ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои
Афганской войны

 

ИГОЛЬЧЕНКО

СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Старший механик-водитель танка, рядовой. Родился в 1966 году в деревне Березовка Бутурлиновского района Воронежской области, в крестьянской семье. Окончил восемь классов школы и профтехучилище, потом работал в колхозе. Службу в рядах Советской Армии проходил в Афганистане.

Сергей Игольченко, боевая машина которого за период участия в военных действиях шесть раз подрывалась на вражеских минах и фугасах, был дважды ранен, шесть раз контужен, но все время оставался в строю.

Из воспоминаний Сергея: «Танковый экипаж во время движения всегда находится на броне. Кроме, естественно, механика-водителя. Правильно говорится: пуля-дура. Может зацепить, а может и мимо просвистеть. Другое дело мина или фугас. Окажись экипаж при подрыве внутри танка – не позавидуешь ребятам. А так, тряхнет только, да на землю сбросит. Механику же деваться некуда, его место в утробе машины. Подрыв для него – беда».

…Он сидел в танке один-одинешенек, отдыхал. Весь экипаж, плюс комбат и двое саперов, взятых «пассажирами» на броню, отправились на рекогносцировку пешком. Огромные валуны, может, и случайно рассыпанные кем-то поперек дороги, были непреодолимым препятствием. Попробовали их штурмовать с разгона – не вышло. Итак, группа скрылась впереди, а его оставили в машине за хозяина. Мечта сбылась.

Сергей Игольченко еще в учебном подразделении надеялся стать командиром танкового экипажа. Но о желаниях в армии не спрашивают. Определили в наводчики. Пришлось стать лучшим в этом деле. Среди курсантов. И опять неприятность: лучшего отпускать из учебки как раз и не хотели. Но хорошо, что командир оказался понятливым, согласился с аргументами подчиненного: действительно, в Афганистане лучшие нужнее. И уже там через несколько месяцев представилась ему возможность сменить военную специальность. Роте требовался механик-водитель, а свободных специалистов не было.

К механикам-водителям, надо сказать, требования – как к летчикам-испытателям, которые, согласно фронтовой поговорке, должны свободно летать на всем, что летает, и с некоторым усилием – на том, что летать не может. Так вот, испытания свои Сергей провел неплохо, с некоторым даже, как сказал старший техник роты, искусством. И то, что в течение службы рядовой С. Игольченко шесть раз подрывался на минах и фугасах, горел, был контужен, ни в коем случае его профессионализма не умаляет. По афганским меркам такое число «аварий» даже на дырку в техталоне не тянет.

...Группа отошла метров на триста, когда на правом склоне блеснула вспышка выстрела. Тут же застрочил крупнокалиберный пулемет, безпорядочно захлопали винтовки.

Одно из безоткатных орудий он «заткнул» первым же выстрелом: оказалось, от прошлой военной специальности как будто и не отвыкал. Дальше пришлось действовать за командира танка.

– Зарядить!..

Но заряжать было некому. Превозмогая появившуюся вдруг боль в коленном суставе, перебрался на место заряжающего. Теперь опять к прицелу. Уничтожена еще одна огневая точка. А по броне тупыми, взвизгивающими ударами секли пули, осколки камней и снарядов. И он снова командовал самому себе: «Зарядить!» И снова выполнял команду, не переставая думать: «Как там, впереди, ребята, комбат? С одной стороны, надо бы к ним, с другой – нельзя оставлять танк». Но командир, пусть даже без подчиненных, предназначен не для того только, чтобы команды отдавать. Он должен принимать решения. Рискованные? Да. Но и единственно верные. И командир Игольченко отдал приказ рядовому Игольченко вернуться на штатное место механика-водителя.

Валуны, конечно, и со второй попытки не расступились. Только чуть подались вперед. Но и этой «уступки» хватило, чтобы танк, натужно ревя мотором, протиснулся между ними и каменистым склоном горы.

...Вскоре экипаж был на местах. Сергей развернул машину, работая пулеметом по курсу. С башни из автоматов отстреливались саперы. Но тут выстрелом из гранатомета повредило гусеницу. Ну что ж, механик-водитель – должность, состоящая из двух слов, и очередность их неслучайна. Если механик не сумеет в разгар боя моментально сменить поврежденный трак, то как водитель он останется без работы. В данном случае профпригодность и профессионализм – вопрос жизни и смерти.

– Ну, Вы герой, однако! – приговаривал старший техник роты, осматривая танк после боя.


 

   
ИГОЛЬЧЕНКО С.В.   ИСАКОВ М.И.

 

ИСАКОВ

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Офицер отряда специального назначения «Кобальт» МВД СССР, капитан милиции. Родился в 1946 году в Риге, в семье рабочего. В Советской Армии – с 1965 года. После демобилизации работал на предприятиях Риги. С 1975 года М.И. Исаков сотрудник Министерства внутренних дел СССР.

Капитан милиции Исаков М.И. был направлен в Афганистан летом 1980 года в составе отряда специального назначения «Кобальт». Неоднократно участвовал в боевых действиях.
Осенью 1980 года в районе местечка Шиваки группа в составе десяти бойцов «Кобальта» попала в засаду и почти полностью погибла – семь человек были убиты, двое ранены. Единственный оставшийся невредимым Михаил Исаков дал отпор боевикам и всю ночь в одиночку вел сражение, не давая душманам добить раненых и надругаться над телами погибших. Продержался до подхода подкрепления.

За безупречное выполнение служебного долга, проявленные при этом мужество и героизм капитану милиции Исакову М.И. было присвоено звание Героя СССР.

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

Источник: сайт «Герои страны» (http://www.warheroes.ru)

Продолжение следует


 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ЛИХО – зло, бедствие.

ЛИЧМАН – помощник пастуха-чабана, ведущий счет овцам.

ЛОВКИЙ ДЕНЬ – подходящий, удобный день.

ЛОПУШАТНИК – зеленый мох на соломенных крышах или заросли лопуха в речной пойме.

ЛОТОХА, ЛОТОШНОЙ – суетной человек, безпокойный.

ЛОХУНЫ – отребье, лохмотья.

ЛЬГОТА – у казаков особый вид мобилизационной готовности рядовых и офицеров. Отслужив действительную службу, рядовой казак отпускался на льготу, жил в своей станице, но числился в льготном полку своего округа; восемь лет он должен был иметь наготове строевого коня, снаряжение, обмундирование и холодное оружие; время от времени должен был проходить проверочные сборы и ученья. После истечения срока льготные рядовые перечислялись в запас третьей очереди и освобождались от обязанности содержать строевого коня. Казачьи офицеры выходили на льготу после трех-четырех лет службы в первом очередном полку. В регулярной армии льгота не практиковалась.

ЛУК и СТРЕЛЫ – одно из первоначальных метательных оружий у всех народов древности: упругий прут стянутый тетивой в дугу. У разных народов луки различались по величине и по линии изгиба прута, а стрелы – по наконечникам (трехгранные, четырехгранные, лопастные и т. п.). Тетива чаще всего делалась из жилы животного и, натянутая, выпускала стрелу на дальнее расстояние. Русские пользовались луком с глубокой древности. В казачьем сословии русского народа умение пользоваться луком сохранялось даже до начала 19 столетия. Несмотря на широкое применение огнестрельного оружия, среди казаков, еще во время войны с Наполеоном имелось много искусных стрелков из лука. Среди них был и сам Донской атаман М. И. Платов. В 1808 году, во время дружественной встречи русского и французского Императоров, он демонстрировал Наполеону, как казаки пользуются луком.

 


Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник