ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ВОСПОМИНАНИЯ
ЗЛАТОУСТ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
СТРАНИЦА 13
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

О последних годах жизни на чужбине
и трагической кончине святителя Николая Сербского

Продолжение. Начало см. в № 4

   Как уже было сказано, Владыка преподавал в семинарии Догматическое и Пастырское богословие, и относился к своим обязанностям с особой любовью. Он заложил в душах семинаристов необходимое основание, неоценимое для духовной внутренней жизни будущих священников. Все бывшие слушатели питают к Владыке сердечную благодарность. Лекции владыки Николая не отличались блистательными фразами, научными терминами или иностранными словами, в них не было внешнего лоска, который обычно привлекает внимание слушателей на короткое время. В них не довлела какая-либо научность. Нет, но его беседы были преисполнены пламенной веры, изумляли слушателя глубиной и искренностью и в то же время необычной ясностью изложения и простотой, свидетельствуя об огромном знании и религиозном опыте преподавателя. Поэтому владыку Николая называют исключительно одаренным профессором, который умел воздействовать на молодежь и привлекать к себе не только внимание слушателей, но и их сердца. А это самое важное.
   Лекции его были незаурядны и интересны, образны и оживленны. Они полностью захватывали внимание слушателя и удерживали его до самой последней фразы. Этот знаменитый и опытный иерарх-богослов и мыслитель читал свои лекции с таким глубоким знанием предмета и, я даже сказал бы, с вдохновением, что на них иногда приходили и другие преподаватели. Все хотели услышать поучения великого богослова и знатока человеческих душ.
   Необычайно совестливый, внимательный к своим собственным поступкам, к студентам владыка Николай был весьма снисходителен. Он ценил и ждал только свободное произволение ученика и был далек от различных искусственных мер и какого-либо принуждения. Подобные методы были чужды его духу и противны его доброй природе. Его келия всегда была открыта для студентов, каждому он готов был дать совет, все нужные объяснения, а зачастую, если требовалось, мог и защитить. Непрестанное сердечное общение со своими воспитанниками на протяжении всего пребывания владыки Николая в нашей семинарии имели для их образования и религиозного воспитания неоценимое значение. Это хорошо понимали сами воспитанники и высоко ценили такое отношение своего наставника, а позднее и ректора. Лучше всего это выразил студент, произносивший посмертное слово: со слезами на глазах он сказал, что владыка Николай был для них не только наставник и ректор, но и отец родной.
   Кроме обширного учительского труда владыка Николай за время пребывания в стенах нашей Свято-Тихоновской духовной семинарии много времени и внимания посвящал Богослужению и проповеди. Не проходило ни одного воскресения или праздничного дня без службы владыки Николая в монастырском храме и проповеди на русском и на английском языках. Проповедь на английском языке была нужна, поскольку большинство монастырских прихожан были простыми фермерами, давно перебравшимися в Америку или уже родившимися там, поэтому они не знали русского языка. владыка Николай проповедовал обычно на Евангельские темы, делая мудрые выводы и перенося их на жизнь современных верующих. Он делал это так умело, что каждое слово западало в душу слушателя. Обязательно (в порядке очередности) говорил проповедь и кто-нибудь из старших студентов семинарии. Последние два года владыка сам подготавливал проповедников, взяв на себя и третий предмет – Омилитику. Владыка обычно сам назначал для студента тему подготавливаемой проповеди, затем тот приходил к нему в келию сначала с предполагаемым планом проповеди и, наконец, с уже написанным текстом. Тогда только Владыка допускал студента проповедовать в храме. Так серьезно готовил многоопытный архипастырь своих питомцев для ответственного дела проповедничества.
   В течение учебного года все студенты нашей духовной семинарии посещали с хором ближние и дальние приходы с миссионерскими целями, ради совершения торжественного архиерейского Богослужения, на котором они читали, пели и проповедовали. Обычно выступали два проповедника и, в зависимости от состава прихода, говорили на русском, английском, а иногда на карпато-русском языках. Ко всем проповедям их подготавливал также владыка Николай и, надо сказать, учил их внимательно, терпеливо, с любовью и большим искусством – всем на удивление. До сих пор многие священники с радостью вспоминают о том, что их готовил к пастырскому служению не кто-нибудь, а сам великий иерарх Преосвященный Николай Сербский. Диплом с подписью владыки Николая ценится гораздо выше всех других университетских дипломов.
   К сожалению, в течение целых 15 лет Сербская Церковь этим даром не пользовалась.

В чем причина новейших мрачных актов сербской трагедии? Сербские господа подали свой голос за Варавву против Христа. Сербский народ должен был рьяно ополчиться против позора и ужаса, но не сделал этого. Посему и наши очаги охватил пожар войны, в котором многие сгорели, а все мы получили болезненные ожоги.

Святитель Николай (Сербский)

   Свободное от преподавания время Владыка посвящал научной и писательской работе. Это направление представляет собой самую плодотворную сторону деятельности Владыки во время его пребывания не только в Свято-Тихоновском монастыре, но и вообще в Америке. В этой деятельности вполне проявился свойственный ему талант, многогранные знания, ученость и трудолюбие.
   Очевидно, что богословские труды были для него жизненно важной потребностью, приносившей ему чувство удовлетворения. Часто бывало так, что он писал одновременно несколько работ. владыка Николай оставил после себя богатейшее духовное наследие <...>.
   Владыка подолгу молился. И я, живя за стеной в соседней комнате, удивлялся неутомимости выдающегося Старца-святителя. Велика была милость Божия к архипастырю и молитвеннику. Каждый год издавались все новые его книги. Он писал на сербском, русском, английском и немецком языках. Его рабочий стол был заложен кипами рукописей: он не любил печатную машинку и избегал надиктовывать свои труды. Писал по старинке – от руки, четко и разборчиво. Много времени уходило и на переписку с людьми со всего света, обращающимися за советом, благословением, одобрением.
   Но в последние годы своей жизни Владыка все больше уделял внимание Сербскому делу и предавался молитве. К сожалению, насколько мы могли видеть, близкие к нему люди мало заботились о Владыке и были невнимательны к нему. Только когда Владыки не стало, все сразу ощутили тяжесть утраты и сильную скорбь.

Иеромонах Арсений
Журнал «Миссионер»,
Июль-август 1958 г.

Перевод Анатолия КАЗАНЦЕВА
Продолжение следует

 

 
Наследие святителя Николая Сербского
 
     

   Литературное наследие святителя Николая (Велимировича) чрезвычайно богато. Вот перечень основных его трудов в хронологическом порядке их публикации: «О Воскресении Христовом» (1910), «Бока Которска» (1910), «Религия Негоша» (1911), «Беседы под горой» (1912), «Над грехом и смертью» (1914), «Слово о Всечеловеке» (1920), «Молитвы на озере» (1922), «Новые беседы под горой» (1922), «Мысли о добре и зле» (1923), «Омилии» (1925), «Охридский пролог» (1928), «Война и Библия» (1931), «Вера образованных людей» (1931), «Символы и знаки» (1932), «Царский завет» (1933), «Духовная лира» (1934), «Эммануил» (1937), «Номология» (1940), «Страна, из которой нет возврата» (1950), «Жатвы Господни» (1952), «Кассиана» (1952), «Молитвенные песни» (1952), «Диван» (1953), «Единый Человеколюбец» (1958), «Первый закон Божий и райская пирамида» (1959). Святитель оставил после себя многочисленные проповеди, речи и статьи.

   

   Некоторые его произведения изданы только на английском языке и еще не переведены на сербский; сохранилось множество предвоенных журналов и газет со статьями, проповедями, стихами и другими текстами святителя Николая. Если же собрать все труды великого сербского Святителя, набирается не менее двадцати объемных томов.

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник