ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
В ЭТОТ ДЕНЬ...
ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ
СТРАНИЦА 11
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

21 февраля / 6 марта – избрание на Царство Михаила Феодоровича Романова

Во спасение России

  В книге генерала М.К. Дитерихса находим следующие строки: «К Михаилу Феодоровичу Романову никак нельзя применить определение, что он был „выборный Царь“, так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям „о выборах“, устанавливаемых правилами и тенденциями современных „гражданских идей“».
   Дебаты на Земском Соборе сосредоточивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть Царем на Руси» – соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли». Понятия эти объединяли элементы двух порядков – нравственного и религиозного. К числу нравственных Земским Собором были отнесены: первое – «Царем на Руси может быть только русский»; второе – «Царем может быть только родственник последней династии Ивана Калиты», и третье – «Царем может быть только тот, на ком единогласно сосредоточатся желания „всея земли“. Элементы второго порядка, в сущности, доминировавшие над всеми вышеустановленными, определяли божественность взгляда народа на власть: „кого Бог даст“, „кого Бог изберет“. Земские люди 1613 года, собравшись на „обирание“ Государя, предоставляли „избрать“ Царя Господу Богу, ожидая проявления этого „избрания“ в том, что о Своем Помазаннике Он вложит в сердца „всех человецех <...> едину мысль и утверждение“».
   Единодушным избранием на Царство Михаила Феодоровича был завершен подвиг русских людей для спасения своей Родины, и в этом избрании они проявили лучшие стороны своего великого сердца.

Исторический
календарь-альманах

1 / 14 марта 1881 года – восшествие на Престол Императора Александра III

«На Бога вся моя надежда»

   Почти любой исторический труд, констатируя, что Царя Александра II на Российском Престоле сменил Александр III, неизменно повторяет навязанные нам исторические стереотипы, называя Царя Александра II Освободителем, а Царя Александра III реакционером.
   Властители умов «забывают» сказанное Александром II задолго до своей гибели, что «давать широкие общественные свободы – вещь недопустимая, так как в России еще не сложились исторические условия для утверждения западноевропейских норм».
 
 
Государь Император Александр III

   В сентябре 1865 года Император поведал Звенигородскому предводителю дворянства П.Д. Голохвастову: «Я даю тебе слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски». В завещании Наследнику Александр II призывал «беречь единство Империи, сохранять царскую власть». И добавлял, что ни то, ни другое нельзя сохранить, вводя представительные учреждения и устанавливая широкую самостоятельность на местном уровне.
   О начале правления Александра III читаем у Победоносцева: «Страшно было вступление его на Царство. Он воссел на Престол отцов своих, орошенный слезами, посреди ужаса народного, посреди шипящей злобы и крамолы».
   Желая поддержать нового Царя, Победоносцев писал ему: «Безумные злодеи, погубившие Родителя Вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют. И злое семя можно вырвать только борьбой с ними на живот и на смерть. Победить не трудно: до сих пор все хотели избегнуть борьбы и обманывали покойного Государя, Вас, самих себя, всех и все на свете... Нет, Ваше Величество, – один только есть верный прямой путь встать на ноги и начинать, не засыпая ни на минуту, борьбу самую святую, какая только бывала в России. Весь народ ждет властного на это решения, и, как только почувствует державную волю, все поднимется, все оживится и в воздухе посвежеет».
   Поблагодарив Победоносцева за его записку, Царь добавил: «На Бога вся моя надежда».
   С помощью Божией Александр III твердо и уверенно начал наводить в стране порядок: «Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее покушений...»
   «И вот тьма смуты стала быстро рассеиваться, – пишет историк. – Крамола, казавшаяся неодолимой, таяла, как воск перед лицом огня... Смута в умах стала быстро сменяться русским здравомыслием, распущенность и своеволие уступили место порядку и дисциплине. Вольномыслие уже не попирало Православия как некое ультрамонтанство и нашу родную Церковь как клерикализм. Авторитет безспорной и наследственной национальной Верховной власти стал опять на свою историческую традиционную высоту».
   Началось государственное строительство. Нет области, в которой за неполных 14 лет царствования Александра III не произошло существенного подъема. Но особенно радел Александр III о Церкви и о крестьянстве. И народ любил своего Царя: когда 17 октября 1888 года в Борках потерпел крушение царский поезд и, по милости Божией, Государь и вся Августейшая Семья остались невредимыми, вся Россия ликовала и благодарила Бога.
   Нельзя не отметить, что Александр III был идеальным Венценосным семьянином. Царские дети воспитывались в строгости и простоте.
   И сам Государь был на редкость простым, веселым и очень остроумным человеком. До наших дней сохранились некоторые из его резолюций. Известен случай, когда в каком-то волостном правлении один мужик плюнул на его портрет. Дела об оскорблении Величества разбирались в Окружных судах, и приговор обязательно доводился до сведения Государя. Так было и в данном случае. Мужика-оскорбителя приговорили к шести месяцам тюрьмы и доложили об этом Императору. Александр III расхохотался так, что было слышно на весь дворец. «Как! – воскликнул в изумлении Государь. – Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду еще кормить его шесть месяцев? Вы с ума сошли, господа. Отошлите его и скажите, что и я, в свою очередь, плевать на него хотел. И делу конец. Вот еще невидаль!»
   В другой раз арестовали по какому-то политическому делу писательницу Цебрикову и сообщили об этом Государю. Он же изволил начертать следующую резолюцию: «Отпустите старую дуру!» Весь Петербург, включая ультрареволюционный, хохотал до слез. Карьера г-жи Цебриковой была в корне уничтожена.

Исторический
календарь-альманах


Календарь монархиста

с 16 февраля / 1 марта по 1 / 14 марта

16 февраля / 1 марта:
– в 1446 году во дворе Димитрия Шемяки (Великий Князь Московский в 1446 г.) ночью ослепили Великого Князя Московского Василия II Васильевича Темного, после чего вместе с супругой отправили в Углич.
17 февраля / 2 марта:
– В 1107 году Николай Святоша (сын черниговского князя Давида Святославича, правнук Ярослава Мудрого), после смерти жены Анны принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре, не став бороться за возвращение отнятого у него в междоусобной войне удела в Луцке. Первый из русских Князей, принявший монашество;
– в 1598 году Борис Годунов незаконно избран «царем» на «земском соборе» в Москве. Начало великой смуты на Руси.
18 февраля / 3 марта:
– в 1855 году почил Государь Император Николай I Павлович;
– в 1690 году родился Царевич Алексий Петрович, сын Петра I и Евдокии Феодоровны.
19 февраля / 4 марта:
– в 1712 году – браковенчание Царя Петра I и Царицы Екатерины I;
– в 1054 году почил Великий Князь Ярослав Мудрый.
21 февраля / 6 марта:
– в 1613 году Михаил Феодорович Романов наречен Царем и Великим Князем всея Руси на Земско-Поместном Соборе;
– в 1582 году Царь Иоанн IV Грозный согласился устроить диспут о вере с латиняном папским легатом Поссевино, приехавшим в Москву в надежде уговорить Царя принять униатскую ересь. Царь Иоанн прямо заявил о том, что только одна Православная вера истинна, и строго обличил папизм. Раздосадованный папский легат Поссевино, возвратившись домой, составил свой знаменитый трактат о Царе Иоанне IV, всячески очерняющий его, выставлявший его необузданным дикарем, с которым не то чтобы вести переговоры, но и разговаривать просто невозможно. Это один из многочисленных источников клеветы на Грозного Царя. Впоследствии, в венецианской типографии, Поссевино напечатал повесть «о юноше Димитрии», лживо выдававшей самозванца Лжедмитрия за спасенного Царевича Димитрия, убиенного сына Иоанна Грозного.
23 февраля / 8 марта:
– в 1551 году открылся Стоглавый собор в Москве, в Царских палатах, в присутствии самого Царя Иоанна IV Грозного, князей и бояр. Председательствовал на Соборе св. митрополит Московский Макарий. «Державный Самодержец, – читаем в соборной книге, – прекроткий Царь Иоанн, осияваемый благодатию Святаго Духа, подвигся теплым желанием не только о устроении земском, но и об исправлении многоразличных дел церковных. Он возвестил о том отцу своему, митрополиту Макарию, и повелел составить Собор. Когда повеление царское услышали архиереи Русской земли, они объяты были невыразимою радостию и, как небопарные орлы, поспешили в Москву, и чудно было видеть царствующий град, красовавшийся пришествием отцов».
26 февраля / 11 марта:
– в 1845 году в Петербурге родился Государь Император Александр III.
27 февраля / 12 марта:
– в 1708 году родилась Цесаревна Анна Петровна, дочь Императора Петра I и Императрицы Екатерины I;
– в 1425 году почил Великий Князь Василий I Димитриевич.
1 / 14 марта:
– в 1881 году в Петербурге убит Государь Император Александр II, Царь-Освободитель. Восшествие на престол Императора Александра III;
– в 1881 году Великий Князь Николай Александрович Высочайшим манифестом объявлен Наследником Престола Всероссийского.

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник