ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БЛАГОГОВЕНИЕ СОВРЕМЕННЫЙ МИР СТРАНИЦА 2
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Подпевать клиросу в храме
на богослужении – сугубый грех

 

Православная Церковь более 2000 лет хранит благоговение и благочиние на церковных богослужениях.  15-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в церкви». Это каноническое правило в последнее время попирается не только обновленцами-кочетковцами, но и архиереями нашей Церкви.

В 2002 году, на декабрьском собрании клириков Московской области, которое прошло под председательством митрополита Ювеналия, была дана рекомендация о «настоятельном введении общенародного пения за богослужением».

Инициаторами этого нововведения выступили изначально обновленческие приходы кочетковского толка. Этими защитниками и популяризаторами общенародного пения обычно выдвигаются следующие аргументы:

Аргумент первый: Слова «едиными усты и единым сердцем», произносимые священником на Литургии в конце Святого Возношения, перед просительной ектинией, якобы есть призыв к пению всем храмом – то есть общенародно.

Ответ: Но это далеко не так. В упомянутом прошении священнослужителя – «Даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа» – говорится о Вселенском единомыслии церковной молитвы. Святитель Николай Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, так пишет об этом: «Испросив всем единомыслие, дабы едиными устами и единым сердцем славить Бога…» Не общенародное пение освящает Дары, как думают неразумные, но смиренно просим, чтобы Святые Дары сообщили нам освящение. «Ибо это значат слова молитвы: яко да Человеколюбец Бог, прием я, возниспослет нам благодать» (свт. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии).

Аргумент второй: Непосредственное, то есть пением, участие прихожан в богослужении заставляет их лучше понимать и вникать в смысл и структуру богослужения.

Ответ: На самом деле такая практика превращает храм в шумный базар. Кичливость знанием богослужебных текстов, ектений и возгласов священников приводит к тому, что человек теряет то, ради чего пришел в храм – смирение и благоговение. Более того, не все имеют слух и голос, способный искусно прославлять Творца. Из-за этого возникает «козлогласование» (разноголосица, нестройное пение, – см. Краткий церковнославянский словарь Т.С. Олейникова), мешающее молитве и богослужению в целом. Наверняка многим воцерковленным христианам приходилось слышать на богослужениях это самое «козлогласование», когда стоящие рядом люди, пусть даже от души подпевающие клиросу, вносят нестроение в церковное благолепие. А когда во время всеобщего пения кто-то пытается что-то кому-то сказать, то все это превращается в вокзальный балаган.

Аргумент третий: Чем шире «пропасть» между прихожанами и клиросом, тем больше вероятности уклонения хора в манере его пения в сторону «концертности».

Ответ: в Типиконе – 28-я глава, о безчинных воплех (криках) говорится: «Безчинный (безпорядочный) крик поющих в церкви не должен быть принят в церковном пении. Также и те, кто прилагают (делают повторения) в церковном пении, не должны приниматься: да извергутся из сана своего, и пусть в церкви более не поют. Подобает же петь благочинно, и согласно возсылать Владыке всех и Господу славу, как едиными устами от сердец своих: не желающие быть послушными этого – есть повинные вечной муке, как не повинующиеся преданию Святых Отцов и правилам». Каждый настоятель обязан следить за правильным пением церковного хора. А «пропастей» в процессе богослужения вовсе нет и быть не может. Каждый выполняет свое святое послушание. Священник служит и возглашает прошения, диакон ему прислуживает и возглашает ектении, клирос благоговейно поет, а верные христиане молча с благоговением молятся. Так было и так будет.

Никаких нововведений Церковь не принимала и не может принять. Все, что новое возникает в церковной среде, именуется у нас обновленчеством, которое мы отвергаем. «Ибо что принимали Святые Отцы наши, то и мы принимаем, – говорит святитель Феофан Затворник, – а что они отвергали, то и мы отвергаем».

Михаил Лавров

 

 


 

Можно ли носить обувь с крестами?

 

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим обращает внимание на недопустимость для православных носить обувь с крестами. Подобные элементы есть осквернение святыни – креста. А тем, кто изготавливает такую обувь, надо быть осторожными в производстве «вещей, могущих кого-то обидеть». Об этом Владыка написал у себя на странице в соцсети. Чтобы предостеречь народ, епископ даже сочинил стихотворение:

 

Не покупайте обуви с крестами,

Ни на подошвах, ни на каблуках,

Иначе заскрежещете зубами

Во аде, как кощунники в веках.

 

В настоящее время кресты на подошвах получили такое широкое распространение, что в скором времени уже будет трудно купить какую-либо другую обувь.

«К сожалению, многие люди, в том числе и считающие себя православными, относятся к этому вопросу крайне скептически, заявляя, что на обуви изображен не Крест, а просто некие геометрические фигурки, – пишет владыка Питирим. – В России же количество обуви с крестами на подошвах все увеличивается и увеличивается: люди, купившие эту обувь, не только сами попирают святое изображение, но и, оставляя за собой следы зимой на снегу, весной или осенью на размокшей земле, вынуждают попирать Крест и других людей.

Хотя очевидно, что такая обувь будет продолжать пользоваться спросом у представителей других религий, атеистов и особенно сатанистов, каких сейчас немало».

По поводу крестов на различных предметах и на подошвах обуви писал преподобный старец Паисий Святогорец: «И вот еще в чем будьте внимательны: у вас на диване было постелено что-то с крестами, но садиться на кресты и наступать на них нельзя. Евреи делают обувь с крестами, изображенными часто не только на подошве снаружи, но и изнутри – под каблуками и подошвами. И денежки плати и кресты попирай!» (Слова. Tом II. Духовное пробужение).

Более чем конкретно по этому вопросу писал и великий Вселенский учитель – святитель Иоанн Златоуст: «Если идешь по дороге и вдруг увидишь две палочки, сложенные в виде креста, то не поленись, – переложи, чтобы кто случайно не наступил, – не попрал символ Божией любви к людям».

Также иеромонах Гавриил (Краньчук) в книге «Крест и профанация Креста» пишет: «В последнее время не без участия слуг сатаны и врагов Креста в продаже появилась обувь с греческими (то есть равнобедренными) крестиками на подошве. Подобное явление имело место в Греции три года тому назад. Тогда запротестовали против такой явной профанации Креста Церковь, монастырские общины Святой Горы Афон и православное население Греции. Их воззвание имело успех, и некоторые производители прекратили производство обуви с крестами на подошве».

Добавим, что если Вы по неведению приобрели такую обувь, то необходимо убрать (отрезать, подпилить) хотя бы один лучик креста, чтобы не было поругания.

Целесообразно напомнить и 73-е правило Шестого Вселенского Собора: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображения Креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы Знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение Креста повелеваем отлучать». Как видим, данное правило относится и к «творцам современного искусства», любящим глумиться над священными для православных изображениями.

Владимир Серов

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник