ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: О ЦЕРКВИ ВООБЩЕ,
О ВСЕХ ЧАСТЯХ ЕЕ И О ВСЕХ ВЕЩАХ И УТВАРЯХ,
К НЕЙ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ

 

ГЛАВА VIII:
О ДВЕРЯХ ЦАРСКИХ, КАТАПЕТАСМЕ
ИЛИ ЗАВЕСЕ И О ПРОЧИХ ДВЕРЯХ

 

 

§ 1

ДВЕРИ ЦАРСКИЕ И СВЯТЫЕ

 

В иконостасе находятся три двери, ведущие из алтаря в храм; одни называются средними, другие южными, а третьи северными.

Средние врата, прямо от престола ведущие в храм, достойны уважения больше других. Они, во-первых, называются царскими, потому что через них в Святых Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; потом они называются святыми, потому что через них проносятся Святые Дары; притом эти врата святы и потому, что через них не позволено входить простым людям, а только освященным.

 

§2

ЗАВЕСА

 

За царскими вратами в алтаре находится завеса, по-гречески – катапетасма. Завеса есть полотно на шнурах, или опускающееся сверху вниз, или передвигающееся от одной стороны к другой. Святитель Симеон Солунский (в гл. 6, о храме) говорит: «Завеса, находящаяся при жертвеннике (престоле), означает небесную при Боге скинию, где находятся лики святых ангелов и отшедшие к Богу святые».

Завеса эта в Уставе (лист 15) называется внутрь сущею, т. е. внутреннею дверью. А т. к. эта же завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется еще горнею дверью или горними дверями, а самые врата в дверях называются дольними или нижними и внешними дверями.

Те и другие двери, для выражения различных знаменований, иногда отворяются, а иногда запираются. О сем будет сказано во 2-й части, гл. 6, § 46 и гл. 7, § 5 и § 34.

 

§3

ДВЕРИ ЮЖНЫЕ И СЕВЕРНЫЕ
В ИКОНОСТАСЕ

 

Южные двери называются диaкoнcкими не потому, чтобы ими выходили и входили одни только диаконы; но от диаконника, куда вели эти двери. Правда, диаконы для перенесения в алтарь священных сосудов и прочей утвари имели близкий из диаконника вход; но когда они выносили народу благословенный хлеб или Богоявленскую воду, как показано в гл. 6, § 1, то всегда выходили из южных дверей. Притом издревле на диакона возложена была обязанность наблюдать за благочинием народа, стоящего в храме; для исполнения сей обязанности они выходили всегда южными дверьми. Святитель Кирилл Александрийский (в 3 кн., о поклонении) пишет: «Священникам вверен престол и сущее внутрь завесы, которым так и именоватися достоит, и да сохраняют священство свое; диаконам же сие, да хранят целость скинии (сосудохранительницы), все сосуды, в оной хранимые, и благочиние народа». В Постановлениях Апостольских (кн. 8, гл. 11) говорится: «Отроки должны стоять пред алтарем; чтобы они порядка не нарушали, один из диаконов должен смотреть за ними, а другие должны ходить по церкви и наблюдать за мужчинами и женщинами, чтобы не было между ними шуму и не переходил бы никто с места на место, не шептались и не дремали».

Итак, от диаконника и по должности, отправляемой диаконами, южные двери, которые им собственно и вверялись, называются диаконскими.

Северные двери иногда называются пономарскими не потому, чтобы одни пономари ими входили и выходили: часто диаконы и священники в служении ими ходят, особенно в малом и великом выходах; но эти двери пономарскими называются потому, что вещи, за ними находящиеся, как то: уголья, вода, свечи, вверялись хранению пономарей, о чем подробнее увидим в отделе, где будет говориться о поставлении их, и сами двери северные вверялись хранению пономарей.

 

СРЕДНИЕ И БОКОВЫЕ
ДВЕРИ В ПРИТВОРЕ

 

Западные двери, ведущие из храма в притвор, в иных храмах бывают одни, а в других трое: одни средние и двое боковых. Средние западные двери у некоторых писателей называются иногда царскими, как в иконостасе, потому что они выше и шире боковых. В Священном Писании эти двери называются красными (см.: Деян. 3, 2). Название красных они получили от высоты, ширины и красоты своей, особенно сравнительно с двумя боковыми дверями. О средних и боковых дверях будет сказано далее, в гл. 10, § 11.

 

ДВЕРИ ВЕЛИКИЕ В ПАПЕРТИ

 

Двери же, ведущие из притвора на паперть, называются великими, а иногда серебряными. Это можно видеть из «Пролога» на 8-е сентября, где о Созонте диаконе сказано, что «постоявши в великой церкви, он пошел к красным и великим дверям». Следовательно, идя из церкви, первые – из храма в притвор – были красные, а вторые – из притвора в паперть – великие. Потом сказано: «Идя с диаконом ко двору паперти, остановились у серебряных врат». Эти двери вели из паперти в притвор. Серебряными же названы потому, что в великой церкви обиты были серебряными досками.

 

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.


Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

Исцеления по молитвам у мироточивой иконы

 

Великим Постом с. г. по благословению епископа Кинешемского и Палехского Илариона мироточивая икона Царя-Мученика Николая II побывала в Свято-Казанском храме села Симакова Ивановской области. После молитв перед чудотворным образом некоторые верующие исцелились от онкологических заболеваний. Ниже публикуются их свидетельства, присланные в нашу редакцию Игорем Смыковым, начальником Войсковой Православной Миссии, сопровождающим икону.

 

 


ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ПАПИЛЛОМЫ

Я, Рябова Ирина Николаевна, 1973 г. р., хочу рассказать о чуде исцеления у мироточивой иконы Царя Николая II.

В конце осени 2012 года у меня на груди появилась ощутимая и болезненная папиллома (доброкачественная опухоль). Врач, осмотревший меня, посоветовал обратиться к хирургу, но по разным причинам (отсутствие врача, большая очередь и т. п.) сделать это никак не получалось. Видимо, так было угодно Богу, потому что вскоре я узнала, что в село Симаково привезли чудотворную икону Николая II, и решила попросить помощи и исцеления у святого Царя.

Посетив храм и приложившись к иконе всего один раз, я заметила, что папиллома неожиданно увеличилась в размерах и почернела, а затем отпала. Удивительно, что все это произошло быстро и безболезненно и на теле не осталось никаких следов!

 

 

 


ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ РАКА

Я, Милан Драгович, свидетельствую об исцелении от лимфомы (опухоли лимфатических узлов) после молитвы перед мироточивой иконой святого Царя Николая II.

19 марта с. г. мне был назначен очередной укол в рамках химиотерапии, но я попросил доктора перенести его на следующий день, а сам с группой верующих поехал на праздник в храм села Симакова, чтобы помолиться у мироточивой иконы. Настоятель этого храма отец Петр Влащенко после молебна помазал меня и еще троих человек святым миром от образа.

Вернувшись домой в Иваново, я лег отдохнуть и в 17 часов ощутил сильную боль в очаге заболевания. На следующий день мне сделали укол, который я, к удивлению, не почувствовал совсем, хотя ранее эта процедура сопровождалась повышением температуры тела и была для меня очень болезненной. Следующие два укола также не причинили физической боли. А 6-го мая мне поставили окончательный диагноз: опухоли больше нет, я исцелился от рака! Благодарю Бога и святого Царя Николая за чудо исцеления!

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник