ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПЕЧАТАЕТСЯ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ
№24 (72) 15 декабря 2012 г.
«Мы должны избрать |
|
ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА |
ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ |
НЕВИДИМАЯ БРАНЬ |
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя...
СЛОВО |
|
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). <…> Вспоминаемый ныне наставник святитель Николай ознаменовал себя преимущественно сильной верою и ревностью по вере. Вспоминайте же его так, чтобы при том поучаться и самым делом подражать его ревности по вере.
Ревность есть духовный огонь. Как мудрость светит в уме, как любовь согревает сердце, так ревность, сложное действие оных двух сил, воспламеняет все существо, в котором она есть. Она является в нем напряженною деятельностию, которая все, что может ей покориться, могущественно направляет к своей цели – способное к очищению очищает, смешанное разделяет, нечистое и тленное разрушает, противоборствующее отражает и рассыпает. Так ревность Самого Бога изображает Апостол, когда называет ее ревностию огня, поясти хотящаго сопротивныя (Евр. 10, 27).
По сему образу ревность человека в отношении к вере есть такое качество и расположение духа, по которому человек с пламенным желанием и живейшей деятельностию старается истинную веру, которую он познал и возлюбил, сохранить, распространить, очистить от примешения суеверий и соблазнов и врагов ее или умягчить и обратить, или довести до невозможности вредить ей.
<…> Некоторые, может быть, думают, что сия святая ревность не есть общая и всегдашняя обязанность, но дар, ниспосылаемый благодатью немногим на некоторые, особенные случаи, когда необыкновенные опасности веры требуют необыкновенных усилий для ее сохранения и утверждения. <…> Но осмотримся внимательнее. Не найдем ли мы ревности и между необходимыми нашими обязанностями. Что может быть необходимее и повсеместнее обязанностей, которые Сам Бог возложил на нас десятью заповедями?! Здесь ищу я закона ревности, и сие искание нет нужды простирать далее первой заповеди: Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии (Исх. 20, 2–3). <…> Что сие значит, как не то, что Бог, постановив между Собою и человеком союз любви, желает укрепить его и возвысить до такого совершенства, чтобы любовь сия исключала всякую другую любовь, которая с нею несогласна и ей не подчинена, или, что то же, открывает Свою ревность и ревность нам заповедует? Итак, вот заповедь ревности. Изъяснение сие не вымышлено, а дано Самим Творцом закона в продолжение десятословия: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель (Там же, 5).
Из сего нетрудно усмотреть как то, что обязанность быть ревностным по Боге и по вере в Него лежит на каждом человеке, так и то, что обязанность сия простирается на все времена и случаи, поелику заповедь ревности неразрывно связана Высочайшим Законоположником с заповедью любви к Богу, которая никогда никакому исключению подвержена быть не может.
Свт. Филарет Московский
Из Слова в день памяти свт. Николая, 1822 год
СОБЫТИЯ | ИСТОРИЯ | ПРОРОЧЕСТВА | СВЯТЫЕ ОТЦЫ | ТОЛКОВАНИЯ |