ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 


 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

 

И вот отроки в печи совершенно не повреждены от огня, они живы. И сказано: А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи. Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их. Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога (Дан. 3, 46–51). У нас нет возможности привести сейчас всю песнь, которую пели отроки в печи, но пели они ее следующим образом: сначала возносили хвалу Господу, потом прославляли Небеса, которые Господь сотворил премудро Своею рукою, затем прославляли небожителей. Они благодарили Господа за то, что Он устроил Своею рукою землю. Такая чудная песнь произносилась этими отроками (см.: Там же, 26–90). Последние ее слова, также звучавшие еще из печи, были: Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его (Там же, 90). И Навуходоносор, царь, услышал, что они поют. Не только ходят, не только кто-то с ними четвертый появился в печи, но они еще и поют! Изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей, несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! Выйдите и подойдите! (Там же, 91–93). Второй раз Господь вразумляет этого царя: он понял, что Бог с ними, а не с этим золотым истуканом. И умоляет Седраха, Мисаха и Авденаго, этих отроков Господних, чтобы они вышли из печи. Выйдите и подойдите, – кричит царь Навуходоносор. Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня. И собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них (Там же, 93–94).

Так чудно Господь оберегает детей Своих. Поэтому не бойтесь ревностно, нелицеприятно исповедовать чистоту Православной веры. Не бойтесь бороться с теми заблуждениями, которые хотят навязать нашей Матери-Церкви изнутри. Помните о высоком призвании быть чадами Православной Церкви, помните завет Отцов наших, которые заповедовали нам сохранять веру превыше всего. Если мы будем верны Церкви, верны Господу, то Он не оставит нас и даже из горнила огненной печи извлечет без всякого вреда – и для наших душ, и для наших телес. Вы все знаете, особенно люди пожилого возраста, какие гонения претерпела Церковь, и вы знаете также, что в какой-то момент власти сами поняли, что они делают что-то не так и сами стали все разрешать, подобно Навуходоносору, который закричал отрокам: Выйдите и подойдите! И они вышли, и они стояли, и не было от них даже запаха огня, не было опалено ни одного волоса, и видом своим они как бы свидетельствовали: с нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог! Как бы ни пытались враги Святой Церкви выступать против нашей веры, какие бы козни они ни строили, какие бы «сучья» ни подбрасывали в огонь, какие бы доносы, какие бы клеветы ни разжигали, этим огнем они будут попалены сами, как те, которые бросили святых отроков в печь. А народ Божий как стоял, так и будет стоять невредимым, непоколебимым, уповая на слова Спасителя, изрекшего, что даже сами врата ада, которые пылают геенским огнем, не в силах одолеть святой Церкви (см.: Мф. 16, 18).

И Навуходоносор начинает прославлять Бога – уже в который раз! Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать (Дан. 3, 95–96). И мало того, царь издает указ, в котором повелевает возвысить Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской. Сказано: И возвеличил их и удостоил их начальства над прочими Иудеями в его царстве (Там же, 97).

Если бы наши правители издали указ: кто произнесет хулу на Православную веру, тот будет наказан самым примерным образом, это были бы разумные правители. А сейчас то, что происходит, хотя бы в нашей Москве, страшно представить. Недавно ко мне подошла женщина, которая рассказала, что в районе Свиблово огромные толпы «свидетелей Иеговы» ходят по улицам, от квартиры к квартире, и всем говорят, что Православная вера – это падшая религия, неправильная вера, заблуждение, и что только их вера в «Иегову» есть истина. И спокойно на них все смотрят, никто их не останавливает, никто не защищает чистоту нашей веры. Наверное, все общественные деятели ждут, когда Господь Сам вступится за Свой народ, Сам пошлет грозного Архистратига Михаила для того, чтобы защитить детей Божиих. Да, действительно, настанет день, когда вострепещут все народы и племена; тогда все гордое, человеческое, надменное унизится, и Один Господь будет высок в тот день. Дал бы Бог разум всем правителям, деятелям прежде того страшного дня Суда Господня осознать значение Церкви и значение избранников Божиих, православных людей, значение Святой Руси!

В Священном Писании, в книге пророка Даниила, есть слова, которые написаны рукой Навуходоносора; этот отрывок входит в книгу и в то же время является как бы самостоятельным произведением. Он начинается такими словами: Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! (Там же, 98). Это – обращение Навуходоносора, языческого царя, к разным народам и разным племенам. И далее он повествует: Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам (Там же, 99). Всегда особенно интересно нам бывает слушать свидетельства очевидцев, тех людей, которые сами переживали то или иное событие в своей жизни, сталкивались с чем-то непостижимым, чудесным. Навуходоносор восклицает: Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды (Там же, 100). Так сей Вавилонский царь прославляет Господа Бога.

Что же заставило его прославить истинного Господа? Посмотрим, что он свидетельствует о себе сам. Я, Навуходоносор, – говорит он, – спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня (Там же. 4, 1–2). Из самого начала прочитанного текста мы узнаем, что этот человек не пребывал в какой-то экзальтации, как нервнобольные люди, которые в состоянии нервного напряжения, срыва тоже что-то постоянно видят. Здесь ситуация совсем иная: царь был спокоен, был в доме своем, благоденствовал в чертогах своих, то есть у него все было благополучно, все было хорошо. И вдруг, вопреки этому благоденствию, вопреки спокойствию, он видит сон, который устрашает его. И вот он размышляет на ложе своем и хочет понять видение головы своей, еще до конца не разумея, что этот сон есть пророческий и в нем заключается воля Божия относительно его самого. И рассказывает он далее: Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором Дух Святаго Бога; ему рассказал я сон (Там же, 5). Здесь мы видим, что религиозное мировоззрение Навуходоносора было чрезвычайно спутанным, очень сложным. С одной стороны, он понимает, что Дух Святый наполняет сердце Даниила, с другой – считает, что, если он переименовал Даниила, дал ему имя своего языческого бога – Валтасар, то это – знак оказанной ему чести, уважения. Надо заметить, что такое извращенное представление о религиозной жизни не было чем-то необычным для тех времен, когда люди полагали, что богов много: Навуходоносор признавал и всех своих богов, и Бога Даниила – Единственного Бога, который действительно существовал, существует и будет существовать. О, благодать Божия, она не отталкивает от себя и этого человека, Бог посылает ему видение во сне, Бог посылает к нему Своего Пророка, несмотря на ту цепь религиозных заблуждений, которая сковывала его сердце!

Это значит, что Господь не возгнушается тобой из-за каких-то неточностей, которые есть сегодня и в твоем религиозном мировоззрении. Может быть, есть много непонятного для тебя в Библии, может быть, многое непонятно тебе из церковного богослужения, из церковных канонов, правил, Устава. Но Бог милосерд, и если ты не успел еще изучить православную догматику как следует, то это не станет поводом для того, чтобы Господь оттолкнул тебя от Себя; Он любит каждого человека. Если Бог обратил Свое внимание на Навуходоносора, человека с явно языческими взглядами, и так заботился о нем, то неужели Он не позаботится о нас с вами? Да не будет так! Только надо иметь искреннее желание узнать истину, утвердиться в учении Православном, а Господь уже поможет в этом, Сам наставит, Сам вразумит.

 

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

 

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник