ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ «ПОЮ БОГУ МОЕМУ...» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ИКОНОПИСЬ – ЭТО ИСКУССТВО ТРАДИЦИИ»

 

 

Окончание. Начало на стр. 4

 


А у нас, в России, в XVIII веке в Нило-Сорской пустыни подвизался иеросхимонах Нил. Он вел высокую духовную жизнь и писал иконы, исполняя при этом такой благочестивый обычай. Когда отец Нил заканчивал работу над иконой, он относил ее в храм. Вечером служил всенощное бдение в память Господа, Божией Матери или изображенного на иконе угодника Божиего. На следующий день совершал Литургию и затем освящал образ. Из-под его кисти также выходили чудотворные иконы.

 

– А есть ли среди современных мастеров такие иконописцы, подход к работе и творения которых можно назвать образцовыми?

– Для современных иконописцев образец в жизни и иконописи – приснопамятная монахиня Иулиания (Соколова), которая была духовной дочерью святого праведного старца Алексия Московского (Мечева) и принадлежала к поколению новомучеников и исповедников Российских. Всю свою жизнь, которая совпала с эпохой гонений на Церковь, матушка Иулиания, бывшая в тайном постриге, хранила верность Православию, помогала подвижникам благочестия нести крест страданий за Христа. И в то же время она стояла у истоков возрождения современной иконописной школы. Овладев техникой и технологиями древних мастеров, матушка передала их своим ученикам, большинство из которых сами затем стали наставниками в этой области.

Если же говорить о следующем поколении, то здесь можно назвать иеросхимонаха отца Рафаила (Берестова). Он учился иконописи у матушки Иулиании, нес послушание иконописца в Троице-Сергиевой лавре. Написал замечательную копию Троицы преподобного Андрея Рублева. В то же время он преуспел в духовной жизни. И даже уходя пустынничать в Кавказские горы, взял с собой иконописные принадлежности.

 

– Насколько преуспеяние в иконописном мастерстве связано с духовной жизнью иконописца? Верно ли, что неправильная духовная жизнь отражается на создаваемых иконах?

– Преуспеяние в иконописи напрямую связано с духовной жизнью, и неправильная духовная жизнь иконописца отражается на его иконах. Если, например, иконописец – еретик, то это накладывает на его работы определенный отпечаток. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Языческое чувство и вкус папистов выказываются с особенною яркостию в применении искусств к предметам религии, в живописных и изваянных изображениях святых, в их церковном пении и музыке, в их религиозной поэзии. <…> Итальянские картины не могут быть святыми иконами. <…> Она <такая икона> – западный струп на православном храме. С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц. Знаменитые Мадонны Рафаэля выражают самое утонченное сладострастие. Известно, что Рафаэль был развратнейший человек, желал выразить идеал, который действовал бы на него наиболее сильно, и нередко кидал кисть, чтоб кинуться в объятия предстоявшей ему натурщицы. Другие живописцы, которых талант был грубее, нежели талант Рафаэля, выражали сладострастие на своих мнимых иконах гораздо ярче; иные выразили уже не одно сладострастие, но и безстыдство, неблагопристойность. Иконы некоторых святых мужей списаны с женщин, как, например, знаменитое изображение Иоанна Богослова, написанное Доминикенем. Иконы некоторых мучеников итальянские любострастные живописцы написали со своих товарищей разврата, после ночи или ночей, проведенных ими безпорядочно, когда это поведение напечатлелось на изнуренных их лицах. Все движения, все позы, все физиономии на итальянских картинах или вообще на картинах, написанных западными еретиками и изображающих священные предметы, – чувственны, страстны, притворны, театральны; ничего в них нет святого, духовного; так и видно, что живописцы были люди вполне плотские, не имевшие ни малейшего понятия о состоянии духовном, никакого сочувствия к нему и потому не имевшие никакой возможности изобразить человека духовного живописью. Не имея понятия о том, какое положение принимают черты лица углубленного в свою молитву святого мужа, какое положение принимают его глаза, его уста, его руки, все тело его, они сочиняют в невежественном воображении своем произвольную, невежественную мечту, сообразно этой мечте устанавливают натурщика или натурщицу, и отличная кисть изображает на полотне совершенную нелепость, так, как красноречивейший оратор по необходимости должен был бы произнести самую безтолковую речь, если б заставили его говорить о предмете, вовсе не известном ему».

Я счел необходимым привести эту цитату потому, что и сейчас в некоторых православных храмах, к сожалению, есть иконы и целые иконостасы в итальянском стиле. Однако и на иконах, созданных, казалось бы, с соблюдением православных иконописных канонов, но – еретиками, при внимательном рассмотрении можно увидеть те или иные отпечатки их заблуждений, хоть и не такие грубые, как на католических религиозных картинах.

 

– Как Вы относитесь к тому, что в настоящее время, при обилии и доступности технических средств для написания икон, а также соответствующей литературы, занятие иконописью для многих становится хобби и средством к материальному обогащению?

– Я думаю, если православный христианин пишет иконы с благословения священнослужителей, со смирением и старанием, пусть даже посвящая этому делу лишь свободное от основной – другой – работы время, в этом нет ничего плохого. И если кто-то купит у него хорошо написанную икону – это тоже, как мне видится, не грешно. Ведь такой человек не крадет, а честно трудится. Но если он создает некачественные иконы, отступает от традиций и канонов иконописи, то это, конечно, очень плохо. Господь говорит: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

 

– Какие еще проблемы, на Ваш взгляд, существуют сегодня в иконописании?

– Главная проблема, мне кажется, заключается в том, что мы, современные иконописцы, стремясь уподобиться древним мастерам в их искусстве, зачастую не стараемся следовать им в жизни и твердом стоянии в Православии. Насколько мне известно, некоторые известные сегодня иконописцы поддерживают экуменизм и даже сослужат с еретиками.

Еще одна проблема – в том, что различные экуменисты и модернисты используют иконоведение для проповеди своих неправославных взглядов. Например, некая Ирина Языкова, последовательница священника-модерниста Александра Меня, руководит иконописной секцией Рождественских чтений – церковно-общественного форума, проводимого Отделом религиозного образования и катехизации нашей Церкви. Эта женщина регулярно выступает на мероприятиях, организуемых религиозным синдикатом имени А. Меня. В январе 2006 года она выступила на Вторых Библейских чтениях, посвященных его памяти, – «Слово Божие и слово человеческое» с докладом о творчестве иудея-абстракциониста Марка Шагала и заявила, что тот «не просто обращался к сюжетам Библии, но сам был библейским человеком, был проникнут духом Торы, смотрел на мир с точки зрения Божественного Откровения». В вашем издании я читал также о том, что И. Языкова посвятила одно из своих стихотворений папе римскому Иоанну Павлу II и, судя по нему, она скорее является католичкой, нежели православной, по крайней мере в своем мировоззрении.

 

– Некоторое время назад в СМИ тиражировалась новость о том, что девушка-мусульманка с одобрения муллы расписывает православный храм. Как Вы считаете, допустима ли такая практика?

– Как уже говорил, иконописец должен стремиться жить благочестиво, избегать смертных грехов. А ересь или иноверие, по учению Православной Церкви, – это смертный грех, пребывая в котором невозможно вести духовную жизнь и, следовательно, заниматься иконописью.

 

– Что Вы думаете о настоящем и будущем светского и церковного изобразительного искусства?

– Настоящее светского изобразительно искусства нельзя назвать светлым. На правительственном уровне зачастую поддерживается антиискусство, а художники-реалисты влачат полунищенское существование. В Московском союзе художников господствуют наследники Пикассо, Малевича и Шагала, которые нередко и сами не умеют писать, и талантливым живописцам не дают развиваться. Художественное поле современной России представляется мне заросшим сорняками. Но кое-где виднеются драгоценные колоски, тянущиеся к Божиему свету – сквозь терния и волчцы.

Положение иконописцев несколько лучше, их труд более востребован. Но в будущем – я очень надеюсь – в России произойдет восстановление Самодержавия, и тогда, даст Бог, православный Государь поспособствует удалению всех плевел. Возможно, тогда и у православных художников появится больше возможностей для реализации своих способностей во славу Божию и для спасения душ человеческих.

 

Беседовала Серафима СМОЛИНА

 

 

НАМ ПИШУТ ||
Осторожно, мошенники!

    

      В № 21 (69) «Православного Креста» была размещена небольшая заметка «Иконописцу р.Б. Виталию нужна помощь». Человек, представившийся Виталием, обратился в редакцию, встретился с одним из наших сотрудников и рассказал душещипательную историю из своей жизни, попросив посодействовать в поиске работы. Мы не мыслили дурного и искренне хотели помочь, однако, как оказалось, столкнулись с мошенниками. Одна женщина уже пострадала от действий этого человека и его сообщников, поэтому мы сочли своим долгом принести извинение за распространение ложной информации и предостеречь остальных читателей, опубликовав ее письмо.

+ + +

     Мне хотелось помочь иконописцу Виталию, о котором я прочла в газете «Православный Крест». В объявлении было сказано, что у него умерла жена, а следом – сын, и остались на руках двое маленьких детей. Какое сердце не посочувствует этому горю? Я тут же откликнулась и помогла, чем смогла. При встрече Виталий предложил: «Если Вам нужна жилплощадь, мы Вам в этом поможем, для этого надо будет поухаживать за дедушкой или бабушкой и внести первую сумму – 100000 рублей, пока будут готовиться документы». Говорил, что хотят пристроить стариков в надежные руки, чтобы это были верующие люди. Кому в наше время не нужна жилплощадь и кто из православных откажется поухаживать за пожилым немощным человеком?.. Если Вы видели это объявление и этот человек сделал Вам такое же предложение – НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ! Потому что в результате – нет ни бабушки, ни дедушки, ни денег, ни обещанной квартиры! Конечно, это не значит, что мы не должны помогать в беде, просто в наше лукавое время надо делать это очень осторожно!

 

Раба Божия Татиана

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник