ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
В ЭТОТ ДЕНЬ...
ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ
СТРАНИЦА 11
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

11 / 24 января – убиение в Петропавловской крепости Мучеников Петроградских

С молитвой на устах

   В конце марта 1918 года из Петрограда в Вологду были высланы Великие Князья Димитрий Константинович и Николай Михайлович. В апреле в Вологду же был выслан Великий Князь Георгий Михайлович, арестованный патрулем краснофлотцев в Гельсингфорсе. 1 июля Великие Князья были арестованы и помещены в Вологодскую губернскую тюрьму, а через три недели перевезены чекистами в Петроград, в Дом предварительного заключения на Шпалерной. Туда же поместили и Великого Князя Павла Александровича, жившего до того в Царском Селе со своей семьей. Затем Великих Князей перевели в Петропавловскую крепость, где глубокой ночью во дворе их и расстреляли. По свидетельству тюремных сторожей, Великий Князь Павел Александрович шел на расстрел, повторяя слова Христа: «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят». Умер он с молитвой на устах.

Царский сборник

16 / 29 января 1547 года состоялся чин венчания на Царство Иоанна Грозного

Первый Помазанник Божий на русском престоле

   

   Будучи неполных семнадцати лет от роду, Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владимира Всеволодовича Мономаха венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января 1547 года. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал именоваться Царем.
   В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иоасаф соборной грамотой 1561 года, подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владимира на Царство».
   Церковное Таинство Миропомазания открыло юному Монарху глубину мистической связи Царя с народом и неразрывную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя «игуменом всея Руси». И это сознание руководило с того момента и до самой кончины всеми его личными поступками и государственными начинаниями.
   Чтобы понять впечатление, произведенное на Царя помазанием его на Царство, надо несколько слов сказать о происхождении и смысле чина коронации.
   Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло до нас из IV века, со времени Императора Феодосия Великого. Божественное происхождение царской власти не вызывало тогда сомнений. Это воззрение на власть подкреплялось у византийских Императоров и мнением о Божественном происхождении самих знаков царственного достоинства. Константин VII Порфи-рогенит (913–959) пишет в наставлениях своему сыну: «Если когда-нибудь хазары или турки, или россы, или какой-нибудь другой из северных и скифских народов потребует в знак рабства и подчиненности присылки ему царских инсигний: венцов или одежд, то должно знать, что эти одежды и венцы не людьми изготовлены и не человеческим искусством измышлены и сделаны, но в тайных книгах древней истории писано, что Бог, поставив Константина Великого первым христианским Царем, через ангела Своего послал ему эти одежды и венцы».
   Исповедание веры составляло непременное требование чина коронации. Император сначала торжественно возглашал его в церкви и затем, написанное, за собственноручной подписью, передавал Патриарху. Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов.
   Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так – «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя».
   Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем».
   Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя.
   Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина венчания Иоанна IV не оставляют сомнений: он стал первым русским Государем, при венчании которого на Царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания.
   Помазание Царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание, сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных Царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и Царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».
   Над каждым верующим это Таинство совершается лишь единожды – сразу после Крещения. Начиная с Грозного, русский Царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это Таинство дважды, свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского служения.

Православный альманах


Царский календарь

с 2 / 15 по 18 / 31 января

7 / 20 января – в 1598 году скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресеклась династия Рюриковичей, царствовавшая на Руси с 862 года;
– в 1795 году – рождение Ее Императорского Высочества Благоверной Государыни Великой Княжны Анны Павловны (дочери Императора Павла I).
8 / 21 января – в 1654 году произошло воссоединение Малороссии с Россией на раде в Переяславле. Малороссийские казаки присягнули на верность Царю Алексею Михайловичу.
9 / 22 января – в 1873 году – кончина Великой Княгини Елены Павловны, супруги Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны в Петербурге.
10 / 23 января – в 1775 году в Москве казнен самозванец Емельян Пугачев, выдававший себя за Императора Петра III.
11 / 24 января – в 1919 году – убиение в Петропавловской крепости Мучеников Петроградских: Великих Князей Павла Александровича, Димитрия Константиновича и Георгия Михайловича, а также Великого Князя Николая Михайловича;
– день тезоименитства боярина Михаила Никитича, дяди первого Царя из Дома Романовых, Михаила Феодоровича.
12 / 25 января – с Троице-Сергиевой лавры была снята осада польскими отрядами и войсками «тушинского вора» – Лжедмитрия II. Окончание «Троицкого сидения» 1608–1610 годов;
– день тезоименитства Великой Княжны-мученицы Татианы Николаевны Романовой, второй дочери Императора Николая II.
13 / 26 января – в 1510 году Псков был присоединен к Московскому государству. По требованию Великого Князя Московского Василия III Иоанновича (род. в 1479 г., правил в 1505–1533 гг.) было отменено вече, снят вечевой колокол и во всех городах были приняты наместники от Московского Великого Князя;
– в 1779 году в Карлсруэ (Германия) родилась Государыня Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Государя Императора Александра I Благословенного (до перехода в Православие – Луиза-Мария-Августа, принцесса Баденская).
14 / 27 января – в 1918 году – убиение Великого Князя Николая Константиновича в Ташкенте.
16 / 29 января – в 1547 году венчался на Царство Иоанн IV Васильевич Грозный;
– в 1542 году мятежники по заговору Иоанна Шуйского совершили переворот, отстранив от малолетнего отрока Великого Князя Иоанна IV Васильевича князя Иоанна Бельского, свергнув митрополита Иосафа, послав обоих в заточение на Белоозеро. Князя Иоанна Бельского вскоре убили без ведома малолетнего Государя;
– в 1565 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич (род. в 1530 г., правил 1533–1584 гг.) официально отрекся от престола. В грамоте, присланной в Москву, Царь объяснял, что не может править в сложившейся обстановке из-за постоянных измен бояр и воевод, радеющих лишь о собственном благополучии. Народ тогда не принял его отречения и упросил Царя вернуться на трон и править Царством как ему, Государю, угодно.
17 / 30 января – в 1472 году Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич (род. в 1440 г., правил в 1462–1505 гг.) отправил второе посольство в Рим, чтобы привести оттуда Царевну Софию Палеолог, свою будущую супругу.
18 / 31 января – 1478 году «вольный» Новгород согласился на полное подчинение Великому Князю Московскому, отказ от вечевого колокола и посадников. Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич приказал снять осаду с города, условившись о размере дани и потребовав принятия присяги от всех горожан. До этого более шести веков Новгород был «державою народною» или республикой;
– в 1366 году по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, совершилось бракосочетание Великого Князя Димитрия Московского (Донского) и Евдокии (Ефросиньи, княгини Московской), дочери Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Брак очень укрепил союз Московского и Суздальского княжеств;
– в 1730 году – кончина Императора Петра II от оспы.

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник