ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛОВО ПАСТЫРЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Нельзя пренебрегать духовными занятиями

21 ноября / 4 декабря – Введение во храм Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы

 

 



Пресвятая Дева Мария, трех лет от рождения бывши введена во храм Иерусалимский, воспитывалась там до пятнадцатого года Своей жизни. Что же Она там делала? Какой был образ Ее жизни? Отцы Церкви сохранили нам древнее предание, по которому известно, что Пресвятая Дева, не чуждаясь рукоделья, большую часть времени проводила в молитве, чтении священных книг, в размышлении о прочитанном, в духовных беседах со старшими при храме.

«Какое невеселое занятие, – скажет иной, – молиться, читать, думать, говорить только о духовном, как это однообразно и утомительно. И нужно ли это человеку, живущему в обществе?» Нет! Занятия духовные отнюдь не скучные занятия, и напрасно люди светские пренебрегают ими. Прежде всего должно заметить, что не следует о делах и вещах судить решительно, не узнав их хорошо и верно.

Между занятиями духовными важнейшее есть молитва. Но нельзя знать силу и сладость ее тому, кто давно отвык налагать на себя крестное знамение и, что особенно дурно, считает эту обязанность уделом детской слабости и неволи. Кто понимает, что душа и тело не одно и то же, что тело пойдет в землю, откуда взято, а дух пойдет к Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7), что, молясь, душа беседует не с людьми, а с Самим Творцом вселенной, что молитвой низводимы были в наш грешный мир небожители и совершались чудеса Божией к людям милости, – тот, размышляющий таким образом христианин, скоро ощутит духовную сладость молитвенного состояния, входя в него из удушливой суеты житейской, подобно тому, как всякий, выйдя из душной комнаты, где воздух спертый и тяжелый, под открытое и чистое небо, тотчас почувствует, что стало на душе легко.

Тоже надобно сказать и о чтении духовных книг. Людям, которые отуманены увеселениями светскими или увлечениями страстными, это занятие совсем не знакомо. Они смотрят на Библию как на учебную книгу для лиц, готовящихся к священному сану, а на Четьи-Минеи – как на принадлежность церковных книгохранилищ. Не говорим уже о том, что Библия есть книга нашей веры и спасения; довольно припомнить, какие важные, даже для земного счастия нашего, вопросы решаются в ней. Занимает очень некоторых людей недоумение: откуда зло и какие меры принять, чтобы оно не препятствовало благоденствию и развитию общества. Положительно сказать можно, что многие бедствия в обществе были бы пресечены, а многие совсем и не появлялись бы, если бы мы любили читать и исполнять Священное Писание. Вот простое наставление Христово: чего желаешь себе от других, то делай и им (см.: Лк. 6, 31). Если б христиане это соблюдали, сколько таким образом было бы предотвращено взаимных между ними обид!

Чтобы видеть на опыте силу этого чистого учения, надобно бы подробно узнавать и жития святых, где описана жизнь христианская не мечтательная, а действительная. С какою жадностию читаются те повести и рассказы, в которых передается, как сердце человеческое порабощается страсти и в борьбе с препятствиями остается верным ей! В сочувствии восклицают: «Ах, как это естественно! Взято прямо из жизни!» Увы! Утешает ребенка, когда он сам упал и лежит на земле, то, что его товарищи точно также падают... Какое утешение читать, как человек заблуждается, не сознавая даже своего заблуждения, как он гибнет, не раскаиваясь даже на краю своей погибели, как он рисуется своим пороком, гордясь тем, что других вовлекает в ту же яму? Не более ли занимательно видеть, как человек борется со злом и побеждает его, как оставляет свои заблуждения и является непреоборимым исповедником истины, как в трудах самообладания и в подвигах людей благочестивых обнаруживались уже не признаки естественной слабости, а знамения сверхъестественной Божией силы? Вот мученик, который, несмотря на убеждения мучителей, на страшные орудия и картины казней, отвергая с другой стороны все приманки утонченной языческой роскоши, безтрепетно повторяет: «Я христианин!» Вот младенец, который, еще не зная всей гнусности язычества, видит ласки и угрозы, отвлекающие от христианства, однако ж просится на мучения и младенческим лепетом мужественно произносит: «И я христианин!» Только огрубевшее сердце не придет в восторг, смотря на такое торжество веры христианской.

Если многие в обществе не любят занятий духовных, это зависит от испорченности вкуса. Не бывает ли, что в болезни человеку и приятные яства становятся противны? А разве можно назвать человека здоровым, когда он живет в вихре светских развлечений, или, что еще хуже, в порабощении страстям? Увлечения страстные, увеселения шумные заглушают слух души и не позволяют ей ощутить, различить и оценить тех тихих утешений, какие нам ниспосылаются из мира духовного, из области веры. Дитя, поиграв, разбивает свою игрушку; когда был я младенец, младенчески думал; ныне же отвергох младенческая (1 Кор. 13, 11), – говорит о себе апостол. Есть, напротив, люди, которые шутя хотят век прожить, – но разве жизнь есть шутка? Те только в ней удовольствия истинны и прочны, которые не оставляют нам повода за них раскаиваться и стыдиться. А таковы именно утешения духовные: они не приводят душу в самозабвение или самообольщение; но водворяют в ней тишину, довольство и надежду.

Как сладостна была для Девы Марии жизнь при храме, так вовсе не безотрадны труды и подвиги тех чистых душ, которые идут путем верного Ей подражания. Они ведутся Духом Утешителем «в веселии и радовании» и приведутся некогда «в храм Царев» – в тот небесный чертог, где уже нельзя придумывать забавы, как бы убить время, ибо и самого времени не будет, но где уготована та присносущная сладость, которой достанет на целую вечность. Аминь.

 

Протоиерей
Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

Полный годичный круг
кратких поучений, составленных
на каждый день года.
М., 1897. Т. II.

 

 

ФАКТЫ ||
«Малая Четыредесятница»

    

      Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В V веке о древности Рождественского поста писал святитель Лев Великий.
     Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. Но на Соборе 1166 года, бывшем при константинопольском Патриархе Луке и византийском Императоре Мануиле, было установлено, что всем христианам необходимо хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
     Антиохийский Патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского, – примеч. ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься <...> от 15-го дня ноября».
     Согласно Уставу, во время Рождественского поста не следует вкушать мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр и другие продукты животного происхождения. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. Во вторник и четверг разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста употребляется в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2-го по 6-ое января (по гражданскому календарю) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
     Рождественский пост установлен для того, чтобы христиане ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвой и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему свое чистое сердце и желание следовать Его учению.


Максим БОЙКО,
с использованием книги
«Как провести Рождественнский
пост, Рождество и святки»
(М., 1997).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник