ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

МИЛАШЕНКОВ

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в 1921 году в деревне Лесовой Сафроновского района Смоленской области. Русский. В девятилетнем возрасте был взят в Москву родственниками на воспитание, получил среднее образование и рабочую профессию. В 1940 году уехал учиться в военное авиационное училище летчиков, где и застала его война. В 1942-м в звании лейтенанта прибыл на фронт. Служил в штурмовой авиации. Совершил 90 успешных боевых вылетов. На его личном счету – более 20 сожженных вражеских танков, 7 артиллерийских и минометных батарей, 22 зенитных орудия и сотни вражеских солдат и офицеров. В качестве командира эскадрильи водил в бой группы штурмовиков Ил-2 более 60 раз. 14 июля 1944 года повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой горящий штурмовик в скопление вражеских войск. Звания Героя Советского Союза удостоен посмертно 27 июня 1945 года.

 

…В марте 1943-го лейтенанту Сергею Милашенкову было чуть больше двадцати, а он уже считался опытным летчиком. Товарищи любили его за смелость, открытую душу и за то, что он всегда готов был прийти на помощь другу. А еще – за твердость духа, за то, что Сергей никогда не терялся, смело смотрел в глаза опасности.

Погода в тот день стояла нелетная. Моросил дождь. Над аэродромом плыли низкие, тяжелые облака. На одной из железнодорожных станций разведка обнаружила скопление немецких цистерн с горючим. Фашисты, видимо, были уверены, что в такую погоду никто не сможет подняться в небо, но штурмовик Милашенкова неожиданно появился над станцией. На путях началась суматоха. Зайдя на цель и прицелившись, Сергей сбросил бомбы. И сразу же почувствовал, как содрогнулся воздух. Столб из огня и черного дыма взметнулся к небу, слившись с облаками.

Задание выполнено, основное скопление цистерн уничтожено. Можно было возвращаться домой, но у Сергея оставались снаряды. Он снова зашел для атаки, поймал в прицел оставшиеся цистерны и нажал на гашетку. И только теперь фашистские зенитчики опомнились и заработали. Рядом с самолетом выросли шапки разрывов. «Еще один заход», – мысленно решил летчик, разворачивая самолет. И в этот миг машина, оказавшись в кольце разрывов, вздрогнула.

Перед глазами Сергея рассыпался сноп искр, запахло гарью. «Подбили», – подумал он и потянул ручку управления на себя. Самолет еще слушался рулей, но стрелка бензомера быстро ползла к нулю. Сомнений не оставалось – пробит бак. До аэродрома не дотянуть. А под крылом – стремительно приближающаяся земля, занятая фашистами. Оставалось два выхода – гибель или плен. Смерть рядом...

И вот, раздался оглушительный удар, в глазах у Сергея потемнело, он потерял сознание. Очнулся, услышав чужую речь. И первое, что увидел, – направленные в грудь автоматы. На допросах молчал. Уговаривали сотрудничать, грозили смертью – он только с презрением смотрел на фашистов. Смерти он не боялся.

Считая опытного летчика ценным трофеем, гитлеровцы решили отправить его в Германию. Во время этапа по железной дороге один из охранников оказался бывшим соотечественником, покинувшим Россию еще во время Первой мировой. Он помог Сергею бежать из плена, открыв ночью дверь вагона.

 

 

Почти две недели Милашенков пробирался лесами к своим. Шел ночью, питался ягодами и корой. Оброс, исхудал, еле держался на ногах. Но шел и шел на восток. И когда услышал русскую речь, когда увидел наших солдат, расплакался. Они взяли его, ослабевшего, под руки, а он попросил только об одном:

– Доложите в полк... Задание выполнено...

После лечения в госпитале Сергей продолжил битву с фашистскими захватчиками. Вскоре он был назначен командиром эскадрильи.

…14 июля 1944 года день выдался жаркий. С раннего утра над полевым аэродромом, где разместился 109-й гвардейский штурмовой авиационный полк, ни на минуту не смолкал рев моторов. Одна за другой группы штурмовиков Ил-2 поднимались в небо и брали курс на запад. Советские разведчики в ночь перед этим обнаружили активное движение вражеских войск в Рава-Русском районе на Украине. С юга и севера к немецким частям спешили для подкрепления колонны танков и машин сопровождения. Перед нашей авиацией стояла задача наносить по ним бомбовые и штурмовые удары, не допуская передислокации противника.

В полдень шестерка наших Ил-2 под командованием Милашенкова неожиданно для гитлеровцев появилась в хвосте танковой колонны и, резко набрав высоту, ринулась в атаку. Один за другим самолеты бросались вниз, поливая огнем растянувшуюся по дороге колонну бронетехники. Словно спичечные коробки вспыхивали танки. На куски разлетались автомашины. Вражеские солдаты, выпрыгивая из грузовиков, в панике разбегались. Чужая земля казалась им в этот момент раскаленной жаровней, на которой негде укрыться и невозможно спастись. Впервые за годы оккупации жители поселка Микуличи, наблюдавшие за этим боем, улыбались. Они выбирались из погребов и расправляли плечи – в стремительных, атакующих врага самолетах они видели вестников близкой свободы.

Но вдруг случилось страшное. Штурмовик ведущего, настигнутый вражеским снарядом, вздрогнул и покачнулся, как подбитая птица. По фюзеляжу метнулось пламя. Люди, наблюдавшие за боем, замерли. Они знали, что летчик не услышит их, но губы их шептали слова поддержки. А герой вел свой пылающий и падающий самолет на малой высоте, безпрерывно стреляя из пушек, поливая свинцом захватчиков. Когда же боезапас закончился и вся машина была уже объята пламенем, летчик направил ее в гущу вражеской техники. Раздался оглушительной силы взрыв. А потом еще долго пылали на дороге цистерны, рвались снаряды.

При ударе тело летчика взрывной волной выбросило из кабины. Он был мертв. Но и к мертвому фашисты после боя подходили осторожно, держа наготове автоматы. Они смотрели на него с удивлением. К месту гибели героя подкатил черный лимузин. Из него вышел немецкий генерал. Он долго стоял над телом Сергея, потом громко сказал по-немецки:

– Хороший летчик!

И уехал. Он увидел и удивился, оценив лишь мастерство 23-летнего пилота. И не способен был увидеть душу человека, познать то, что двигало его поступком.

В поселке Микуличи сегодня стоит скромный обелиск, вокруг которого растут цветы. Сюда часто приходят местные жители, каждый день здесь можно встретить школьников. В Москве именем Сергея Милашенкова названа улица. Чтут память своего земляка и на Смоленщине.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

ШУБА ДОНСКАЯ – парадная женская делалась на лисьем меху длиною до пят, покрывалась шелковой материей зеленого или синего цвета с черными узорами; широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов. Вся донская шуба вокруг подола, бортов и ворота часто была оторочена порешней (мехом выдры). Мужские – того же кроя, как и женские запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покрывались толстым сукном.

ШУКАТЬ – искать.

ШУМНУТЬ – крикнуть, позвать.

ШЫРЕШЬ – изломанный первый лед на Дону; когда низовой ветер поднимает уровень воды, едва установившийся лед ломается, и шырешь несется по руслу с большим шумом.
ЩЕРБА – уха, суп из рыбы, заправленный крупой.

ЩОГЛА – рейка, лесной материал из ствола молодого дерева.

ЩУРАТЬ – щадить, помиловать.

ЭФЕС – рукоятка холодного оружия; общекавказский эфес шашки, принятый и у казаков, как правило, без охранной дужки и даже без крестовины, защищающей кисть руки, оправлен металлом и часто украшался серебром, золотом и дорогими камнями. Тип сарматский, в старину принятый у запорожцев, имел только крестовину из цветного металла.

ЮНКЕР – рядовой военного училища, проходивший подготовку к производству в первый офицерский чин; у казаков из строевых начальников среди юнкеров по званиям различались три степени: вахмистр, старший портупей-юнкер и младший портупей-юнкер.

ЮНКЕРСКИЕ УЧИЛИЩА – первоначальное название военных училищ для подготовки к производству в офицерский чин лиц, имевших достаточное общее образование.

ЮРТ – у казаков – земельное владение станичного общества. Границы юрта с древних времен утверждались войсковыми кругами. После того как группа казачьих семей или станица решала основать новый городок, они обращались в Главную войску за разрешением «обысканный юрт занять». После расследования, не будет ли от этого другим станицам «утеснения», им разрешалось «юрт занять и, собрав станицу, городок устроить и жить, как и иные наши городки». Одновременно с этим им выдавалась «заимочная грамота». С начала XVIII века при основании городка станица должна была произвести «развод рубежей» и точно определить границы с соседними казачьими поселениями. После этого она получала «разводную грамоту», которая служила документом, определявшим право станицы на ее юрт.

 

 

По материалам:
Казачий словарь-справочник:
В 3-х т. / Сост. Г. В. ГУБАРЕВ.
Редактор-издатель
А. И. СКРЫЛОВ. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник