ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА I:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ

 

§ 1

УСТАВ И ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ
БОЖЕСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Главнейшие церковные моления по большей части озаглавливаются так: устав, чин, последование, чинопоследование и служба. Устав содержит в себе указание, как должно совершать церковные службы во все праздники и дни простые, также известные частные моления, а в особенности – обряды общие и особливые на различные случаи. Чин есть извлечение из того же устава порядка службы для известного праздника или какого-нибудь отдельного моления. Последование есть то самое моление, порядок совершения которого избирает из устава и предлагает чин. Чинопоследование есть вместе чин и последование, где с указанием порядка совершения служб помещаются и самые службы. Служба содержит в себе вообще какое-нибудь суточное моление, а с прибавлением Божественная означает Божественную литургию.

 

 

§ 2

ВЕЧЕРНЯ СОВЕРШАЕТСЯ
В ХРАМЕ И В АЛТАРЕ

 

Вечернее пение начинается священником всякий день и совершается в храме и в алтаре. Ибо всякий день и везде мы видим, что священник, облеченный священными одеждами, совершает вечернее пение перед царскими вратами и перед престолом Божиим. При сей службе иерею помогает и диакон, облеченный в свои одежды, особенно в праздничные дни. Такой образ священнослужения их установлен по примеру Ветхого Завета, где диаконы назывались левитами. Ибо в словах Евангелия: Егда послаша жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят Его: ты кто еси? (Ин. 1, 19), под именем левитов разумелись такие же служители, которые у нас называются диаконами. Но тогда служение всех их было служение сени (т. е. тени, – примеч. ред.), прообразовательное и начинающееся; а ныне истинное, совершительное и окончательное: ибо те служили сени, а эти служат истине.

 

§ 3

«БЛАГОСЛОВЕН БОГ НАШ»
ЕСТЬ НАЧАЛО ВЕЧЕРНИ И ВСЕХ МОЛЕНИЙ

 

Иерей, а не кто другой, начинает всякое молитвословие в церкви; иерей первый призывает Бога, потому что он образует Христа и носит Его священство. Посему необходимо священнику начинать молитвы прежде всех, и как ему самому, так и всем предстоящим, от Бога полагать начало. А каким образом сами миряне, без священника и вне церкви, начинают вечерню, утреню и прочие моления, кроме литургии, о том смотри в 1-ой части, глава 13-я, § 5.

 

§ 4

ПЕРЕД СЛУЖБОЮ СНАЧАЛА
ВОССЫЛАЕТСЯ СЛАВА БОГУ

 

Прежде всего следует воссылать славу Богу за все блага, которые Он ниспослал нам. А потому после начала, учиненного иереем, молящиеся прежде всего произносят следующие краткие слова: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

 

§ 5

ПЕРЕД СЛУЖБОЮ
ПРИЗЫВАЕТСЯ СВЯТЫЙ ДУХ

 

После славословия Богу христиане, прежде нежели начинают воссылать свои молитвы, призывают Духа Святаго, вся исполняющаго, призывают приити и вселитися в ны и очистити ны от всякия скверны, и спасти души наша. Ибо часто случается, что мы не следуем молениям, которые предписаны Церковию, а просим у Бога того, чего сами не знаем, или что для нас безполезно и вредно; притом и молитв, угодных Богу, мы собственными своими силами никогда не можем принести. Потому-то крайне необходима для нас помощь Святаго Духа, Который бы управлял нашими молитвами так, как того требует святая воля Божия. Посему и сказано: О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26). То есть Дух Святый, действуя Своею благодатию, возбуждает нас к молитве, производит в нас сердечные воздыхания, возжигает в нас пламень сыновней любви к Богу способом неизглаголанным, т. е. неудобопонятным для нас. И хотя бы мы, побуждаемые своими плотскими наклонностями, просили не того, что благоугодно Богу, но Дух Святый просит за нас у Бога только того, что единственно служит к прославлению имени Божия и к нашему спасению.

 

§ 6

ТРИСВЯТОЕ
ЕСТЬ МОЛЕНИЕ К ТРОИЦЕ

 

Призвав в помощь Святаго Духа, Церковь начинает приносить свои главнейшие моления и прежде всего обращается к Пресвятой Троице, поскольку Троица есть вина всех тварей, во всем нам содействует, а чрез Нее мы во всем совершаемся и очищаемся. Таковых молений в честь Троицы здесь три. Первое есть краткая песнь, называемая «трисвятое», в которой мы умоляем Пресвятую Троицу только о помиловании. Древние отцы, заимствовав от ангелов слова: «Свят, Свят, Свят», и у Давида, поющего Бога в Троице: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41, 3), сложили из них полную песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный», а слова: «помилуй нас» заимствовали в молитву также у царя Давида. Таким образом в словах: «Святый Боже» слово «Святый» заимствовано от ангелов, а «Боже» – у Давида; «Святый Крепкий» – слово «Святый» также заимствовано у ангелов, а «Крепкий» – у Давида; «Святый Безсмертный» – слово «Святый» также заимствовано у ангелов, а «Безсмертный» вместо слова «Живый», как у Давида, и наконец слова: «помилуй нас» взяты также у Давида. Песнь эта – трисвятое – относится ко всем лицам Святой Троицы: «Боже» – к Отцу, поскольку Он есть источник и начало Божества, виновник Сына и Духа; «Крепкий» – к Сыну, поскольку Сын есть мышца Отца, ипостасная крепость и, как апостол Павел сказал, Христос Божия есть сила и Божия премудрость (см.: 1 Кор. 1, 24); а «Безсмертный» – к Духу Святому, поскольку жизнь проистекает от Духа, а Дух есть Животворящий. Слова же: «помилуй нас» относятся ко всем трем Лицам и употребляются в единственном числе, как-будто обращение делается к одному лицу, потому что у них едино Божество, едино существо, едина сила, и Троица нераздельная.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
Болонская система в образовании

    


     1. Знаете ли Вы, что представляет собой Болонская система образования?
     да – 85 %; нет – 15 %

 

     2. Согласны ли Вы, что избрание тестирования основным методом контроля знаний ведет к примитивизации учебного процесса и утрате мыслительных способностей у учащихся?
     да – 96 %; нет – 4 %

 

     3. Согласны ли Вы, что переход духовных школ Русской Православной Церкви на Болонскую систему нанесет серьезнейший удар по богословскому образованию?
     да – 84 %; нет – 16 %

 

     4. Согласны ли Вы, что в процессе обучения на Западе студенты из России подвергаются незаметной перестройке сознания и духа?
     да – 99 %; нет – 1 %



 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник