ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
|
|||||||||||
|
|
||||||||||
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 || |
|||||||||||
О последних годах жизни на чужбине
|
В чем причина новейших мрачных актов сербской трагедии? Сербские господа подали свой голос за Варавву против Христа. Сербский народ должен был рьяно ополчиться против позора и ужаса, но не сделал этого. Посему и наши очаги охватил пожар войны, в котором многие сгорели, а все мы получили болезненные ожоги. Святитель Николай (Сербский) |
Свободное от преподавания время Владыка посвящал научной и писательской работе. Это направление представляет собой самую плодотворную сторону деятельности Владыки во время его пребывания не только в Свято-Тихоновском монастыре, но и вообще в Америке. В этой деятельности вполне проявился свойственный ему талант, многогранные знания, ученость и трудолюбие.
Очевидно, что богословские труды были для него жизненно важной потребностью, приносившей ему чувство удовлетворения. Часто бывало так, что он писал одновременно несколько работ. владыка Николай оставил после себя богатейшее духовное наследие <...>.
Владыка подолгу молился. И я, живя за стеной в соседней комнате, удивлялся неутомимости выдающегося Старца-святителя. Велика была милость Божия к архипастырю и молитвеннику. Каждый год издавались все новые его книги. Он писал на сербском, русском, английском и немецком языках. Его рабочий стол был заложен кипами рукописей: он не любил печатную машинку и избегал надиктовывать свои труды. Писал по старинке – от руки, четко и разборчиво. Много времени уходило и на переписку с людьми со всего света, обращающимися за советом, благословением, одобрением.
Но в последние годы своей жизни Владыка все больше уделял внимание Сербскому делу и предавался молитве. К сожалению, насколько мы могли видеть, близкие к нему люди мало заботились о Владыке и были невнимательны к нему. Только когда Владыки не стало, все сразу ощутили тяжесть утраты и сильную скорбь.
Иеромонах Арсений
Журнал «Миссионер»,
Июль-август 1958 г.
Перевод Анатолия КАЗАНЦЕВА
Продолжение следует
Литературное наследие святителя Николая (Велимировича) чрезвычайно богато. Вот перечень основных его трудов в хронологическом порядке их публикации: «О Воскресении Христовом» (1910), «Бока Которска» (1910), «Религия Негоша» (1911), «Беседы под горой» (1912), «Над грехом и смертью» (1914), «Слово о Всечеловеке» (1920), «Молитвы на озере» (1922), «Новые беседы под горой» (1922), «Мысли о добре и зле» (1923), «Омилии» (1925), «Охридский пролог» (1928), «Война и Библия» (1931), «Вера образованных людей» (1931), «Символы и знаки» (1932), «Царский завет» (1933), «Духовная лира» (1934), «Эммануил» (1937), «Номология» (1940), «Страна, из которой нет возврата» (1950), «Жатвы Господни» (1952), «Кассиана» (1952), «Молитвенные песни» (1952), «Диван» (1953), «Единый Человеколюбец» (1958), «Первый закон Божий и райская пирамида» (1959). Святитель оставил после себя многочисленные проповеди, речи и статьи.
Некоторые его произведения изданы только на английском языке и еще не переведены на сербский; сохранилось множество предвоенных журналов и газет со статьями, проповедями, стихами и другими текстами святителя Николая. Если же собрать все труды великого сербского Святителя, набирается не менее двадцати объемных томов.