ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Модернизм – это духовная болезнь,
которая в Писании определяется как „глупость“»

 

Интервью с главным редактором интернет-сайта
«Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия»
Романом Алексеевичем Вершилло

 


Владыка Феофан (БЫСТРОВ)

     

Уважаемый Роман Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о себе.

– Я родился в 1963 году в Москве, окончил Московский пединститут, ныне МПГУ. По специальности – учитель русского языка и литературы.

Пришел к вере в тяжелой болезни, постигшей меня в армии, в Монголии, на границе с Китаем. В 1988 году я принял святое Крещение. Больше всего мне хотелось и хочется учиться, изучать путь Святых Отцов, Евангелие. Хотя и с нежеланием, я рано начал писать и выступать по различным церковным вопросам. В 1990 году я редактировал самиздатский журнал «Пчела», который был посвящен неповрежденному Православию.

За прошедшие годы написал некоторое количество статей по церковным вопросам. Они публиковались в «Православной Руси», «Православной жизни» и других изданиях. Довольно продолжительное время я был членом РПЦЗ (Русская Православная Церковь за границей), но после долгих раздумий вернулся в РПЦ МП. Сейчас я прихожанин московского храма святителя Николая в Пыжах, где настоятельствует отец Александр Шаргунов.

Я женат. Моя жена – Ольга – певчая в подмосковном храме. У нас двое малолетних детей.

 

– Как и когда у Вас возникла идея создания проекта «Антимодернизм.ру – православная миссионерская энциклопедия»? С какими целями он создавался и на какую аудиторию рассчитан? Имеете ли Вы благословение кого-либо из православных священнослужителей на свой труд?

– «Антимодернизм.ру» берет начало из упомянутого журнала «Пчела», многие материалы оттуда теперь опубликованы на сайте. Окончательная ясность для меня наступила уже в 1991 году, когда мне попал в руки полный текст доклада архиепископа Феофана Полтавского об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления.

Сайт возник в феврале 2009 года буквально за один день, в его основу легли материалы, которые я собирал и обдумывал предыдущие два десятка лет.

Цель нашего интернет-проекта – дать оценку модернистскому направлению богословия с позиций святоотеческого православного вероучения. Мы хотим показать нашим читателям, что главная опасность для Русской Православной Церкви – это неверие и религиозный индифферентизм, существующие в форме модернистского «православного» мировоззрения. Этим определяется и задача нашей миссии – противодействие антиправославной пропаганде в церковной среде и обращение к догматической христианской вере сомневающихся или отпавших от нее. Собственно, нового и современного в этом нет почти ничего, кроме разве что западного слова «антимодернизм».

Насчет аудитории я, честно говоря, не задумывался. Есть у нас материалы простые и понятные, но о сложных вещах приходится писать не так уж просто. Понятно, что наш сайт не исчерпывает ни темы Православия, ни даже темы модернизма, а может служить лишь пособием для православного христианина.

На наши труды мы имеем благословение двух священников Московской Патриархии.

 

– Кто входит в состав редакции Вашего интернет-ресурса? Есть ли у Вас соработники, помощники? Каким образом осуществляется подбор и размещение материалов? Советуетесь ли Вы с кем-либо из духовных лиц и православных мирян?

– В состав редакции входят несколько православных христиан: Елена Владимирова (редактор сайта «Защитник Православия», Польша), Вячеслав Родинов (информационная служба МАПО «Народная защита»), Ольга Селихова (директор межрегиональной общественной организации «Жизнь»), Антон Тарасюков (Казахстан), Алексей Челноков (газета «Православный»).

Эти и другие люди помогают мне в работе по сайту, предлагают новые материалы, вносят поправки. Я ежедневно советуюсь с единомышленниками, в том числе со священниками.

Итак, с 2009 года мы планомерно описываем ключевые понятия модернизма, составляем биографии модернистских деятелей, даем исторические справки об их организациях и основных печатных и интернет-изданиях. На сегодня эта работа в основном закончена. Такие основные понятия, как «адогматизм», «аморализм», «антимодернизм», «догматическое развитие», «идеология», «либерализм», «масонство», «массовая культура», «модернизм», «политика», «рок-миссионерство», «экуменизм» – все это есть в нашей энциклопедии на сайте.

На нашем ресурсе размещено также 140 биографий ведущих модернистов и экуменистов: от А.М. Бухарева (бывш. архим. Феодора) и В.С. Соловьева – до наших современников: митрополита Антония Сурожского, отца Александра Шмемана, отца Петра (Мещеринова), отца Димитрия Карпенко...

Руководителем в такого рода деятельности для нас стал архиепископ Феофан Полтавский, бывший духовником Царской Семьи, ректором Санкт-Петербургской Духовной академии.

Митрополит Вениамин (Федченков) писал о нем: «Часто он говорил о профессорах духовных академий неодобрительно: обвинял их в либерализме, в увлечении Вл. Сер. Соловьевым. И, кажется, будто он делал и из них очень большие выписки, надеясь со временем привлечь их к ответственности...

Усвоив глубоко, по Святым Отцам Православие (как никто, разве за исключением еп. Феофана, Затворника Вышенского), он очень чутко относился к богословствованию других писателей: Вл. Соловьева, о. Флоренского, академических профессоров и др. И будучи в Академии, он скорбел, что в их мировоззрение вошло много неправославного.

И еп. Феофан начал для себя писать против них. Эти тетради так и назывались им в разговорах – „Против профессоров“. Он вообще считал их вольнодумцами, неправославными, не христианами. И все мечтал о будущем Вселенском Соборе, когда он сможет выступить перед авторитетным церковным собранием и там изложить все их нечестие. И он был уверен, что это время наступит. Увы! Он не дождался этого: умер. Но огромные обличительные труды его, вероятно, сохранились где-нибудь и, конечно, были бы глубоко интересны и авторитетны, особенно, обоснование Святыми Отцами.

Там мы увидели бы имена Влад. Соловьева, Бердяева, о. Булгакова, о. Флоренского и многих-многих др. Сюда же можно было бы включить и митр. Антония (Храповицкого)».

В сущности мы делаем то же самое: составляем досье на неправославные мнения ведущих мыслителей-модернистов, сопровождая их анализом, и посильно опровергаем.

Наряду с теоретическими материалами мы размещаем новости, которые касаются тематики нашего сайта, распределяем эти материалы так, чтобы все складывалось в цельную картину.

 

– Итак, покровителем своего проекта Вы избрали приснопамятного архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова). Многие православные ничего не знают об этом подвижнике благочестия; расскажите о нем, пожалуйста. Достоин ли владыка Феофан, на Ваш взгляд, прославления Русской Православной Церковью в лике святых? Предпринимались ли какие-либо попытки в этом направлении и есть ли надежда, что когда-либо его прославление совершится?

– Архиепископ Феофан – великий богослов, человек святой, подвижнической жизни, монархист, разоблачитель либерализма и масонства. Он особенно ревностно относился к чистоте Православной веры, что доказал в противостоянии и с либеральным «парижским» богословием, и в опровержении лжеучения об искуплении уже внутри самой РПЦЗ.

Что писали о нем, и притом – люди неблагожелательные к его безкомпромиссному стоянию в Истине? «Феофан Полтавский маленький, худенький, святой» (С.М. Зернова); «Маленького роста, с тихим голосом, с головой, склоненной вниз, он был подлинный мистик, открывавший нам доступ к тем откровениям Святаго Духа, о которых мы читали в творениях Святых Отцов» (Н.М. Зернов).

Отец Киприан (Керн) вспоминал: «И вот среди всей этой братии, среди этих русских иноков стоит маленькая фигурка Святителя. Трудно говорить о таких людях, трудно даже подойти. С особым благоговейным трепетом склоняешься в земном поклоне перед ним, прося его благословения. И, не смотря в его лицо, принимаешь широкое его осенение маленькой, суховатой рукой, немного отрывистое и резкое. И особенно становится благоговейно, если взглянуть в его лицо: немного припухлая, точно детская верхняя губа, черная маленькая бородка, длинные волнистые волосы почти до пояса, слегка раскосые глаза, надвинутый клобук. Великий постник, молитвенник, человек той особой духовной жизни, уже увидевший те высоты и лазурные, светлые дали, которые видимы им, этим полуземным людям, этим ангелам во плоти, уже живущим не здесь».

Я сам лично удостоверился, что молитвенное предстательство архиепископа Феофана действенно, о чем, Бог даст, напишу когда-нибудь подробнее.

Прославление святых – в руках Божиих. Для этого должно быть несомненное действие Божией благодати. От нас, грешных человеков, зависит очень немногое: молитва, сбор материалов.

 

Окончание на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник