ЗА ДРУГИ СВОЯ | С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ | СТРАНИЦА 16 |
КУЗНЕЦОВ
ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ
Гвардии подполковник. Родился в 1946 году в Читинской области, в семье рабочего. В 1968 году окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, в 1973 году – курсы «Выстрел», в 1980 году – Военную академию имени М.В. Фрунзе. В том же году получил направление в Афганистан. Был заместителем командира, а с марта 1981 года по июнь 1982 года – командиром парашютно-десантного полка. За умелое командование полком, мужество и героизм Юрию Кузнецову было присвоено звание Героя СССР.
После возвращения на Родину и окончания Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова гвардии полковник Ю.В. Кузнецов командовал воздушно-десантной дивизией, был начальником Дальневосточного высшего военного командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. С 2002 года – в запасе.
+ + +
Генерал Кузнецов рассказывает четко и лаконично:
– Мы, десантники, совершали марш. Когда до базы оставалось шесть километров, шедшее впереди подразделение было зажато душманами на мосту через реку. Образовалась пробка. Мне передали по рации приказ: оказать помощь окруженным, а остальным отходить в крепость Махмудраки, до которой было километра четыре. Я оценил обстановку. И не посчитал целесообразным разворачивать подразделение на узкой дороге, к тому же в начинающихся сумерках. Слишком велика опасность для личного состава. Велика и неоправданна...
Часто говорится о личной ответственности командира за жизнь каждого подчиненного. А какова она, эта ответственность? Генерал рассказал о встрече с женой раненного в Афганистане Валерия Востротина:
– Смотреть на нее страшно было! Шесть лет уже прошло, а не могу забыть, тяжело.
Гвардейский парашютно-десантный полк, где Юрий Викторович служил сначала заместителем командира, а потом и командиром, легкой службы в Афганистане не помнит. Больше семидесяти операций провел – с наименьшими среди подобных подразделений потерями. Это не везение, не удача, а самое настоящее командирское мастерство.
В 1964 году, когда Кузнецов поступал в училище, никаких романтических ассоциаций десантные войска у мальчишек не вызывали. Слава к ним пришла позже, в конце 60-х. А тогда и погон голубых еще не было. У командира взвода – только личный состав и оружие. Сейчас у того же взводного – три боевые машины со сверхсложной «начинкой» плюс средства для их десантирования. За освоение этой техники он получил в 75-м первый орден. Восемь лет в Одесском округе – от комвзвода до комбата – рос Кузнецов в чине, должности, рос вместе с выбранным им родом войск.
– Мне удалось отстоять перед старшим начальником свою точку зрения. Под личную ответственность. Головное подразделение пешим порядком двинулось на подмогу атакованным. Потом подоспевшие орудия смяли противника. Оказали помощь раненым, расчистили дорогу и к пяти часам утра прибыли в пункт постоянной дислокации. Без потерь.
Прямо-таки как в учебнике! Самое сложное, по словам Юрия Викторовича, было отстоять свое мнение. Не упомянул только генерал, что то самое подразделение возглавил он лично. Вернее, так: «Выдвинул туда командный пункт». Это случалось нередко. Командный пункт оказывался то среди первого парашютного десанта, то на переднем крае атаки. Несомненно, что не о героизме думал в такие моменты командир, а о целесообразности, которая порой, пренебрегая субординацией, сводит на нет дистанцию между солдатом и генералом.
– Ефрейтор один, Сережка Игнатьев, пару раз меня так прикладом шуранул... Хочу подняться – опять приклад в спину. Снова поднимаюсь – не дает. Оказалось, он мне жизнь спас: очередь в считанных сантиметрах над головой прошла. А если бы оробел перед моим командирским автоматом?..
Как, наверное, благодарна сейчас мать того самого Сережки Игнатьева генералу Кузнецову за то, что вернулся ее сын живым! Юрий Викторович о своей высочайшей правительственной награде сказал так:
– Считаю, что представлен к званию Героя Советского Союза за умелые и мужественные действия солдат и офицеров моего полка.
КУЗНЕЦОВ Ю.В. | КУЧЕРЕНКО В.А. |
КУЧЕРЕНКО
ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ
Командир вертолетной эскадрильи вертолетного полка, капитан. Родился в 1954 году в селе Нижняя Сыроватка Сумской области Украины, в семье крестьянина. В 1974 году экстерном окончил Сызранское военно-авиационное училище летчиков.
Служил в различных военных округах, в Группе советских войск в Германии, где стал командиром звена и летчиком 1-го класса. С октября 1984 года по 1985 год Владимир Кучеренко – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где совершил 883 боевых вылета.
+ + +
Он искренне считает, что на эту тему сегодня ведется слишком много разговоров, что нельзя оценивать человека по тому, был он в Афганистане или не был. Важнее другое: русские люди доказали, что и сейчас в тяжелейших боевых условиях способны проявлять лучшие человеческие качества.
Он говорит, что война делает человека черствее. И признает, что впервые всерьез задумался о себе и своей жизни именно на войне:
– Там вопросы, на что ты способен, а на что нет, чему научился, а чему не научился, приобретают жизненно важный смысл...
Суворовскую поговорку «Тяжело в ученье – легко в бою» по-настоящему можно понять, наверное, только в бою.
…Приземляться на эту крохотную площадку было нельзя: на ней находились раненые. Кучеренко развернул вертолет «лицом» к ветру и завис в воздухе. Под кабиной – трехсотметровая пропасть, под хвостом – «люфт» в несколько десятков сантиметров. Минут пять длилась эта эквилибристика. Чуть ли не подошвами он ощущал земную твердь, задев которую, машина кубарем скатилась бы по склону…
– Самое трудное на войне – это посадка, – обобщает он теперь свои недавние впечатления. – Огонь противника как-то и не принимаешь на свой счет. Трассера, разрывы вокруг – вроде как в кино. Потом уже, на земле, осмотришь машину, пересчитаешь пробоины – фантазия начинает разыгрываться. У меня крупных пробоин было штук двадцать.
Однажды рядом со мной загорелся и упал вертолет. Тогда впервые осознал реальность этого «фейерверка». Но в тот момент рассуждать особенно не приходилось. Приземлился, сгрузил раненых – и назад.
На вопрос об афганском «расписании» Кучеренко отвечает просто:
– Участвовал в тридцати боях... Вот и считай, сколько за год с небольшим отдыхать пришлось.
Отдыхать на войне тоже нужно уметь. Вот статистика. Экипаж Кучеренко совершил 1400 боевых вылетов. Чуть ли не вдвое больше, чем многие другие. О чем это говорит?
– Все здоровы были, только и всего, – отвечает Владимир.
Да, случается, что и здоровье оборачивается на войне повышенным риском для жизни. Ведь боевой вылет – всегда риск. А вылет в Афганистане – всегда боевой.
И гамлетовский вопрос там приходится решать постоянно. Причем не для себя лично. Потому что жизнь твоя неразрывно связана и с жизнью товарищей, и с жизнью многих даже незнакомых тебе жителей чужой страны.
– Так оно всегда бывает, – улыбается Кучеренко, – всегда и везде, не только в Афганистане. Просто там это лучше понимаешь.
Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ
Источник: сайт «Герои страны»
(http://www.warheroes.ru)
Продолжение следует
Продолжение. Начало см. в № 1 (1).
МИХАЙЛОВСКОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ – основано в 1820 году; в 1863 году к училищу был причислен класс донских урядников, до этого времени состоявший при Гвардейской артиллерийской школе; в 1877 году его переименовали в класс казачьих артиллерийских юнкеров, но через два года упразднили. После этого казачьи юнкера проходили систематическую подготовку в Михайловском артиллерийском училище. До 1905 года срок обучения составлял два года, после же стал обязательным для всех юнкеров и третий, дополнительный курс.
Обучающиеся юнкера, таким образом, проходили три годичных курса: младший, средний и старший; в строевом отношение они состояли рядовыми двух батарей. Зимние занятия проводились в петербургских зданиях училища вблизи Литейного моста между Невой и Нижегородской улицей. Здесь помещались канцелярии, церковь, квартиры старших начальников, большие залы, классные комнаты, спальни, общие столовые и т. п. При зданиях училища находились также два манежа. Огромный Ламанский манеж, где производилась «езда в орудиях» и стрельба из револьверов, находился за три квартала от училища в специальном городке, ближе к северным окраинам столицы; там же были казармы для солдат и конюшни.
Преподавание велось по отдельным программам для каждого курса, а оценка знаний производилась на периодических «репетициях» по двенадцатибальной системе. Пятерка считалась неудовлетворительным баллом.
При переводе с курса на курс юнкера каждую весну проходили проверочные испытания. Переводным баллом считалась восьмерка и высшие оценки. После этих экзаменов юнкера старшего курса выбирали себе место службы по списку вакансий, присланному из Военного министерства, и в зависимости от успехов в науках. Казаки получали вакансии в своих казачьих батареях.
Продолжение следует.