ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 


Вавилонская башня
Фреска Воскресенского
собора г. Тутаева

 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

 

Даниил беседует с Навуходоносором и этому богатейшему и могущественнейшему царю говорит, что тот может потерять все, если не будет в его сердце милосердия к бедным, если не искупит он грехов своих правдой. Царю надо было отвратиться от гордыни, от этого тягчайшего греха. Ведь человек, который получает власть здесь, на земле, подвергается очень серьезной опасности именно от этого порока – гордости. Бойтесь гордыни и не думайте, что она есть пагуба только богатых людей, царей, правителей, что гордиться могут только люди, что-то значащие в этом мире. Даже бедняк может впасть в гордыню, малоимущий может возгордиться. Я видел человека, который гордился тем, что у него ничего нет. Он говорил: «У них все есть, а у меня ничего нет, я свободен». Это была гордость, и такая же страшная, как, например, если кто-то, бахвалясь, говорил бы: «У меня есть все, а у них – ничего». Видите, как змий гордости опасен, как он может менять свое месторасположение, может уязвлять бедного и богатого, и даже ребенка – когда дитя начинает гордиться тем, что ему родители дали какую-то игрушку, какой у других нет.

Гордость может уязвлять и старого человека. Однажды, причащая пожилого мужчину, я был поражен: он гордился тем, как его будут хоронить. Он говорил: «Отец Олег, мне приготовили хорошее место, они пробили для меня участок на Ваганьковском кладбище, я буду лежать там, где Есенин, где Высоцкий; это очень хорошее место, его наверняка никогда не сравняют с землей». Я действительно был поражен, ибо такого еще не слышал.

Гордость очень опасна, иногда я ловлю себя на том, что тоже начинаю гордиться, когда ко мне приходят гости (а у меня хорошая библиотека), и я говорю: «Смотрите, какие у меня книги, у меня есть книги XVII и даже XVI века». Я спрашиваю себя: зачем я об этом говорю людям? Может быть, я хочу им их подарить? Нет. Может быть, хочу дать почитать? Но они очень дорогие, и я никому не даю их. Почему же я тогда говорю людям об этих книгах? Наверное, потому что я горжусь в этот момент. Да, от гордости никто не застрахован, каждый человек должен бояться впасть вэтот грех. Поэтому всякий раз, когда вы говорите, что у вас есть что-то или нет чего-то, помните, что гордость хитра и таится повсюду.

Итак, Навуходоносор был заражен гордыней. И сказано в Слове Божием: Все это сбылось над царем Навуходоносором (Дан. 4, 25). То, что было предсказано о нем, то, что он увидел во сне, все это сбылось. По прошествии двенадцати месяцев, – читаем мы в Библии, – расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «Тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» (Там же, 26–29). Такая удивительная иллюстрация: Навуходоносор ходит по своему дворцу, но ведь никто же не оспаривал у него, что это его дворец, никто не пытался доказать ему обратное! Он ходит по своему дворцу, по своему царству, которое дал ему Господь, и вдруг начинает говорить, что он построил этот дом, он силой своей возвеличил это царство, – пустые слова, которые ничего не значат, а только губят его. Действительно, как сказано в Божественном Евангелии, за каждое слово свое человек даст ответ (см.: Мф. 12, 36). Поэтому следите за своими словами, за тем, что вы произносите. И вот приговор звучит с небес – царь лишается всего, и сказано: Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором (Там же, 30), – на него нашло безумие, он убежал из своего дворца в поля, стал ползать на четвереньках и, как вол, есть траву. Как любят говорить в народе: кого Бог хочет наказать, того лишает разума. За чрезмерную гордыню Господь наказывает Навуходоносора. И сказано о нем: Орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы (Там же). Так он опустился, несчастный, не стриг волос, ходил и ел траву. Вот таков гнев Божий!

Жалко, что на наши беседы не ходят сильные мира сего, – им бы хорошо было послушать о том, как переменчива бывает судьба: сейчас они ездят в хороших, красивых машинах, а завтра Бог может лишить их разума, и они будут есть траву, как Навуходоносор, как безсловесные скоты, как животные, ибо таков гнев Божий.

Где царь? Царь на лужайке, пасется, как вол. Что с ним случилось, где красота его, благолепие? Он оброс волосами, с бородой, на его руках длинные ногти. И никто ничего не может сделать, никто не может помочь: таков был по отношению к Навуходоносору суд Божий. Но вот по окончании этих дней Навуходоносор возвел глаза к небу и начал молиться; он говорил сам о себе: И благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего (Там же, 31). Навуходоносор не ожесточился от Божиего наказания, но возблагодарил Бога за то, что Господь подверг его такому унижению, – теперь он знал цену гордости, знал, Кто действительно держит в Своей руке мир любого человека, Кто действительно держит в Своей руке все царства этого мира, Кто может решать нашу судьбу. Теперь Навуходоносор знал об этом, и за это он благодарил Бога и говорил: Которого владычество – владычество вечное (Там же), – он признавал Господа не только Владыкой над собой, но и вечным Владыкой над всеми мирами. И Которого царство, – восклицал он, – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле (Там же, 31–32). То есть по воле Своей Господь решает судьбы Ангелов в небесном воинстве, и точно так же Он решает судьбы тех, которые на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Там же, 32). В то время, – Навуходоносор свидетельствует о себе, – возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, Который силен смирить ходящих гордо (Там же, 33–34).

Вот Кто может смирить гордецов. Если я не прекращу гордиться своей библиотекой, то в один прекрасный день моль съест все мои книги. Если вы не прекратите гордиться своими дачами, то может произойти короткое замыкание в проводке, и они сгорят. Если вы не прекратите гордиться своими машинами, то их угонят. Если вы будете продолжать гордиться красотой, умом своих детей, то, не дай, конечно, Бог, но и с ними тоже может что-то случиться. Не гордитесь ничем, потому что ничего из того, что Господь нам посылает, мы не должны почитать своим. Поистине, все, что имеет человек, как учили Святые Отцы, есть богатство неправедное; мы не заслужили того, что имеем. Мы не заслужили даже тех переживаний, тех скорбей, тех недугов, которые посылает нам Господь. Ведь в Слове Божием сказано: Господь кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Так что помните: Его любовь проявляется и тогда, когда Он смиряет нас.

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

 

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

ФАКТЫ ||
Чудо святого Георгия на Кипре

    

     В сельской общине Камбия-Фармакас на Кипре, в церкви великомученика Георгия Победоносца, в день его памяти по старому стилю (23 апреля / 6 мая), замироточила икона этого святого. Во время Литургии прихожане заметили истекающую из святыни густую благоухающую жидкость, о чем был извещен епархиальный архиерей – митрополит Исаия Тамасосский и Оринийский. Иерарх немедленно прибыл в храм вместе с приглашенными экспертами, которые подтвердили отсутствие внешних причин для мироточения.
     Икона великомученика Георгия была написана в XV веке и отреставрирована 12 лет назад. Прихожане отметили еще одно необычное явление: икона стала намного тяжелее. Чтобы поднять ее во время крестного хода понадобилось 6 мужчин, чего раньше никогда не случалось.
     Примечательно, что Кипрская Православная Церковь придерживается так называемого нового стиля, т. е. отпраздновала день памяти святого Георгия за две недели до произошедшего чуда мироточения, ставшего еще одним свидетельством истинности юлианского святоотеческого календаря.


Олег БЕЛОВ, по материалам СМИ

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник