ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО ИСТОРИЯ РУСИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Памятный день на Куликовом поле

 

 

     Двадцать первого сентября исполнилось 639 лет со дня победы русичей на Куликовом поле. Это наш общенациональный праздник, который по значимости ничуть не меньше Дня Великой Победы, но в большое торжество он не вылился. Мы как-то забываем свое прошлое, свою славу, уроки истории. И как расплата за историческое безпамятство – гибель наших ребят в Дагестане, которые сражаются с духовными наследниками монголо-татарских ханов и темников.

Приятным исключением в этом отношении стала Тульская область и местная митрополия. Губернатор А. Дюмин поздравил сограждан с 639-й годовщиной Куликовской битвы и послал своего первого заместителя В. Федорищева на место сражения, чтобы приветствовать гостей и участников международного фестиваля военно-исторических клубов. Этот фестиваль проводится ежегодно музеем-заповедником «Куликово поле» при поддержке Министерства культуры и Российского военно-исторического общества. И приезжают сюда патриоты со всей России, а также из зарубежья.

Костяк программы сохраняется на протяжении десятилетий и включает в себя богослужения, фестиваль авторской песни, спортивные и показательные выступления реконструкторов из военно-исторических клубов, концерты Русских народных коллективов. Традиционно проводится средневековая ярмарка, на которой можно приобрести игрушечное и настоящее оружие (мечи, арбалеты, щиты, луки), украшения, ювелирные изделия. И каждый год в ближайшую субботу перед 21 сентября в 13.00 участники военно-исторических клубов проводят реконструкцию Куликовской битвы, это кульминация праздника. Для детей предусмотрены специальные игры, которые приобщают их к старине: сражения на мягких мечах, стрельба из лука, обучение владению мечом, копьем и др. В этом году наши корреспонденты побывали на Куликовом поле. Вот их рассказ о впечатлениях.

 

Этот год оказался уникальным в том плане, что суббота 21 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, выпала точно на день битвы, как в 1380 году. Идя на Куликово поле, невольно соотносишь себя с предками, что шли на битву. Готовясь к решающему сражению, они месяц пребывали в молитве, о чем имеются свидетельства в «Сказании о Мамаевом побоище».

После литургии в храме преп. Сергия Радонежского началась праздничная программа на Куликовом поле. У колонны-памятника святому благоверному великому князю Димитрию Донскому владыка Тульский митрополит Алексий в сослужении ректора Тульской духовной семинарии и местного духовенства отслужил панихиду по героям Куликовской битвы и защитникам Отечества, павшим во все времена. Архипастырское слово он закончил пожеланием: «Пусть наше сегодняшнее стояние у этой колонны… послужит нам тем вздохом кислорода вечности, который наполнит… наши легкие и даст нам любить Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, чтобы быть верными идеалам Святого Православия и сыновне, жертвенно, а значит, всегда победоносно служить нашему Отечеству во славу Божию и на радость людям».

На Куликовское поле мы добирались на общественном транспорте. Названия населенных пунктов, встречавшихся на пути, грели душу: Богородицк, Покровское, Хованщина, Милославское, Кресты, Монастырщина... К концу поездки в автобусе осталось несколько человек, все ехали на праздник. Один из них сказал, что с утра собирался за шиповником, однако, вспомнив, что сегодня годовщина битвы, отложил дела и выехал на фестиваль.

Тем временем у мемориала молодые воины Министерства обороны и МВД РФ уже принимали присягу. Затем крестным ходом и гражданской колонной все направились к храму преп. Сергия.

В этот день на поле интересно всем, и взрослым и детям. В недавнем прошлом государство активно занималось патриотическим воспитанием молодежи, а сейчас эта важнейшая часть образования пущена на самотек. Но когда ребенок попадает сюда, он начинает ощущать себя богатырем, получает благотворный и очень яркий пример, начинает мыслить как Русский воин, будущий защитник Отечества.

Вот как древнерусский автор «Сказания о Мамаевом побоище» описывает Куликовское сражение: «И сошлись грозно обе силы великие, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликове: было поле то тесное между Доном и Мечею. На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был треск и гром великий от преломленных копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час никак обозреть то свирепое побоище».

Сейчас, конечно, все иначе. Русских ратников и воинов Мамая изображают члены военно-исторических клубов, а в конце битвы все живы, здоровы и счастливы. А тогда, после битвы, страшно было, «братья, зреть и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих – как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли».

Как легкомысленны утверждения некоторых современников, которые либо отрицают сам факт сражения (Фоменко и Носовский), либо склонны преуменьшать его до каких-то смехотворных микроскопических размеров, почитая себя умнее наших премудрых и благочестивых предков.

Сам ход сражения описан достаточно полно, например, у Юрия Алексеева, ст. научного сотрудника НИИ военной истории Военной академии Генштаба в статье «Куликовская битва. 1380 г.»: «Да, наша разведка сработала лучше вражеской. Да, Русское войско прибыло раньше на место сражения, успело заранее разместиться и навязать врагу свою тактику, выбрав узкий коридор для боевого построения основных сил, так что противник не смог реализовать своего численного превосходства, а вынужден был становиться на сражение в очередь. Традиционная фланговая атака конницей также оказалась предусмотренной. По этим-то силам, увлекшимся рубкой и показавшим свой тыл, нанес свой кинжальный удар засадный полк».

Однако автор, будучи невоцерковленным человеком, упустил из вида главное – молитвенную подготовку Русских воинов. Между тем все наши воины перед битвой были окроплены святой водой, оградились крестным знамением. Великий князь Димитрий взял благословение на бой у Московского митрополита Киприана и у преподобного Сергия. Святитель Киприан благословил все Русское духовенство молиться о победе. Все жены, начиная с Великой Княгини Евдокии, молились о здравии мужей и победе воинства. Сами воины, наставляемые вождями, тоже усердно молились Богу. Да и засадный полк во время томительного ожидания атаки не бездействовал, а горячо молился за соратников.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что русичи перехитрили и уничтожили грозного противника. Неудивительно также и то, что битва предварялась и сопровождалась особыми откровениями. Когда так прилежно молится множество людей, и они готовы жизнь отдать за Православную веру, то могут происходить самые невероятные чудеса. Это еще один урок истории, еще один завет наших предков нам, столкнувшимся ныне с агрессией нового Мамая.

 

Александр Малинин

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник