ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЛЮДИ БОЖИИ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Мои мысли и размышления

 

Краткое описание путешествия по святым местам и
вызванные им размышления по религиозным вопросам

 

 

Продолжение. Начало см. в № 23 (47).

 

 

Имя Григория Ефимовича Распутина неотделимо от подвига святой Царской Семьи – Государя Императора Николая II, Государыни Императрицы Александры Феодоровны и их чад. При жизни царский друг был оклеветан и принял мученическую кончину; и по смерти, по сей день, на него возводится напраслина, причем, к сожалению, порой и со стороны верующих людей.

Мы публикуем воспоминания Григория Ефимовича о паломничествах по святым местам и навеянные ими размышления в надежде, что кому-то они помогут пересмотреть свое отношение к этому человеку. Воспоминания написаны простым языком, но в них отражено благочестивое настроение души автора, благоговение, глубокая вера и убежденность в истинности Православия.

 

О БЛАГОДАТИ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

 

Монастырь Герасима. Тут преподобный Герасим питался неизвестно чем и жил со зверями. Греки приветливые, но не сохраняют событий, которые здесь были, и не обращают внимания на библейскую сторону. Здесь всякий камешек освящен святыней, а многим я это говорить не могу: верою всякая душа живится.

В Иерихоне дом Закхея, о котором говорится в Евангелии. Там нашли раскопки: пол мозаичный, найденный одним академиком из Пантелеймонского монастыря, – я с ним знаком. Смотришь эти места – совсем все, как было, представляешь себе, будто вчера здесь толпился народ и Господь снимал тяготу связи земной. Действительно, народ не даром толпился, это видно, и чувство говорит, что, как прежде мир теснился, чтобы получить от Бога дар, и получал, – так и теперь.

В Иорданской же пустыне есть источник пророка Елисея, но кавас (жандарм или полицейский в Турции. – Примеч. ред.) нас туда не повел и рассердился.

Тут же смоква евангелика, эта смоква – наши грехи неочищенные, а мы не хотим очиститься и не боимся Бога и слов Его.

Сорокадневный монастырь находится на высокой горе, где искушал бес Господа. Дивный храм построен и в нем келейка, в которой помещается тот самый камень, на котором искушал Господа бес, и к нему прикладываются. Действительно, сокрушается дух о божественном страдании! Он хочет нас искупить от лукавого, а теперь тут же, где Его искушение было, продают и «ракичку» дешево, по нашему – водку. Вот, бес хитрый, как он нас всех ловит!

Неподалеку монастырь Георгия Хозевита, а затем лавра Саввы, в горах, в пустынном месте над пропастью. Бегут источники, много костей отрыто, есть кости благодатные. В некоторых местах над пропастью чувствуешь, что здесь спасались подвижники.

На пути оттуда гостиница доброго самаритянина, но теперь ею заведуют турки и воды не дают!

Мамврийский дуб! Великая доброта и любовь под мамврийским дубом. Здесь Авраам приветствовал хлебом и солью Господа, который явился в виде Трех Странников, а теперь эта Троица славится и изображается. Мамврийский дуб, Сарра и Авраам служат примером своей доброты. Как приятно разделить пищу со странником! Здесь заключается премудрость в том, что явил Себя Господь в Троице за ласковый привет Аврааму и Сарре и всему их семейству. Припали к дереву, поклонились ему, отслужили молебен. Половина дуба посохла от великой древности, от многих тысяч лет, а есть несколько частей древа, которые, по чуду Божиему, зеленеют – это доброта Божия, и будет она вовеки зеленеть и славить Бога. Так и хочется делать добро, так в этом древе доброта и зеленеет, да не загладится память о том, что Господь посетил этот дуб, и останется в сердце у всякого христианина.

 

 

Мамврийский дуб – древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в двух километрах на юго-восток от Мамре, где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного» (Быт. 18, 1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трем ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Там же, 4).

Дерево обнаружил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. В 1868 году он приобрел участок земли, на котором произрастал дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской Церкви расширялась. В XX веке поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы.

В настоящее время дуб представляет собой засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, последний зеленый лист на нем наблюдали в апреле 1996 года. Вероятно, это связано с тем, что паломники отрывали от дерева куски коры. Примерно в 1998 году около засохшего ствола появился молодой корневой побег. Существует православное предание, что смерть этого дерева является одним из признаков конца света.

 

По материалам СМИ

 

 

По этой же дороге находятся Соломоновы пруды, где поили его скот, и по его премудрости они так устроены, что вода в них совсем не высыхает, хотя и немного ее.

Вифания на пути, к Иордану близ Иерусалима. Пробыли на том месте, видели камень и прикладывались к нему, где Христос сказал Марфе: «О многом безпокоишься, а малое на потребу». Слова эти сильно влияют на этом месте. Тут храм построен, и как эти места ласкают и зовут душу в небесный чертог! Неподалеку отсюда могила Лазаря – так же глубока, как воскресенье его звучно в Евангелии.

Едешь мимо этих мест, вздохнешь и подумаешь: «Боже, воскреси мою душу от бездны греховной, Твое Воскресение по всей земле представляет себе всякий человек и переносится туда духом, – оно доступно всем верующим». Подумаем, сколько там дивных событий, и как мы должны чувствовать воскресение Лазаря для всех и вся по всей земле.

В Яффе апостол Петр воскресил Тавифу. Побывали в пещере, где он ее воскресил, и так ее пещера ласкает с любовью русского паломника: и видится апостол Петр и его энергичная молитва ко Господу.

Тут же на берегу развалины ковчега, говорят турки. Ковчег – пример спасения для христиан, и слова праведного Ноя над нами сбываются. Наше спасение – Церковь, и всякий, кто услышит клик Ноя, да спасется!

Мать наша – Церковь!

В Вифлееме громадный храм, много в нем наций и престолов и всяких удобств, но для русских паломников всегда одни неудобства! Зато, когда увидишь ясли Самого Спасителя, – забудешь усталость и монастырские разные интриги! Приложились к Его яслям, и не верится от радости, что Господь милость Свою явил нам! Где родился Христос, поклонись, и где положили Его, то место тоже облобызали страннички и паломники, и у всех радость в лице. Тут же Ирод избил младенцев. Какое зло и зависть повлияли на него, что он решился в своем городе убить младенцев и не постыдился насмешек своих близких, и не сжалился над детьми! Сколь коварна зависть! Тут и пещера всех избитых младенцев, многотысячное число их! Русские поклонники с ужасом смотрели на Иродово зло и на его коварную зависть, а о младенцах невинных, чьи косточки лежат здесь, – поплакали! Каково было матерям с ними расставаться. Зло и зависть до сих пор в нас, между большим и более великим, и интрига царствует в короне, а правда, как былинка в осеннюю ночь, ожидает восхода солнца: как солнце взойдет, то и правду найдут!

В том же храме то место, где ангел известил Иосифа, когда Ирод стал замышлять избить младенцев. Мы приложились, и все русские паломники с любовью обласкали это место и глядели на ту самую лестницу, закованную решеткой, по которой Иосиф выходил, чтобы совершить далее бегство в Египет. Мы с любовью и верой посмотрели вслед этой лестнице, куда Иосиф вышел из храма Вифлеемского, на тернистый путь в бегство.

По дороге в Вифлеем, недалеко от города, находится могила Рахили, которая «плачет о детях своих и не хочет утешиться».

Из Вифлеема пошли за город и дошли до пещеры пастухов, где Ангел возвестил радость пастухам и где пели «Слава в вышних Богу». Пели все паломники и поклонились иконе, на которой изображен Ангел, возвещавший великую радость. Пропели Пасху, был второй день праздника. Пещерка порадовала нас, потому что в ней дивное мудрствование волхвов, о которых учит история. Господи, в нас недостает премудрости, умудряй нас, Твоя власть как тогда, так и теперь.

Еще надо помнить, в Иерусалиме, недалеко от крестного хода, маленький храм Анны богоприимицы и в нем пещера, где похоронены косточки великого старца Симеона богоприимца. Как в его пещере отрадно! Как его Господь увенчал! Какое дивное событие с ним было, когда он не поверил изречению пророков и хотел вычеркнуть, что Господь родился от девы, а Ангел удержал его руку, поэтому он утопил свое кольцо в море. Какие события и явления! Сами пророки не верили в Его рождение!

И вот, чтобы облегчить его неверие, рыба схватила его кольцо в море и попалась рыбаку, рыбак ее на рынок принес, а послушник купил рыбу, принес ее домой и нашел в ней кольцо, которое отнес Симеону. Симеон сказал: «Воистину Сын Божий родится» и про себя проговорил: «Когда увидят очи мои спасение мое, тогда отдам дух мой ко Господу», и там тогда и скончался, когда увидел Господа.

Приложились к премудро написанной иконе, где изображена рыбка.

 

 

Григорий Ефимович
РАСПУТИН

Мои мысли и размышления.
Петроград, 1915 г.

 

Окончание следует

    

      

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник