ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Чему учит нас подвиг великомученицы?

 

4 / 17 декабря – память святой великомученицы Варвары

 

 


Святая Варвара.
Эскиз для главного иконостаса
Владимирского собора в Киеве
Худ. М.В. НЕСТЕРОВ

 

Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67, 36), – говорит Пророк Божий [Давид]. И нет силы и знамения, нет чуда всемогущества и любви, которых не явил бы Он ради избранных Своих. Но не менее дивна, братие, и любовь святых к Господу Богу. Каких подвигов не явила она? Каких искушений не победила? Каких истязаний и мучений не претерпела ради Господа?

Одно из сих дивных явлений ничем непобедимой и всепобеждающей любви к Богу и вместе чудодейственной силы Божией, являющейся в немощах человеческих, прославляет ныне Святая Церковь в лице святой великомученицы Варвары.

Мы жалуемся иногда на скудость и несовершенство проповедников церковных, на оскудение духоносных учителей и руководителей ко спасению. Но какого проповедника слышала святая Варвара? У какого учителя научилась она любить Бога, еще не познавши Его совершенно? Юная дева, заключенная на уединенном столпе, окруженная язычниками, видела только небо и землю – небо, украшенное светилами дня и ночи, землю, испещренную разнообразными растениями. И это небо, поведающее славу Божию (Ср.: Пс. 18, 1), возвело светлый ум ее к познанию Единого Бога, Творца всяческих. Эта преукрашенная силою Творческою земля преисполнила сердце ее чувством благодарения и любви ко всеблагому и всещедрому Создателю. «Боги, которым покланяется отец мой, сами дело рук человеческих, – так рассуждала мудрая дева, – могли ли они сотворить столь дивную красоту, такой великолепный и необъятный мир, который зрит мое око? Один должен быть Такой Бог, Который все содержит, все устрояет, все оживляет и о всем промышляет». И прилагалось ей желание к желанию, чтоб уведать истее Единого истинного Бога, и, еще не ведая Его, она уже возлюбила Его всем сердцем своим. Возлюбила так, что отвергала мужественно все утехи мира, чтоб обрести одно высочайшее утешение – познание Единого истинного Бога; отвергала богатства и украшения, чтоб обрести единый безценный Бисер – Христа; отвергала земных женихов, которых предлагал ей отец, чтобы уневестить себя единому небесному Жениху.

Такое любомудрие юной девы достойно было того, чтобы благодать Божия послала ей искомое. И вот, по тайному водительству Божию, она сближается с девами христианскими, от которых получает первые понятия об истинном Боге и Господе Иисусе Христе; потом, по желанию ее уведать совершеннее истину, является пресвитер христианский в виде мимоходящего купца, открывает ей Таинства святой веры Христовой, научает ее поклоняться Богу истинному духом и истиною, наставляет правилам христианской жизни, просвещает святым Крещением и предоставляет ее опять водительству единой благодати Божией, без видимого наставника и руководителя.

Но сего довольно было для мудрой девы. Отрекшись диавола, она не хотела уже возвращаться вспять, чем бы ни обольщал ее и чем ни угрожал бы ей исконный враг человеков. Сочетавшись Христу, она решилась навсегда принадлежать Ему Единому, чего бы ни стоило ей сие духовно-таинственное обручение небесному Жениху. И диавол не умедлил излить всю злобу свою на посрамившую его юную деву; и небесный Жених ее, Господь Иисус Христос, не умедлил явить в ней всю непреоборимую силу благодати Своей в конечное посрамление диаволу. И вот открывается борьба дивная, неслыханная! На стороне диавола – вся видимая сила и все невидимое безсилие; на стороне великомученицы – вся кажущаяся немощь естества и вся невидимая сила любви Божией, той крепкой, аки смерть, любви, которой не могут поколебать ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь (см.: Рим. 8, 35–39).

Первым орудием диавола является отец, которого сердце преложил он от чрезмерной, почти безумной любви к дочери на столь же безумную к ней ненависть и злобу. Он грозит ей смертию, преследует ее с оружием, влачит ее за власы по острым камням, заключает в темную комнату и морит ее голодом. Но как ни ужасна была ярость и злоба его, она скоро оказалась немощною пред мудростию и силою веры юной девы. Все угрозы его казались для святой мученицы слабее тех мнимых страшилищ, которых пугаются дети и над которыми посмеваются возрастные. На все убеждения его обратиться к мнимым богам своим она отвечала мудрым обличением тщеты мертвых идолов и безумия поклоняющихся им, благодатным словом святой веры в Бога истинного, живого. Чувствуя себя побежденным от юной дщери своей, жестокосердый отец идет к игемону, просит его употребить все роды мучений, чтоб отвратить дщерь его от Христа Господа, отрекается даже самого имени отца. И вот святая дева является пред лицом игемона, облеченного всею властию, окруженного всеми родами орудий мучительских. Ласки и убеждения, почести и удовольствия предлагает мучитель, чтоб обольстить юную неопытную деву. Исповеданием Единого истинного Бога и поруганием бездушных идолов ответствует ему святая мученица. Озлобившийся мучитель повелевает обнажить и бить ее сухими жилами, доколе земля не обагрилась ее кровию, доколе не истерзалась плоть ее, не обнажились самые кости ее. В молчании терпит святая это свирепое терзание плоти своей. Вся душа ее вознеслась верою и упованием на небо, все сердце ее излилось в тайной молитве к небесному Жениху своему. Зверство мучителей не остановилось на этом: мелко изрубленными волосами натирают они истерзанное тело ее для произведения жесточайшей боли, полумертвую и полуживую влекут ее и бросают в темницу.

Что, вы думаете, будет делать в темнице едва живая мученица? Будет воздыхать и стенать, плакать и болезновать, призывать смерть и молиться об избавлении от мук? Нет; она совершит здесь всенощное бдение, прославляя Господа во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф. 5, 19). Она точно молится, но не об избавлении от мук, а об укреплении себя на большие мучения. Тело ее горит от палящих ран, а сердце ее пламенеет еще сильнейшим огнем любви божественной. Уста спекаются кровию, а дух возносится, как пламень, горе, к Богу крепкому, живому. Блаженная темница, вмещавшая в себе такое сокровище, какого не было тогда ни в каких чертогах царских! Если какое место на земле, то эта темница достойна была того, чтоб посетил ее Сам Царь славы, – и Он не умедлил посетить ее. В час полунощи небесный свет облистал мрачную темницу. Сам Господь Иисус Христос явился Своей возлюбленной невесте; Своими пресладкими устами рек ей: «Дерзай, невесто Моя, и не бойся: Аз есмь с тобою, храняй тя и смотряй на подвиг твой и воздаяние вечное уготовляяй тебе в чертозе Моем небеснем». Своими пречистыми руками прикоснулся язвам ее и исцелил их. И мог ли оставить юную подвижницу без утешения и укрепления на чрезвычайный подвиг ее Тот, кто Сам в вертограде Гефсиманском благоволил быть укрепляем от ангела?

После такого утешения, можно представить, братие, с какою радостию шла святая дева на новые мучения и на самую смерть. Ее повесили на древе, строгали плоть ее железными когтями, опаляли огнем обнаженные ребра ее, отрезали сосцы и били млатом во главу. Все претерпела святая дева с мужеством в сердце, с радостию в лице, с молитвой на устах. Наконец, изнемогла вся злоба мучителей пред терпением великомученицы, и осудили ее на посечение мечом. Жестокосердый отец сам вызвался быть палачом ее. Более ничего не мог сделать диавол со всею своею злобою, и более жестокого поражения не могло понести коварство его. Победа великомученицы полная и совершенная, венец блистательный и светозарный, воздаяние на небе вечное и нескончаемое!

Чему поучает нас, что проповедует в назидание наше высокий подвиг великомученицы? Проповедует одно – любить Господа Иисуса Христа до смерти, не изменять заповедям Его и Евангелию ни за что в мире, все терпеть и переносить благодушно для сохранения драгоценного залога веры и упования жизни будущей, не почитать ничего страшным, кроме гнева и суда Божия, жить на земле только для неба и вечности, презирать и ни во что вменять, когда нужно, не только все земные почести и сокровища, но и самое тело, самую жизнь. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? Иже погубит душу свою Господа ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 36–37, 35). Аминь.

 

Архиепископ
Димитрий МУРЕТОВ († 1883)

 

Источник: Полное собрание
проповедей Димитрия, архиепископа
Херсонского и Одесского.
Т. II. Слова и беседы на дни
Богородичные и Святых. М., 1889.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник