ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Тайный подвиг

 

 

Преподобная Исидора (IV в.) подвизалась в Тавеннисийском женском монастыре, основанном преподобным Пахомием Великим. Она трудилась в поварне и выполняла другие грязные и тяжелые работы, ревностно служа сестрам ради Христа с утра до ночи, не давая себе покоя ни на час.

Чтобы утаить от окружающих свои добродетели, Исидора притворялась бесноватой и поэтому была в великом презрении у прочих монахинь, так что они даже брезговали вкушать пищу, сидя рядом с ней. Она претерпевала унижения и оскорбления от многих, но никогда ни на кого не роптала даже в мыслях и всегда благодарила Бога. Питалась святая Исидора крошками, которые сметала со столов после трапезы сестер, а вместо вареной пищи пила воду, которой мыла горшки и котлы. Она всегда пребывала в молчании, хотя другие монахини часто злословили ее и даже били.

Когда же исполнилась мера ее подвига, Ангел Господень явился отшельнику Питириму и повелел идти в Тавеннисийский монастырь, обещая показать ему там великую подвижницу. Питирим поступил по указанию Ангела и, отыскав среди инокинь блаженную Исидору, объявил всем о бывшем ему откровении, а монахинь, обижавших святую, обличил и наставил на путь истинного покаяния.

Исидора же, не желая похвал и почитания, вскоре тайно покинула монастырь и до самого дня своей кончины подвизалась в никому не ведомых местах.

 

Православное семейное чтение.
М., 1999.

 

 

 

Разумная строгость


Преподобный Пахомий (IV в.) был родом из Фиваиды – области на юге Египта. В тех же местах он основал монастырь, называемый Тавеннисийским, в котором еще при его жизни подвизалось до семи тысяч иноков (преп. Пахомий основал и мужской, и женский монастыри. – Примеч. ред.).

Святой вел строгую подвижническую жизнь и того же требовал от других иноков. Все в Тавеннисийском монастыре должны были трудиться, каждый инок имел только одну одежду, личных средств никто не держал, питались все за общей трапезой, и каждый обязан был оказывать безусловное послушание старшим. Все монахи совершали установленное молитвенное правило, а во всякое иное время, где бы ни были и что бы ни делали, они непрестанно молились короткими молитвами. Сам Пахомий ни в чем не желал преимуществ перед братией: одевался хуже всех, ел очень мало и трудился наравне со всеми.

Придя в совершенную меру, он стяжал дар духовного рассуждения, и строгость его была умеренной и разумной. Однажды святой Пахомий на несколько месяцев отлучился из монастыря, а когда вернулся, узнал, что для иноков перестали готовить вареную пищу и дают только хлеб. «Почему ты так поступил, когда правила повелевают подавать похлебку братии во все субботы и воскресенья?» – спросил он главного повара. Тот ответил, что братия из любви к посту не ест похлебки. На это Пахомий ему строго заметил, что вынужденное воздержание не есть добродетель и что тот просто морил иноков голодом. «Я бы предпочел, – наставлял повара преподобный, – приготовить кушанья разных видов, сварить всякого рода плоды и поставить все это перед братьями, чтобы им, если они будут обуздывать свои желания и добровольно, ради подвига отказываться есть это, совершить великое и доброе дело пред Богом».

Имел преподобный Пахомий и дар чудотворения: он молитвой исцелял болящих и из бесноватых изгонял демонов. Не раз ему были от Бога великие видения о судьбах монашества и всего христианского мира.

Однажды святому явился Сам Христос в образе молодого человека неизреченной красоты с терновым венцом на главе и открыл, что его ученики будут жить богоугодно, согласно монашескому уставу, и внутреннее их устроение будет добрым, им будут подражать и последующие иноки. Но настанет время, когда вера ослабеет и пороки усилятся, а на мир снизойдет духовный мрак. Настоящих подвижников останется очень мало, они не будут иметь руководителей, а сами себя должны будут направлять к деланию добра и удалению от зла. Поэтому их подвиги окажутся ничтожными по сравнению с подвигами первых монахов. Однако они получат награду наравне с ними, т. к. им придется много пострадать от тяжелых условий современной для них жизни.

Преподобный Пахомий Великий преставился 53 лет от роду, окруженный ближайшими учениками.

 

 

Православное семейное
чтение. М., 1999.

 

 

 

 

2 / 15 мая. Среда.

Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Свт. Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654). Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Блгв. и равноап. Царя Бориса, во святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.) Путивльской иконы Божией Матери (1635).

 

3 / 16 мая. Четверг.

Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Преп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Преп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X). Сщмч. Николая пресвитера (1941). Препп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394) Московских. Сщмч. Николая пресвитера. Свт. Феофана Перифсорийского (после 1353). Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (1288).

 

4 / 17 мая. Пятница.

Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290). Сщмч. Иоанна пресвитера (1942); сщмч. Николая диакона (1943). Препп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV). Сщмч. Еразма, еп. Формийского (303). Сщмч. Альвиана, еп. Анейского, и учеников его (304). Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников (311). Старорусской иконы Божией Матери (1570).

 

5 / 18 мая. Суббота.

Вмц. Ирины (I–II). Обретение мощей преп. Иакова Железноборовского. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878).

 

6 / 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-миронрсиц.

Свв. жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Прав. Иова Многострадального (ок. 2000–1500 гг. до P. X.). Преп. Михея Радонежского (1385). Преп. Иова Почаевского (XVII). Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мч. Варвара, бывшего разбойника. Мч. Вукашина (1943) (Серб.). Блгв. Тамары, Царицы Грузинской (празднование в Неделю жен-мироносиц).

 

7 / 20 мая. Понедельник. Седмица 3-я по Пасхе.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). Мч. Акакия сотника (303). Преп. Нила Сорского (1508). Препп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Обретение мощей Нила Мироточивого, Афонского (1815). Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери.

 

8 / 21 мая. Вторник.

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98–117). Преп. Арсения Великого (449–450). Мч. Никифора (1942). Препп. Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах.

 

9 / 22 мая. Среда.

Прор. Исайи (VIII в. до P. X.). Мч. Христофора (ок. 250). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. (1087). Преп. Иосифа Оптинского (1911). Сщмч. Димитрия пресвитера (1938). Сщмч. Василия пресвитера (1939). Преп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.).

 

10 / 23 мая. Четверг.

Апостола Симона Зилота (I). Свт. Симона, еп. Владимирского, Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах (1226). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Преп. Исидоры юродивой (IV). Блж. Таисии (V). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

 

11 / 24 мая. Пятница.

Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (870). Сщмч. Михаила пресвитера (1920); сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). Преп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 

12 / 25 мая. Суббота.

Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, Патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца (1913). Сщмч. Петра пресвитера (1937). Преп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V), и Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Румын.).

 

13 / 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвитеров, прмч. Макария и мч. Сергия (1922); мчч. 103-х Черкасских (XX). Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Мч. Александра Римского (284–305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Преп. Евфимия Иверского (1028) (Груз.). Прав. Тавифы (I) (празднование в Неделю 4-ю по Пасхе). Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230) (празднование в Неделю 4-ю по Пасхе).

 

14 / 27 мая. Понедельник. Седмица 4-я по Пасхе.

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Сщмч. Петра пресвитера (1939). Преп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мч. Максима (ок. 250). Преп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, Патриарха Иерусалимского (1175). Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) икон Божией Матери (1823).

 

15 / 28 мая. Вторник.

Преп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. Царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Преп. Исаии Печерского (1115). Преп. Пахомия Нерехтского (1384). Препп. Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских (1481). Преп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).

 

16 / 29 мая. Среда. Преполовение Пятидесятницы.

Преп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей преп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545). Препп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского (III). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блж. отроковицы Музы (V). Препп. Отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (празднование в Преполовение Пятидесятницы).

 

17 / 30 мая. Четверг.

Ап. Андроника и св. Иунии (I). Преп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407). Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305). Свт. Стефана, Патриарха Константинопольского (893).

 

18 / 31 мая. Пятница.

Память святых Отцов семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249–251). Преп. Макария Алтайского (1847). Сщмч. Михаила пресвитера (1932). Сщмч. Василия пресвитера (1942). Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима. Мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник