ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Плоды отмены обязательной подготовки
к Причащению в Сербии катастрофичны

 

 

 

В связи с обнародованием проекта Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению» в №№ 19 (91) и 20 (92) нашего издания было опубликовано интервью с протоиереем Владиславом Озеровым, а также беседа с известным сербским духовником, игуменом монастыря Рукумия, иеромонахом Симеоном (Станчетичем). Сегодня, в продолжение темы подготовки к Таинству Евхаристии, предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы нашего корреспондента редакторов сербского интернет-сайта «Борьба за веру» (http://borbazaveru.info).

 

– Дорогие братия во Христе, расскажите, пожалуйста, какие правила подготовки ко Святому Причащению существуют в вашей Сербской Православной Поместной Церкви? Сколько дней и как строго постятся верующие перед принятием Святых Христовых Таин, какое молитвенное правило исполняют?

– До появления обновленцев в начале 20-х годов прошлого века в Сербской Православной Церкви ни у кого не возникало вопроса, как готовиться ко Святому Причащению. Это было кристально ясно каждой благочестивой сербской душе, потому что существовала традиция, передававшаяся из поколения в поколение. У нас в редакции трудятся люди, последователи богомольческого движения святителя Николая (Велимировича), благодаря которому СПЦ выжила во времена богоборного коммунизма. И они переняли оттуда практику подготовки к принятию Святых Таин.

О чем идет речь? Во-первых, эта практика подразумевает соблюдение всех постов, предписанных Церковью в Типиконе, как многодневных, так и однодневных. Что же касается строгости воздержания, то здесь нет никакой разницы между взрослыми и детьми. Независимо от того, причащается человек во время поста или вне его, подготовка включала в себя шестидневный пост с употреблением пищи, приготовленной на воде. Только в Первую седмицу Великого Поста дети готовились ко Святому Причащению немного меньше времени, т. к. могли причащаться в Феодорову субботу (субботу Первой седмицы Великого Поста, когда празднуется память вмч. Феодора Тирона, – примеч. пер.), тогда как взрослые – только на следующий день, в воскресенье. Первая седмица Великого Поста – это пример должной подготовки ко Святому Причащению. Т. е. сербы были воистину подвижническим народом.

Нельзя сказать, что сегодня в СПЦ много различных норм подготовки к принятию Святых Таин. У нас есть только, условно говоря, два варианта: практика тех, кто готовится в соответствии с вековыми традициями нашей Церкви, так, как это делали все наши Святые Отцы; и другой вариант – практика обновленцев, у которых полный безпорядок в этом вопросе. А насколько далеко заходит их нечестие, можно увидеть из следующего примера. Один епископ-обновленец, собрав всех священников и настоятелей монастырей своей епархии, строго приказал им: «Вы должны причащать всякого, кто подойдет ко Святой Чаше и разинет рот». Но среди присутствовавших, слава Богу, был и один богомудрый сербский духовник, блаженнопочивший отец Петр Денковацкий, духовный сын святителя Николая и его знаменитого проповедника и миссионера отца Гавриила из Ралетинаца, который спросил епископа-обновленца: «Преосвященный, у меня возле монастыря пасутся волы, надо ли мне причащать и вола, который придет и разинет рот?» Владыка разгневался, но абсурдность его приказания стала всем очевидна.

А что касается молитвенного правила, богобоязненными знающими грамоту сербами оно исполнялось так, как установлено Церковью. Неграмотные же молились, как могли, живя честно и благочестиво.

 

– Можете ли вы привести конкретные примеры из истории вашего народа на тему подготовки ко Святому Причащению?

– Приведем вам несколько свидетельств. Сотрудник нашего сайта Владимир Димитриевич в своей книге «Со страхом Божиим и верою приступите! Как подготовиться ко Святому Причащению» поместил следующее повествование иеромонаха Лаврентия: «В третье воскресение Великого Поста я, будучи иеромонахом, прибыл в село Кутаня близ Нижнего Вакуфа в Боснии. Зашел в дом некой благочестивой Фимы Видович. Среди ее домочадцев оказалось и двое детей двух и пяти лет. В то безбожное (коммунистическое) время нигде не продавались иконки, крестики и прочая церковная утварь, поэтому я забежал в сельский магазин и купил конфеты – карамельки (иных сладостей в скромном сельском магазинчике не нашлось), чтобы дать их детям, которых встречу по пути. И теперь, вытащив несколько конфет, я предложил их этим двум малышам. Они отказались. Решив, что дети стесняются, я попытался всунуть им конфеты в руки, но они сказали: „Мы постимся, батюшка!“ Мне стало очень неудобно. Подумалось, что они правы, и я, монах, не должен был соблазнять их скоромными конфетами. Я сам не ел их во время поста, но считал, что Бог не вменит этого во грех детям. Поскольку больше у меня ничего не было, я дал им по сто динаров. Они еле-еле согласились взять их и ушли. Вскоре вместе с детьми ко мне подошла женщина и, показав деньги, спросила: „Вы ли, батюшка, дали это моим детям?“ Когда я ответил утвердительно, она засмеялась и сказала: „Они принесли мне их и спросили: ‘Это не скоромное?’“ С тех пор я больше никогда не предлагаю детям конфеты во время поста».

В работе «Благочестие сербов-ускоков в XVII веке» Владимир Димитриевич приводит свидетельства о вере наших предков из книги графа Янеза Вайкарда Вальвазора «Слава Краинского герцогства». Вальвазор пишет о следующей практике сербов: «Тот, кто желал причаститься, должен был поститься 30–40 дней». Строгое отношение к посту сохранялось и позднее: Герберт Вивьен в своей работе «Сербия – рай бедняков», написанной в конце XIX века, утверждает, что в Сербии никто не причащался без семидневного поста. Об этой традиции можно прочитать и у святителя Николая (Велимировича) в описании образа жизни благочестивых монахинь монастыря Любостыня: «Вы знаете, как мать Христосия готовилась к Причащению? Перед принятием Святых Таин она надевала все новое. Она постилась, вкушая только черствый хлеб с уксусом. Когда все ели скоромное до Вознесения, мать Христосия питалась хлебом с уксусом. И причащалась на Вознесение Господне. И вновь постилась, чтобы опять причаститься в день Святой Троицы. И именно на этот великий праздник она почила. Накануне вечером она не ложилась спать. Подготовила новую одежду и положила на кровать, чтобы одеться, когда зазвонит колокол. И, стоя на коленях, молилась Богу. А утром ее нашли мертвой в этом положении, с поднятой правой рукой, пальцы которой были зажаты для крестного знамения. Лицо ее светилось. Святая моя дочка, старица Христосия! Пусть Господь Христос поставит тебя посреди рая с остальными моими духовными дочерями из того и других монастырей! Всем вам известна эта старица, много лет прислуживавшая в алтаре и подававшая духовнику кадильницу. Я напомнил о ней лишь для того, чтобы побудить вас добросовестно готовиться ко Святому Причащению. Не подходите к Чаше недостойно! Исповедуйтесь, искренно прощайте друг друга и тогда со страхом идите и принимайте Живот от Живота, Свет от Света, Бога от Бога. А когда причаститесь, целуйте Потир с мыслью, что целуете ребро Господне, из которого истекли кровь и вода».

 

– Как Вы считаете, обязательно ли очищать душу в Таинстве Покаяния при подготовке ко Святому Причащению?

– Конечно, Исповедь необходима. И сама она – святое Таинство, требующее достойного приготовления, особых действий, чувств и расположений, которые возникают не сразу, но постепенно, при определенном делании. Пока все держались традиционного церковного предания, без предварительного личного покаяния, увенчивавшегося исповеданием грехов перед священником, в нашей Церкви причащаться было нельзя. Об этом говорили святитель Николай (Велимирович) и преподобный Иустин (Попович).

На вопрос, как следует готовиться ко Святому Таинству Причащения, святитель Николай в книге «Катехизис» отвечал: «Постом и молитвой, исповеданием своих грехов и прощением тех, которые согрешили против нас». А отец Иустин писал: «Имея в виду неизмеримую важность Святого Причащения для христиан, святой апостол благовествовал: „Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней“ (1 Кор. 11, 27). А кто „недостойно“ ест Тело Господне и пьет Кровь Господню? Тот, кто без покаяния и исповедания приступает ко Святому Причащению. Тот, кто без подготовки постом и молитвой приступает ко Святому Причащению. Тот, кто после Святого Причащения сознательно остается в своих грехах, при своем грехолюбии; такие, по словам святого апостола, как псы возвращаются на свою блевотину и как вымытые свиньи идут валяться в грязи (см.: 2 Петр. 2, 22)».

 

– Сторонники отмены традиционных норм подготовки ко Святому Причащению в России утверждают, что в Сербии не обязательно поститься и исповедоваться перед принятием Святых Таин. Что Вы можете сказать об этом? Чем руководствуются сербские духовники, допускающие к Таинству Причащения людей, не готовившихся в соответствии с вековыми традициями СПЦ?

 

Продолжение на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник