ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАВОСЛАВИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Антиэкуменический катехизис

 

     Этот Катехизис составлен оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Однако сам старец считал труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда – «О надежде. Глава одиннадцатая. Об Апокалипсисе». Начало см. в № 12 (228).

 

Вопрос: Почему экуменисты не рекомендуют читать Откровение святого апостола Иоанна Богослова?

Ответ: В этой священной книге раскрываются их злодеяния. Пророческая книга рассказывает нам о том, что перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа будет теплохладность и предательство со стороны служителей Церкви. В Откровении говорится о конце времен, перед которым будет воцарение антихриста. И что многие верные, соблазнившись его чудесами, погибнут.      

Преподобный Варсонофий Оптинский писал: «Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события» (Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2010).

 

Вопрос: Чем же экуменистам мешает Откровение?

Ответ: Чтение этой богодухновенной книги вселяет в души людей страх Божий, побуждая их к духовной бдительности, соблюдению заповедей Божиих и строгому хранению уставов и устоев Церкви: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).

По слову священномученика Петра Дамаскина, Священное Писание имеет свойство «просвещать ум и возбуждать его к люблению Бога и познанию величия Его, неизреченной Его премудрости и промысла – от попечения Его о Своих творениях. Дабы от этого ведения человек боялся преступать заповеди Божии и познавал свою немощь и неразумие, и через то смиренномудрствовал, любил Бога и не презирал Его заповедей, как делают не имеющие деятельного познания» (Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина. М., 1874).

Кроме того, книга Откровения напоминает самим экуменистам о неизбежности возмездия за грехи для людей, отступивших от Бога. «[Нечестивые] не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1899. Т. 5).

 

Вопрос: Правда ли, что Откровение не читается в Церкви во время богослужений?

Ответ: Нет, это заблуждение экуменистов. Согласно «Типикону», Откровение читается по воскресным дням Великого Поста на великом чтении в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней) в качестве первого уставного чтения (по 4–5 глав): «И благословение хлебов, и чтение послания соборнаго Иаковля. [Зри] от сея же недели начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, и 14 посланий святаго апостола Павла. Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих недельных, прежде иных чтений, до великия святыя Недели Пасхи. В 50-цу же всю Деяния Святых Апостол чтем в неделях, якоже предписася. [Зри] от сего же бдения начинаем чести толкования Иоанна Златоустаго, Евангелие еже от Матфеа, от 13 слова первыя книги. Оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» («Типикон» на Неделю Всех святых).

 

Вопрос:  Как относиться к словам экуменистов, что «нынешнюю увлеченность чтением и толкованием книги Откровение нужно признать весьма нетрадиционной»?

Ответ: Не верить им, памятуя наставления Святых Отцов Церкви, которые, напротив, говорят о необходимости чтения Слова Божия и особенно Апокалипсиса для христиан последних времен. «Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самыми событиями враждебного ему времени и настроения, “да не когда отпадем”! Нужно, нужно это внимание, чтоб не лишиться невозвратно спасения, еще не отъятого у человеков дивною милостью и дивным долготерпением Бога нашего, представляющего возможность спастись скудному остатку верующих в Него» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Т. 4. Аскетическая проповедь. Беседа в 13-ю Неделю. О причине отступления человеков от Бога).

Продолжение следует

 


 

О полноте Церкви

 

 

Один уважаемый игумен малоизвестного пока монастыря как-то сказал мне, что полнота Церкви в епископе.

На что я ответил ему, что читал в одной книге такое сравнение: как есть Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, так есть и три степени священства: епископ, пресвитер и диакон. И эти три степени священства все являются членами Церкви Христовой. Также членами Церкви являются миряне, и светлые Ангелы Божии тоже члены Церкви, и умершие во Христе люди, и многочисленные Святые – все они вместе составляют Церковь Христову или Тело Христово. А Глава Церкви, Глава Своего Тела – Сам Христос.

Игумен со мной согласился.

Потом я спросил его, как он понимает полноту Церкви, какое значение вкладывает в это слово?

На что игумен мне ответил: полнота Церкви – это полнота при совершении таинств и отсюда полнота власти: епископ может рукополагать в священный сан, а пресвитер и диакон не могут.

Тогда я спросил у игумена, знает ли он, что никакой священнослужитель не может совершать Божественную литургию один? Обязательно на Литургии должен присутствовать еще хотя бы один человек – даже мирянин. И тогда Литургия совершается. И где же здесь полнота совершения Таинств у одного человека?

Игумен согласился со мной, но сказал, что сейчас уже начинают и по одному Литургию служить, один священнослужитель во всем храме и больше никого нет. Но заметил, что так служат только в исключительных случаях.

И как человек может заключать в себе всю полноту Церкви, когда в Священном Писании сказано: яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит (Еккл. 7, 21)?

А о полноте власти я сказал ему, какая полнота власти сейчас у епископа? Когда давно уже контора решает, кого рукополагать в священный сан, и в конторе решают какой священник на каком приходе будет служить и кого отправлять в запрет. А епископы только исполняют приказанное им. Так что если думать о полноте Церкви, как этот игумен, то полнота эта сейчас не в епископе, а в конторе.

Ну а если без шутки про контору, то только один Человек может заключать в Себе всю полноту Церкви – это Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, Глава Церкви.

Монах Силуан

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник