?
2. Известно ли Вам, что конфликт вокруг юрисдикционной принадлежности Украинской Церкви между Москвой и Константинополем не прекращается с момента уничтожения русской монархии в 1917 году?
3. Согласны ли Вы, что Украина всегда была и до сих пор остается Краиной Русского Царства – приграничной областью, выполняющей оборонительные функции?
4. Разделяете ли Вы убеждение, что только союз православных народов может остановить Третью мировую войну?
|