ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ПРОТИВ РАСКОЛА ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Созижду Церковь Мою,
и врата адова не одолеют ей»

 

   Предлагаемая вниманию читателей публикация подготовлена по книге, изданной в Санкт-Петербурге в XIX веке: «Письма к друзьям с Афонской Горы и разговор с прежде бывшими единомысленниками своими, мнимыми старообрядцами, о Православной Церкви, о ее Таинствах и обрядах» (СПб.,1860). Книга представляет собой воспоминания афонского инока Мелетия, с рождения воспитанного в «старообрядчестве», но познавшего истинную Церковь Христову и оставившего тьму раскола. Кроме своих поисков Святой Церкви и исследования о заблуждениях раскольников, отец Мелетий описал и полемическую беседу со «старообрядцами», которую он проводил по благословению православного архипастыря, уже присоединившись к Православной Церкви.
   К сожалению, мы не имеем возможности опубликовать на страницах газеты всю книгу, хотя она содержит очень ценный и полезный материал. После ознакомления с письмами о. Мелетия начинаешь лучше понимать причины и природу русского «старообрядческого» раскола, его дух и те «камни преткновения», которые и по сей день служат для некоторых верующих причинами соблазнов. Именно с этими, актуальными, на наш
 
взгляд, и сегодня моментами дискуссии с удаляющимися от Церкви, предлагаем ознакомиться нашим читателям. Надеемся, для кого-то они послужат утверждением в необходимости неизменно пребывать в лоне Святой Христовой Церкви и блюсти «како опасно ходим»; избегать уклонений не только в лжеучения, обновленчество и равнодушие к истинам веры, но и излишней горделивой горячности, ревности не по разуму, ведущей к расколу.

 

Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18).

Сие Господне изречение прошу вас, любезные знакомцы, разъяснить мне, в каком смысле оное произнесено к апостолу Петру и вместе ко всем христианам, – определенное ли только время или оные Христовы словеса будут слышны в Его Церкви до скончания века?

Как не думайте и как не гадайте, но неизбежно должны вы согласиться в том, что Христовы словеса не ложны, и без сомнения должны верить, что Он, Бог наш, обещался с верующими Своими пребыть во вся дни до скончания века (Там же. 28, 20); ибо эту истину Он утвердил следующими Своими словесами: Небо и земля мимо идут, а словеса Моя не мимо идут (см.: Там же. 24, 35).

Для меня довольно оных кратких Божественных словес в доказательство о том, что Христову Церковь никогда не одолеют врата адова, и я без сомнения верю сему, что она будет на земли существовать до скончания века. Но для вас, удаляющихся Св. Церкви, вероятно, кажется этого доказательства недостаточно, вы желаете слышать более и подробнее сего; посему я не излишним считаю привести вам несколько свидетельств о вечном на земли пребывании Христовой Церкви.

 

– Ты нам прежде объясни, что значит слово «Церковь» и что значат «врата адова»; какие это врата – чугунные или железные, или из другого какого-нибудь вещества сделанные? <…>

 

– Несмотря на то, что вы требуете объяснения о таких предметах, о которых излишне будет объяснять, потому что для каждого христианина уже известно и понятно то, о чем вы меня вопрошаете, я не обленюсь о сем объясниться, ибо это очень легко и просто.

Словом «Церковь» означается собрание, или вообще все множество истинно верующих на земле людей, или православных христиан, не различая ни пола, ни возраста, ни званий, равно ни времени, ни места их жительства или существования. В этом смысле слово «Церковь» употребляли св. Апостолы и многие учители Церкви. <…>

Что значат слова «врата адова»? Врата адова не вещественные. Под именем врат адовых Спаситель разумел, во-первых, спадшего с небеси сатану со всеми аггелы его; во-вторых, последователей сатаны – людей-идолопоклонников, еретиков <...> и всех тех богоотступников, которые воюют на Св. Церковь.

О сем доказательство можно видеть в истории церковной; ибо сколько было разных и многих гонителей на Христову Церковь. Преимущественно же в первых трех столетиях по воплощении Бога Слова были многие властители языческие, которых научал демон воздвигать лютые гонения на Церковь Христову; подобно им наступали разные еретики и всячески старались до конца ее низложить, одолеть и вовсе уничтожить.

<…> Св. Афанасий Великий так разумел слова Христовы: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Он говорит: «Верно слово, твердо обетование. Церковь непреодолима, хотя бы сам ад двинулся и миродержители тьмы произвели смятение».

Подобно разумел слова «врата адовы» св. Иоанн Дамаскин. В слове на день Преображения Господня он говорит: «Против Церкви хотя и восстанут врата адова – уста еретиков, орудие демонов, но не преодолеют ея». <…>

Теперь прошу вас, любезные знакомцы, скажите мне откровенно: достаточно ли для вас кажется оное святых Отцов объяснение на Христовы словеса: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей или нет?

 

– Мы оному объяснению без сомнения верим, потому что оно справедливо.

 

– Если веруете, что Христовы словеса о вечном пребывании на земли Его Церкви не ложны, и если признаете объяснение оных Божественных словес истинным, то почему же вы удаляетесь от Св. Церкви? Зачем не приемлете спасительных ее Таинств?

 

– Напрасно ты говоришь, что мы удаляемся от Церкви, ибо мы веруем во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

 

– Я очень хорошо знаю, что вы читаете Символ Православной веры – тот самый, который читаем и мы; но, к сожалению, вы не исполняете того, что читаете, или вовсе не понимаете девятого члена Символа: «…во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Недоразумение ваше этого члена понятно каждому православному христианину, потому что вы не имеете в себе Единой Соборной и Апостольской Церкви, но разделяетесь между собою на разные секты и толки.

 

– Эта твоя справедливая речь, что из нас мало кто знает, что означает девятый член Символа, и потому мы тебя просим: ты нам как людям неученым объясни, что значит этот член.

 

– Хотя я и сам не больше вашего был учен, но как сын Православной Церкви при помощи Божией хорошо знаю и верую, а потому легко могу и объяснить вам, какой имеет смысл девятый член Символа.

Церковь Христова называется Единою 1) потому, что Иисус Христос основал на земле только одну Церковь, в которой, по предвечному определению Отца Небесного, предложено спасение роду человеческому; и 2) потому, что состоя из безчисленного множества членов и из многих частных Церквей, она в существе составляет одно целое не раздельное. И 3) потому, что никто не может положить ей другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (см.: 1 Кор. 3, 11), и не может она иметь другой главы, кроме Самого Господа, а потому и все члены ее, как управляющие, так и управляемые, которые составляют живую Церковь Живаго Бога, должны соблюдать единство духа в союзе мира, будучи все призваны к одной надежде своего звания: Един у них Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех (Еф. 4, 5–6).

 

Сколькими тиранами воздвигались гонения на Церковь Божию? Сколько употреблялось ими мучений, крестов, сколько костров, печей, диких зверей, изощренных мечей? И они ничего не достигли. Где теперь те, которые делали это, и где те, которые мужественно перенесли все это? Теперь те подвергаются вечным мучениям, а эти ублажаются вечным весельем. Церковь превзошла своим блеском блеск солнца, а ее гонители объяты вечным мраком. Разве ты не знаешь, что <некогда> было только одиннадцать, и они не были побеждены? Теперь, когда вселенная наполнена множеством верующих, как они могут быть побеждены? «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». И несомненно так, потому, что для Бога Церковь дороже неба. Не Церковь для неба, а небо для Церкви.

Свт. Иоанн Златоуст

 

Святою Церковь называется потому, что ее освятил Иисус Христос Своим учением, молитвою, страданиями и Таинствами. Ибо говорит апостол Павел: Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Там же. 5, 25–27).

Соборною же Церковь, или Кафолическою, то есть Вселенскою, называется потому, что она содержит в себе истинно верующих из всех народов, всех мест и времен. И еще потому, что находится по вселенной и повсеместно преподает то учение, которое должны знать все люди, ибо она приводит весь род человеческий к истинной вере, равно мудрых и неразумных, и повсюду врачует и исцеляет все виды грехов душевных и телесных, и имеет в себе всякий вид совершенства, являющийся в делах и словах и во всех дарованиях духовных.

Апостольскою же Церковь называется потому, что она, по прекращении временной, подзаконной, то есть Ветхозаветной Церкви, вверена была от Господа нашего Иисуса Христа Апостолам Его навечно, как пестунам ее на земле. И так доныне она сохраняет их учение и управляется пастырями, которые приняли от них через непрерывное рукоположение благодать Святаго Духа. Христос, – говорит апостол Павел, – поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению Святых на дело служения, для созидания Тела Христова, дабы все возрастали в Того, Который есть Глава, т.е. во Христа (см.: Там же. 4, 11–12, 15). И тот же Апостол заповедает внимать тем, коих Дух Святый поставил епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровию (см.: Деян. 20, 17), ибо каждый епископ есть представитель или лучше и живой орган благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу, и, как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, не по строгому словоупотреблению, называется ее главою; существенно же Сам Господь и Бог наш Иисус Христос и Един Он есть Глава Церкви.

За сим опять вопрошу вас, любезные знакомцы, скажите мне: правильно ли для вас кажется это объяснение девятого члена Символа веры? Или по вашему мнению оного не достаточно?

 

– Это объяснение согласно с нашим мнением; ибо и мы также признаем девятый член и следуем Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

 

– Прекрасный ваш отзыв и благоразумно понятие! Но почему же вы не приемлете всех Таинств Церковных? Зачем отвергаете учение ее пастырей? <…> Внемлите, друзья мои, чего вы лишаетесь!

 

 

Окончание на стр. 15

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник