ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ПРОТИВ РАСКОЛА ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Созижду Церковь Мою,
и врата адова не одолеют ей»

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 8.

 

– Напрасно ты говоришь, что мы лишаемся Таинств Церковных и отвергаем учение пастырей Церкви; ибо у нас есть священники, и ты сам об этом знаешь, в каких местах они находятся и как исправляют нам христианские требы.

 

– Правда ваша, други мои, что у вас имеются попы, и я оных лично знаю, сколько их всех в настоящее время находится в России в виду правительства; но, к сожалению вашему, этих попов никак нельзя признать за истинных пастырей, потому что они без всякой причины оставили своего епископа, покинули свое стадо и удалились от самой Церкви, и к вам пришли самовольно и действуют священнически самочинно, вопреки правил св. Апостолов и св. Отцов. Не погневайтесь, мои знакомцы, на меня за то, что я напомню вам хотя одно правило, которое обличает и обвиняет вами уважаемых пастырей. А именно – Антиохийского собора правило третье вот что говорит: «Аще который пресвитер или диакон, и всяк священнического чина оставит свое место и свою церковь, на иную страну отыдет и от своея преселився на иной стране долзе пребывает, к тому да не служит: паче же аще зовом от своего епископа не возвратится, но пребывает в таковом безчинии, да извержется отнюдь и ктому да не имать внити в чин свой».

Итак, поелику это строгое св. Отцов правило прямо относится к вашим убежавшим от своего епископа попам, то посему невозможно признать их за истинных пастырей, сомнительно принимать от них учение и совершаемые ими какие-либо таинства опасно признать за Церковные Таинства.

Что вы на это скажете? Какое принесете оправдание? Знаю я, что будете вы безответны. И как мне известно ваше нездравое суждение, знаю именно, чем вы хотите оправдать неправых своих попов; вы готовы сказать, что означенное правило не относится к ним. Вы так уверены, что отбегающие к вам от Православной Церкви правы и благочестивы как отбегающие не без причины (ревнуя о мнимом вашем старообрядчестве) и на основании 15-го правила Первого и Второго собора (Двукратного Константинопольского. – Примеч. ред.), которое говорит: «Аще неции пресвитери и диакони отступят от некоего епископа не греховнаго ради извета, но за ересь его, от собора или от св. Отцев неведому сущу, таковии чисти и приятия достойни суть яко правовернии».

Подлинно означенное правило повелевает так, но оно нисколько не оправдывает ваших беглых попов, потому что они ни ереси ради оставляют своего епископа и к вам приходят, ни веры ради вашей мнимо старообрядческой, но корыстолюбия ради, а более – ради избежания наказания за свое какое-либо преступление, которое подлежит строгой епитимии, от архиерея на таковых по правилам налагаемой <…>.

 

– Мы не должны исследовать о делах своих пастырей, но обязаны подражать их учению.

 

– Такой отзыв ваш я признаю здравым, но ошибка ваша и неизбежный грех в том, что вы пренебрегаете истинных церковных православных пастырей, а следуете явным наемникам, и оставляете свет и ходите во тьме. Конечно, эти слова мои не понравятся вам, но я могу доказать, что они справедливы. Ибо если бы подлинно вами уважаемые попы были нестяжательны и в жизни незазорны, и если бы они действительно приходили к вам не по другой какой-либо причине, но собственно только потому, что епископ их обнаруживает ересь своим учением: то и в таком случае они не правы, и по 13-му правилу Первого и Второго соборов подлежат лишению своего сана. Вот что сие правило говорит: «Аще который пресвитер или диакон, сведый своего епископа согрешивша, прежде суда и уведения всех епископов собора, отступит от общения его и не поминает имене его в службе, да извержется и всея священническия чести да будет лишен». Другой же епископ, к которому отступивший священник прибегнет, на основании 17-го правила Шестого Вселенского собора не имеет права принять его в свою епархию и дозволить ему священнодействие. Ибо этот отступивший священник прежде должен обратиться с донесением вины на своего епископа к церковному начальству или собору и пред тем оправдать свое отступление. Потому что епископа могут судить только епископы, как говорит 12-е правило Карфагенского собора <…>.

Посему опять вопрошу вас, мои друзи, вами уважаемые попы, отступивши от своего епископа, куда обращаются с донесением на него подозреваемой ими вины <…>, к какому собору? К каким епископам? Где, в каком именно месте есть у вас епископы? На это вы будете безответны; потому что у вас, мнимых старообрядцев, нет нигде законного епископа ни одного. <…>

Поелику беседа наша слишком продлилась, то мне кажется, пора ее закончить. Теперь только в заключение остается мне еще вопросить вас, мои собеседники: довольно ли для вас уяснилась та истина, что Св. Церковь существует и будет существовать по Св. Писанию до скончания века? <…> Убедились ли вы в истине и согласны ли теперь будете обратиться к общей нашей Матери, которая давно-давно ожидает вас с распростертыми объятиями и радостно хочет принять вас под свой матерний кров?

 

– Всему этому мы верим, что Св. Церковь поныне существует и по предсказанию Христову будет существовать до скончания века, и мы следуем этой самой Церкви, потому что у нас нет никакой ереси <…>.

 

– Хотя я намеревался было покончить разговор и проститься с вами, но видевши, что вы нисколько не убедились в истине и остаетесь при прежних грубых и упорных понятиях, то посему с душевным моим прискорбием нужным считаю высказать вам еще несколько окончательных слов. Вы признаете себя последователями Христовой Церкви. Но опять вопрошу вас: где, в каком именно месте находится эта ваша Церковь?

 

– Наших Церквей много есть в Стародубских слободах и в прочих местах России.

 

– Подлинно вы говорите, что у вас есть много Церквей: но, к сожалению, вы не имеете Единой Соборной и Апостольской Церкви; потому что без епископа Церковь быть не может <…>. При тех же Церквах, о которых вы упоминаете, нет ни одного епископа; и те Церкви принадлежат к разным сектам и толкам. Некоторые из них называются Вятковского согласия, другие – Диаконовского согласия, иные – Лушковского толка и согласия, а иные – прочих толков. <…> Согласитесь же теперь вы со мною, что в тех разных сектах и толках нет единой истинной Христовой Церкви.

Вы еще говорите: «Мы не имеем у себя никакой ереси». Я этому верю, что у вас нет ереси: но за то, что отделяетесь от Православной Церкви, вы принадлежите к числу раскольников. Такое название, конечно, вам не нравится, но прошу на меня не гневаться, потому что не сам я от себя к раскольникам вас причисляю, а так признает вас сама Мать наша Св. Церковь и ее древние и новые пастыри и учители. А именно св. Василий Великий вот что рассуждает: «Иное нарекли древние Отцы ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах Церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом». Подобно сему Блаженный Августин говорит: «Еретики, ложно умствуя о вере, Символе и Боге, нарушают самую веру; а раскольники неправедными своими толками отторгаются от братской любви, хотя веруют тому же, чему и мы». Также и прочие многие учители Церкви признают тех людей, которые отделяются от Православной Церкви, раскольниками. Поэтому напрасно вы льстите себя надеждою, что и удаляясь Св. Церкви можно спастися и наследовать жизнь вечную.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник