ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

ДУХОВНЫЙ МИР СВЯТОЙ РУСИ
В КАРТИНАХ М.В. НЕСТЕРОВА

 


«Пустынник», 1888–1889 гг.

 

 

 

В Московской Третьяковской галерее на Крымском валу 18 августа с. г. завершила работу выставка картин великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова «В поисках своей России», посвященная 150-летию со дня его рождения.

В советское время большинство работ М.В. Нестерова находилось под негласным запретом и не экспонировалось; любителям изобразительного искусства были известны лишь отдельные его полотна, в основном портреты. В постперестроечный период ситуация изменилась: в печатных изданиях стали появляться репродукции глубокомысленных, восхищавших зрителей композиций мастера. Но такой выставки, где бы все работы Нестерова экспонировались в одном месте в максимальной полноте, еще не бывало. До богоборческого переворота 1917 года Михаил Васильевич регулярно выставлял свои картины на религиозно-философские темы, однако многие произведения были написаны им уже после этого. Потому без преувеличения можно назвать прошедшую выставку наиболее полной персональной экспозицией художника и самым значимым культурным событием 2013 года в области изобразительного искусства.

 

На выставке впервые было представлено множество документов и фотографий, относящихся к биографиям художника, его родных и близких.

Михаил Васильевич родился в 1862 году в Уфе, в благочестивой семье купца Василия Нестерова. Родители воспитали его в любви к Богу и Православной Церкви, а Господь одарил могучим художественным талантом. «Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятьях нашей матушки-природы», – уже на склоне лет в своих воспоминаниях «Давние дни» писал Михаил Васильевич. Эти слова как нельзя лучше отражают самобытный художественный путь великого мастера.

Влекомый своим призванием, в пятнадцатилетнем возрасте Михаил покинул родной дом и направился в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую к известному художнику В.Г. Перову. Изображающие бытовые сцены картины Нестерова той поры, которые, среди прочих, можно было увидеть на выставке, несут на себе отпечаток подражания учителю; их даже можно принять за работы Перова.

Но постепенно у Михаила Васильевича сложился оригинальный стиль письма и свое направление в изобразительном искусстве. Начав выставляться в конце 1880-х годов вместе с передвижниками (передвижники – русские художники-реалисты, входившие в образованное в 1870 г. выставочное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» и противопоставившие свои творческие принципы академизму. – Примеч. ред.), он сразу же обратил на себя внимание публики своим безсмертным произведением «Видение отроку Варфоломею», также представленным в экспозиции.

Картина изображает момент из детства преподобного Сергия Радонежского, когда отец послал его искать пропавших лошадей и в лесу отрок повстречал неизвестного схимника. По молитвам старца мальчик, до этого упорно, но безуспешно пытавшийся освоить грамоту, чудесным образом получил способность к чтению и разумению Священного Писания. Мастерство художника проявляется как в построении композиции картины, так и в технике ее исполнения. Издали это гениальное полотно кажется прописанным до малейшей травинки, вблизи же оказывается, что, например, засохшие травы на переднем плане лужайки, на которой стоит отрок, сделаны обратной стороной кисти по свеженаписанному фону.

Всматриваясь в холст, зритель погружается в пропитанную молитвой атмосферу древней Святой Руси с ее задумчивыми лесами и красотой национальной русской одежды. И хотя это не икона, в душе невольно рождается молитвенное воздыхание к главному герою – преподобному Сергию. Думается, репродукция «Видения отроку Варфоломею» должна присутствовать в детской комнате дома каждой православной семьи, напоминая детям о необходимости взывать к Богу и Его угоднику преподобному Сергию Радонежскому, прося помощи во всех трудах, а наипаче – связанных с получением богоугодных знаний.

Рядом с этой картиной выставлены другие работы художника, посвященные «игумену земли Русской», – «Юность преподобного Сергия», «Преподобный Сергий Радонежский» и триптих «Труды преподобного Сергия».

Первое полотно изображает подвижника в начале его пустыннического подвига. Мы видим дремучий радонежский лес. Уже построен деревянный храм Святой Троицы – первый храм будущей Сергиевой лавры. Молодой пустынник держит в руках четки. Рядом лежит медведь, прирученный преподобным.

На второй картине святой изображен на склоне горы Маковец. За ним простирается неброский, но дорогой сердцу каждого русского человека родной пейзаж – леса и перелески с лугами и дорогами.

Триптих «Труды преподобного Сергия» являет подвижническое житие печальника за Русь Святую – собственноручное строительство им храмов и братских келий, ношение воды. Конечно, картина не может передать все подвиги святого угодника, в этом отношении она ограничена по сравнению с литературными произведениями. Однако через изображение наиболее характерных и значимых моментов художник заставляет вспомнить и то, что осталось за рамками холста. Последняя часть триптиха изображает преподобного Сергия уже на склоне лет, в созерцательной молитве, на фоне обустроенной им обители Святой Троицы. Зимний день догорает. Из труб братских келий к небу поднимается дым. На переднем плане стоит погруженный в умное делание святой игумен, руки которого защищены от мороза варежками с красивым древнерусским узором.

«Сергиевский» цикл работ Михаила Васильевича дополняют также поздние эскизы и картины «Святые воины Пересвет и Ослябя» и «Всадники». На первой на фоне леса изображены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. На второй – сцена произошедшего в Смутное время чуда преподобного Сергия: скачут неземные гонцы, посланные им в Москву за помощью осажденной латинянами Лавре. Картины М.В. Нестерова о преподобном Сергии – гимн не одному только Радонежскому святому; это песнь всему русскому монашеству, ученикам преподобного и высоте пустынного иноческого подвига.

Многократно обращаясь к теме православного монашества, Нестеров отражал в своих полотнах духовный мир Святой Руси. Так, на картине «Пустынник» мы видим незатейливый русский пейзаж – озеро, за ним лес; по тропинке, тянущейся по берегу озера, идет пустынник, похожий на преподобного Серафима. Работа выполнена ограниченной палитрой, почти без использования открытых цветов. Охристо-коричневые тона как нельзя лучше передают покаянный настрой и суровую атмосферу подвижничества.

В картине «Лисичка» трое монахов-странников расположились на отдых возле леса, за каменными приземистыми храмами, стоящими на утесе. За ними расстилается огромное озеро. Старцы с улыбкой смотрят на подходящую к ним лисичку, являя образ истинного подвижничества, которое, по слову Святых Отцов, и «скота милует», будучи украшено добродетелями смирения и любви.

Михаил Васильевич очень тонко чувствовал музыку; и его произведения, особенно на религиозные темы, отражают это во всей полноте, как, например, полотно «Слепой музыкант»: на опушке вечернего осеннего леса стоит монах со скрипкой. В ритмике пейзажа – стволов, неба и воды – уже есть своя мелодия. Но скрипка подчеркивает и усиливает музыкальность работы.

Картиной «Димитрий – Царевич убиенный» Михаил Васильевич продолжил серию работ, посвященных русским святым. На холсте изображен весенний лес, поросший первоцветом, среди которого стоит Царевич Димитрий с кровавой раной на шее. С небес его благословляет Христос, вдалеке виднеются церкви и терема Углича. Работа написана в жанре посмертного портрета: внешнее действие практически отсутствует, но холст наполнен мощной внутренней динамикой.

Отсутствие ярко выраженного внешнего действия во многих полотнах Нестерова до сих пор вводит в заблуждение некоторых ценителей изобразительного искусства. В основном именно под этим предлогом либеральная дореволюционная и советская искусствоведческая критика представляла его как оригинального, самобытного (ибо отрицать талант невозможно), но какого-то «не совсем правильного» художника. Однако теперь, когда появилась возможность увидеть многие произведения Михаила Васильевича, ясно, что он ни в чем не уступал по мастерству композиции, рисунка и живописи таким общепризнанным великим живописцам, как Василий Иванович Суриков и Илья Ефимович Репин.

Особенно прослеживается композиционное мастерство Нестерова в работах по росписи Марфо-Мариинской обители, эскизы которой тоже присутствовали на выставке, а оригиналами, слава Богу, теперь можно свободно полюбоваться в Покровском Марфо-Мариинском храме.

Как передать заповедь Божию, как выразить учение Христа красками? Говоря словами святого апостола Павла, этого око не видело <…> и на сердце человеку не восходило (1 Кор. 2, 9). Кажется, что без особой сопроводительной надписи выполнить такую задачу невозможно. Однако композиционному гению Михаила Васильевича решение ее оказалось под силу. Настенное панно «Путь ко Христу», встречающее всех входящих в Покровский храм Марфо-Мариинской обители, художественным языком выражает практически все евангельское учение, ибо Господь сказал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40).

Мы видим прохладный весенний вечер. Розово-оранжевое закатное небо окрасило в свой цвет и гладь большого лесного озера, слева и справа окруженного еловым лесом, а сзади – граничащего с полем, переходящим в дали и небо.

 

Продолжение см. на стр. 7

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник