ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
РАСКОЛ СТАРООБРЯДЧЕСТВО СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

 

Новое под маской старого

 

 

     При неприкрытой поддержке экуменически настроенных иерархов, в первую очередь, митрополита Илариона (Алфеева), в июле с.г. был учрежден всемирный союз староверов. Как говорится в напутственном слове в честь его открытия, эта организация создана «для помощи и защиты староверов на всех уровнях», при этом союз не будет вмешиваться в догматические и литургические разногласия между множественными староверческими общинами и толками, поскольку видит в этом не разрастающийся раскол, но здоровое зерно разнообразия…

О заблуждениях т.н. староверов хорошо пишет святитель Феофан Затворник: «Они <раскольники> все твердят, что их толки – суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? Все это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковью. Мы заимствовали Святое Учение от Святой Православной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексия Михайловича переписчики неопытные начали их портить и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изятия были новины. Когда потом их отменили и книги поставили в тот вид, как было издревле, – разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира».

В этом номере, ко дню памяти Московских святителей (5/18 октября), публикуем проповедь протоиерея Григория Дьяченко, в которой рассматриваются заблуждения старообрядцев и признаки, по которым мы можем узнать истинных наставников веры, наследников по духу Московских святителей.

 

 

Празднуя ныне память… российских святителей, при жизни своей учивших вере и благочестию свою обширную паству и содействовавших процветанию своего Отечества, не боявшихся для сего ни трудов, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники веры и благочестия, истинные пастыри, готовые положить свою душу за паству свою.

Иные могут спросить нас: кто же истинные наставники веры Христовой и как отличить истинных пастырей от ложных? <…>

а) Первый признак истинных наставников веры тот, что они поставлены на свое дело законною властию в Церкви Христовой.

<…> Иисус Христос, поучая всех людей истинам спасения, не всем ученикам Своим предоставил право поучать других, но избрал для сего из среды их только двенадцать и потом семьдесят апостолов <…>. Это были первые истинные наставники веры в Церкви Христовой.
В свою очередь апостолы Христовы, еще при жизни своей, поставляли преемников себе, которые называются в слове Божием епископами, пресвитерами, пастырями и учителями Церкви Христовой <…> Таким образом от времен апостольских доселе непрерывно продолжался ряд истинных наставников веры в лице епископов и пресвитеров Церкви Христовой; таким же образом он будет продолжаться и до скончания века <…>

Итак, рукоположение священства, преемственно полученное от апостолов, есть первый признак истинных наставников веры, без котораго они не могут быть. <…>

б) Есть другой вернейший признак истинных наставников веры, это – согласие наставлений их с учением Иисуса Христа, апостолов Его и древних учителей Церкви, принявших учение Христово непосредственно от апостолов и передавших нам его в своих писаниях. <…>

Сравните дела и наставления истинных наставников нашей веры – архипастырей и пастырей, с древним Христово-апостольским и отеческим учением, и вы ясно увидите, что они во всем согласны с ним.

Для примера сравним с этим учением наставления православных пастырей и толкования так называемых староверческих наставников.

аа) Иисус Христос сказал в Евангелии: Я создал Церковь Мою и врата адовы не преодолеют ея (Мф. 16, 18). Согласно с сим православные пастыри учат, что Церковь Христова, несмотря на все неприязненныя ей силы, будет существовать до скончания века, возрождая людей ко спасению чрез Таинства и священство; а староверческие наставники толкуют, что Церковь Христова со времен Патриарха Никона разрушилась, священство в ней погибло и все Таинства ея осквернены антихристом.

бб) Иисус Христос говорит в Евангелии: если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Там же. 18, 17). Согласно с сим православные пастыри учат, что все христиане должны повиноваться Церкви Христовой и отнюдь ни в чем не должны ослушаться ея определений; а староверческие наставники не только сами не повинуются, но и другим внушают не покоряться ей, и даже изрыгают на нее такия хулы, о которых срамно есть и глаголати.

вв) Иисус Христос, установив пред Своим страданием Таинство святой Евхаристии, повелел совершать его в Церкви до Второго Пришествия Его на землю и сказал: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53–54. Мф. 26, 26–28. 1 Кор. 11, 23–26). Согласно с сим православные пастыри совершают святую Евхаристию и внушают верующим приобщаться Тела и Крови Христовых во оставление грехов и в жизнь вечную, а из староверческих наставников многие толкуют, что можно спастися без сего святейшаго Таинства, а посему не только не приобщаются Тела и Крови Христовых, но еще хулят сию величайшую святыню.

гг) Апостол говорит: Церковь Бога Живаго есть столп и утверждение истины, а посему не должно удаляться ея (1 Тим. 3, 15). Тому же поучают и православные пастыри; а староверческие наставники толкуют, что со времени исправления богослужебных книг при Патриархе Никоне в эту Церковь внесены всевозможныя ереси и посему отнюдь не должно иметь с нею общения.

дд) Целый сонм древних Учителей Церкви постановил на 6-м Вселенском Соборе: «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но должно повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися божественному» (VI Вселенского собора 64 правило ). То же говорят и нынешние православные учители; а староверческие наставники толкуют иное и не только сами, будучи мирянами, противозаконно принимают на себя учительское достоинство среди единомышленников их, но возлагают оное и на других подобных им мирян, присвоивая себе чрез это епископскую власть.

Теперь судите, братия, кто истинные наставники веры Христовой, – православные ли пастыри, во всем строго следующие древнему Христово-апостольскому и отеческому учению, или староверческие наставники, которые, как видели вы, во многом противоречат и противодействуют оному? Очевидно, первые. А из сего явствует, что православные пастыри суть истинные наставники веры Христовой и что им-то надлежит повиноваться по заповеди апостольской…

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник