ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Окончание. Начало см. в № 10 (82)

 

 

 

Мы завершаем публикацию «Новой скрижали» – своего рода энциклопедии православной церковной обрядности. До революции она выдержала множество изданий и по сей день остается незаменимой для всех, кто хочет понять символику и предназначение богослужебных предметов, получить объяснение служб и Таинств, представление об устройстве храма. Надеемся, дорогой читатель получил пользу от постепенного знакомства с ней на страницах «ПК» и в дальнейшем, при возникновении тех или иных вопросов, будет еще обращаться к этой уникальной книге

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 72.

 

«И назнаменанной в нем печати ясне явитися в сердце его». Сколь справедливо было мнение святого Мефодия о силе святого Миропомазания, это довольно ясно показывают сии слова его, положенные в третьей молитве. Ибо печать святого мира, приобретенная в Крещении, не пребывает неизгладимою в состоянии отступничества и не изглаждается этим грехом совершенно, но только потемняется или становится как бы неясною. Почему и молит Церковь: «И назнаменанной в нем печати ясне явитися в сердце его и помышлениях, знаменованием Креста Христа Твоего». Т. е. молит, чтобы всем были видимы и известны не столько существо Таинства, сколько сила оного, и не столько самая печать, сколько исповедание непорочной веры.

Симеон Солунский на вопрос 23-й митрополита пентапольского: «Для чего обращающийся к вере, после отречения от нее, помазуется святым миром, а не крещается снова?» – отвечает: «Обращающегося в Церкви после отречения помазуем святым миром, а не крестим вторично: потому что Крещение сообщает человеку бытие во Христе, а святое миро – жизнь по Христу (т. е. по образу жизни Христовой), дыхание, святыню и печать. В Крещении люди приняли благодать восстания и нетления Христова, облекшись в Него, а в Таинстве Миропомазания приняли печать Его освящения и дары Духа. Посему, если некоторые из них отрекутся, они имеют бытие (т. е. сохраняют духовную и безсмертную жизнь), восстанут в последний день и будут нетленны, но уже не будут иметь ни благодати Духа, ни святости дел, и осудятся вместе с супостатами демонами. Ибо как однажды дается бытие от плоти, так единожды даруется рождение от Духа. Посему те, которые осквернили сию духовную жизнь, по возвращении к Церкви не допускаются до Таинства Священства (см. об этом правило Анкирского Собора); между тем как рожденные в нечестии, приняв Крещение, сложив с себя все грехи и совершенно изменившись в Божественной купели, достигают степеней священнических, если найдутся достойными (см. о сем 12-е правило того же Собора). Падшие же после Крещения и потом раскаявшиеся, поелику по благодати приемлют прощение в одном грехе отступления, сподобляются одного и дара – быть христианином, но священства достичь уже не могут (впрочем, падшие неволею не лишаются священства по 3-му правилу того же Собора). Отрекшийся приемлется в Церковь на том же основании, на котором и всем вообще людям, по причине удобопоползновенности и немощи плоти, даровано покаяние: посредством молитв священнических мы примиряем себя с Богом; в Таинстве Покаяния и в Таинстве Миропомазания возобновляем в нем Божественную печать и освящение, которые изнепотребствовал он своим отступлением. Об этом именно молился и Давид, раскаиваясь после своего согрешения: „Дух правый, – говорит, – обнови во утробе моей“ – и получил прощение. Крещения же не повторяем потому, что оно „едино“ и единожды дарует благодатное прощение».

 

§ 73.

«Господи Боже Вседержителю». Эта молитва – «Господи Боже Вседержителю» – положена не для всякого; она читается только во время присоединения к Церкви отступившего от нее в отроческом возрасте, как показывает и самоесодержание сей молитвы.

 

 

§ 74.

СВЯТЫНЯ И СВЯТЫНИ

 

«Святынь Твоих пречистых». Слово «святыня», употребляемое в единственном числе, означает или одну святую воду, или антидор – раздельно даруемые человеку; а во множественном числе – «святыни» – употребляется тогда, когда святая вода и антидор, или и самые Тело и Кровь Христовы, даруются вместе. Здесь это слово может быть употреблено и в том, и в другом виде – смотря по обстоятельствам. Если присоединяется к Церкви отпадший от веры силою мучений, то он после присоединения делается причастником Святынь, т. е. Тела и Крови Христовых; если же присоединяется произвольный вероотступник, лишенный Таинства Причащения до самой смерти, то он после присоединения удостаивается принятия только благословенного хлеба и освященной воды.

 

 

§ 75.

«МОЛИТВА, УМИРИВАЮЩАЯ
ВО ВРАЖДЕ СУЩИХ»

 

Сия «молитва умиривающая» читается тогда, когда находящиеся во вражде примиряются между собою и просят у Бога утверждения своего примирения. Таким же образом совершали некогда примирения свои и язычники, призывая богов во свидетели своего примирения и всенародно принося молитвы об утверждении мира. Доныне указывают в Риме остатки обширного языческого капища мира. Но христиане, заключая мир, призывают во свидетели истинного Бога, Источника и Подателя мира, и молят, дабы Он Сам утвердил и сохранил мир, заключенный после вражды

 

 

§ 76.

«ЕГДА КРЕСТ ТВОРИТ
СВЯЩЕННИК НА СТРАСТЬ НЕДУГА
СВЯТЫМ КОПИЕМ»

 

Восточные христиане, полагая всю надежду в сохранении здравия на врачевания духовные, не оставляют без приложения к себе ни одного рода священных помазаний и прикосновений к мощам и вещам святым. Иногда они отираются пеленами, находящимися при святых мощах или иконах; иногда помазуются елеем из кандил и лампад, возжженных в честь святых, и проч. Равным образом творят знамение креста святым копием над водою и употребляют сию воду в пользу больных. Сей последний обряд и составляет содержание настоящего последования.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Опасность утраты свободы

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 5

 

Возвращаясь к интервью Патриарха, надо сказать, что вопросы цифровизации для светских людей вполне допустимы, а для нас – верующих людей – недопустима утрата наших ценностей. А ведь нравственные ценности Православия уникальны на сегодняшний день, т. к. везде и всюду сейчас все по-другому, а в Православии хранится та высокая духовность и та красивая нравственность, которую Бог вложил в душу человека, и мы в Православии ее бережем и опасаемся ограничений нашей свободы, которые направлены на то, чтобы уничтожить в нас эти нравственные красоты духа. На Западе сейчас внедрены очень странные стандарты поведения, для нас никак не приемлемые. В процессе глобализации такие стандарты поведения должны стать повсюду одинаковыми. Единая должна быть и вера. В этих единых стандартах православным ценностям места не будет. Поэтому мы об этом должны подумать.

Бог дал нам огромную ценность – святое Православие. И бережет нас, охраняя. Мы живем в свободе, мы на службу собираемся, мы радуемся, мы молимся, мы причащаемся, каемся. Надо оценить такое наше положение должным образом, возблагодарить Господа. Но любой день, каким бы он длинным ни был – кончается. И какая бы длинная жизнь ни была – она тоже заканчивается. Всегда надо иметь в виду этот исход, быть готовым дать отчет о прожитой жизни. Может быть, текущие события и приближают к нам необходимость такой отчет писать. Все, что сейчас происходит на внутреннем и на внешнем горизонте нашей жизни, очень серьезно и подлежит нашему покаянному рассмотрению, размышлению. Причем не паническому – что делать и куда бежать, – ничего этого не надо. Надо каяться и молиться, внимательно читать Священное Писание и ничего не бояться. Единственное зло в мире – это наш грех. Вот его надо бояться по-настоящему. А все остальное – это уже из-за нашей нераскаянности. Мы сами подвигнули обстоятельства к таким изменениям в нашей жизни. Если мы изменим свое отношение к Богу, к святому Православию и друг ко другу, глядишь – и опять Господь все напасти притормозит. У врагов веры давно все планировалось, Православие хотели истребить и после революции 1917 года, круто взялись, однако уже сто лет прошло, а мы с вами свободно живем, и дальше так же может быть, если мы все правильно будем делать. А что случилось, почему вот так все отодвинулось? После Февральской революции 1917 года в Церкви осталось только десять процентов людей, а все остальные заявили о своем неверии. А в 1937 году по итогам переписи оказалось 60 процентов верующих в стране, когда народ прошел многие скорби и испытания. И люди вернулись к Богу. А нам идти дальше просто некуда. И сейчас можно все исправить, все отодвинуть, все изменить – если захотим по-настоящему ценить свою веру.

 

Источник: канал на YouTube
«Протоиерей Иоанн Гончаров
(г. Самара)» (https://www.youtube.com/watch?v=QE6em0vfAyI)

 

 

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник