ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ «ПОЮ БОГУ МОЕМУ...» СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«ИКОНОПИСЬ – ЭТО ИСКУССТВО ТРАДИЦИИ»

 

     

Иконописец Алексей Светлов – человек одаренный, своим талантом служащий Богу и в то же время живо интересующийся острыми церковными проблемами, единомышленник нашей редакции. Познакомила меня с ним верующая подруга-художница, которая сама с недавних пор обучается искусству иконописания.

Пока мы шли к мастерской Алексея, чтобы взять у него интервью, подруга делилась своим опытом: «Когда я начала учиться иконописи, мне казалось, что это будет несложно. Мы работали в художественном училище на двухметровых холстах, писали трудные постановки – натюрморты со множеством предметов, человеческие фигуры в разных позах и ракурсах… К иконописи я относилась как к декоративно-прикладному искусству, думала: изображение плоское, изобретать ничего не надо, есть определенные каноны, цветовая гамма ограничена… Нужно только освоить за несколько месяцев эти особенности и технику – и можно писать смело. Но все оказалось иначе. Над первой своей иконой небольшого размера – с альбомный лист – я корпела четыре месяца, постепенно осознавая, что мое мнение было ошибочным. Вскоре пришло понимание, что иконопись – это вершина, вершина в рисунке, в живописи и в композиции. Чтобы научиться ей, нужны годы труда и духовной работы над собой. Позднее в книге монахини Иулиании (Соколовой) „Труд иконописца“ я прочитала и отметила для себя такие слова: „Иконопись – это искусство на плоскости, но по глубине своего содержания оно далеко превосходит самую талантливую картину, лишь иллюзорно вводящую в безконечные дали пространства и открывающую самые возвышенные мысли и чувства художника“».

 

– Алексей, расскажите, пожалуйста, о себе: как давно и при каких обстоятельствах Вы пришли к Православной вере? Имели ли художественное образование и были ли как-то связаны с изобразительным искусством до того, как начали заниматься иконописью?

– К Православной вере я пришел через искусство. Рисовал с детства, сначала срисовывал иллюстрации с детских изданий – особенно нравились книги о русских богатырях. Потом пошел учиться в художественную школу, поступил в художественное училище. На уроках истории искусств нам показывали картины великих художников на библейские темы, кратко поясняя их сюжеты. Так произошло мое первое знакомство с христианской историей. Захотелось узнать о ней подробнее, и я обратился к Библии. Начал ее читать, а затем стал ходить в храм. Когда же не единожды Господь, отвечая на мои просьбы, подал Свою помощь в конкретных случаях, я утвердился в вере.

Следуя программе художественного училища, как и все мои однокурсники, я копировал репродукции икон, стараясь передать не только рисунок и цветовое решение оригиналов, но и образовавшиеся на них трещины, утраты. Это в какой-то мере послужило подготовкой к занятиям иконописью. К тому же в нашем училище обучались некоторые верующие студенты, которые пытались писать иконы…

 

– А что привело Вас самого к занятиям иконописью? Учились ли Вы иконописному искусству специально в каком-либо учебном заведении или у кого-то из современных иконописцев? Быстро ли Вам удалось овладеть необходимыми навыками?

– Для верующего художника переход от живописи к иконописи, на мой взгляд, естественен; каждый живописец-христианин обязательно напишет в своей жизни хотя бы одну икону. Долгое время я обучался иконописному искусству самостоятельно, руководствуясь специальной литературой. Самое трудное для меня было не в технике: я просто брал хорошие образцы и копировал их с большим или меньшим успехом. Наибольшие проблемы возникли при изготовлении и нанесении левкаса. Учился сначала по книгам, но ничего толком не получалось. Советовался со светскими художниками, писавшими иконы, но они использовали промышленную шпатлевку. И лишь через несколько лет в одном монастыре монахи-иконописцы показали мне, как правильно делать левкас, я записал все их советы и тогда быстро освоил этот процесс.

Подобным образом получилось и с обучением технологии иконописного наложения красок. Раньше я писал так, как учили в художественном училище. Но потом мне показали, как это положено делать. Написал несколько таблеток под руководством священника-иконописца. Он посмотрел, дал необходимые советы, одобрил и благословил меня работать на досках.

Кроме того возникали затруднения с золочением. Самостоятельно обучиться этому процессу (существуют разные его способы) очень сложно, еще сложнее, чем изготовлению левкаса. Но с Божией помощью при поддержке опытных иконописцев удалось усвоить необходимые навыки.

 

– В чем различия светского изобразительного искусства и церковного?

– В их целях. Одно служит миру, другое – Богу. В первые века человечества светского искусства не существовало: оно все было религиозным, исполняло потребности религиозного культа. Потом стало появляться и светское искусство, которое изображало не лица духовного мира, а окружающую природу, людей. Это эллинское искусство. Но и эти реалистические «отступления» делались в основном во фресках и мозаиках, посвященных религиозным сюжетам. Правда, в силу бездуховности эллинского язычества большой разницы между воспевавшим его искусством и искусством светским нет.

В Средние века католические художники возродили эту традицию. Их искусство от эллинского отличалось лишь тем, что язычники изображали своих богов, а католики брались за евангельские и библейские сюжеты. Но при этом художники эпохи Возрождения продолжали линию языческого искусства, создавая картины на сюжеты из древнегреческой и древнеримской языческих мифологий с их божками. Это время и можно назвать периодом зарождения светского искусства. Каждый древнегреческий божок олицетворял какую-либо страсть: гнев, блуд, пьянство и т.д. Впрочем, и картины мастеров эпохи Возрождения на библейские сюжеты нельзя назвать церковным искусством; это также разновидность искусства светского. Подлинно же церковным искусством стала византийская живопись, техника которой тоже заимствована из древнегреческого искусства. Но, в отличие от западных художников, византийские мастера сумели вложить в свои произведения истинное церковное и духовное содержание. Впоследствии они передали это умение и русским иконописцам.

 

– Каково, на Ваш взгляд, назначение светского и церковного искусства?

– Светское искусство в своих лучших образцах, в картинах православных мастеров реалистической живописи, может стать для зрителя ступенькой к Церкви. В этом самое почетное и ответственное назначение современного светского искусства православных художников, как говорит известный исторический живописец Павел Рыженко.

Ну, а назначение церковного изобразительного искусства еще выше. Иконописец может достигнуть такого духовного совершенства, что созданные им, при водительстве Духа Святаго, иконы будут мироточить и творить чудеса, то есть станут орудием Промысла Божия, посредством которого Господь Бог изливает благодать Святаго Духа на человечество.

 

– Сложно ли человеку, профессионально занимавшемуся светским изобразительным искусством и имеющему соответствующее образование (закончившему художественное училище, академию) перейти к занятиям иконописью? Помогает, на Ваш взгляд, или мешает наличие светского художественного образования начинающему иконописцу?

– Без какого-либо художественного образования написать икону невозможно. И та подготовка, которая дается в наших училищах, институтах и академиях, мне видится оптимальной. Имея необходимые навыки в изобразительном искусстве, человек сможет освоить первоначальное иконописное мастерство.

Но если художник горд, если в иконописи он начинает самовыражаться, то есть писать так, как ему хочется и кажется правильным, вопреки канонам и традициям, это будет самой главной помехой. Иконопись – это искусство традиции. Чем меньше в нем будет так называемого самовыражения и чем больше у художника смирения и благоговения к древним образцам – тем большего успеха он достигнет.

 

– Мы как раз подошли к следующему вопросу. Как Вы считаете, кто такой иконописец, какими духовными и душевными качествами он должен обладать? Каждый ли человек, желающий научиться искусству иконописания, может им заниматься? Что необходимо для того, чтобы стать иконописцем?

– Иконописец – слуга Божий, который служит Творцу своим трудом, его результатами. Иконопись – это церковное послушание. Для его прохождения необходимо дарование Божие к изобразительному искусству, талант. Но не все художники способны заниматься иконописью. Кроме овладения точным рисунком, наличия чувства цвета и композиции, иконописцу необходимы определенные познания в духовной области и – самое главное – ему нужно не только знать о Православии, но и самому жить церковной, духовной жизнью. Он должен быть православным христианином, иметь благословение православного священника на свою работу. Важно избегать смертных грехов, регулярно участвовать в церковных Таинствах Исповеди и Причащения. Нужно также молиться, испрашивая помощь Божию в своем благословенном труде. Иными словами, жить как истинно верующий православный христианин.

 

– Прославленные Православной Церковью святые иконописцы известны – это апостол и евангелист Лука, преподобные Алипий Печерский, Андрей Рублев, Дионисий Глушицкий… А были ли в более поздние времена иконописцы, подобные им?

– Да, были. Можно указать на афонского иконописца Иамвлиха, который написал чудотворный список с Иверской иконы Божией Матери и передал его Святейшему Патриарху Никону. Заслуживает внимания его подход к процессу иконописания. Вначале он строго постился, затем служили молебен об успехе задуманного дела. С красками у него были смешаны растолченные в порошок частицы святых мощей. Во время написания иконы Иамвлих также соблюдал строгий пост. Поэтому неудивительно, что созданный им список стал чудотворным и прославился не менее своего образца.

 

Окончание на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник