ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЦАРСКИЙ ГОД: ИТОГИ И НАДЕЖДЫ

 


О. Константин Буфеев

 

Продолжение. Начало см. на стр. 2

 

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН БУФЕЕВ:
НУЖНО ВЕРНУТЬ В ЦЕРКОВНУЮ ПРАКТИКУ АНАФЕМАТИЗМ
ПРОТИВНИКАМ МОНАРХИИ

 

Оглядываясь на минувший год, юбилейный год памяти убиения Царственных Страстотерпцев, мы не можем скрыть горечи и разочарования от того, что в отношении Государя как Помазанника Божия, свергнутой Монархии и искупительного подвига зверски растерзанных Екатеринбургских Мучеников голос Церкви так и не прозвучал.

Этот год ознаменовал столетие не только физического убийства последнего Русского Императора с его Семейством и верными слугами, но и столетие его духовного убийства. Оно выразилось в том, что на состоявшемся 26 февраля 1918 года заседании Поместного Собора в чине Торжества Православия был упразднен «неудобный» 11-й анафематизм: «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема».

Это ошибочное и непростительное, принятое не из духовных, а из политических соображений (страха ради иудейского) решение сыграло роковую роль. Оно, с одной стороны, оправдало тех злодеев, которые в феврале-марте 1917 года осуществили заговор по свержению Царя и его незаконный арест. А с другой стороны, отмена этого анафематизма, по сути, развязала руки цареубийцам в июле 1918 года: убивали ведь теперь не Помазанника Божия, получившего в Таинстве Миропомазания «благодать Святаго Духа к прохождению великаго сего звания», – убивали «врага народа» гражданина Романова.

Неправедное изъятие анафематизма из церковного чина Торжества Православия является грехом духовенства нашей Русской Церкви перед святым Государем Николаем Александровичем. Кроме того, это санкционированное высшей церковной властью отречение от Монархии – грех перед Богом, изволившим даровать нашему народу благословленную Им Самим Царскую власть.

Всякий содеянный грех требует осознания и исправления. Осознание вины перед Государем должно сопровождаться делами покаяния. Первым и главным таким делом должно стать возвращение 11-го анафематизма в практику повсеместного и обязательного церковного применения. Мы уже упустили этот шанс в 2017 году – в столетие свержения Удерживающего сатанинский разгул мирового зла; и, к величайшему сожалению, также упустили эту возможность исправить нашу государственную и церковную жизнь в завершемся 2018 году.

Политический и церковный кризис на Украине может служить убедительным подтверждением справедливости нашей оценки. Очевидно, что проблема определяется не киевским президентом или заморским Патриархом, но забвением всеми участниками «русского мира» (включая и Москву, и Киев…) таких органических понятий, как Российская Империя и историческая Святая Русь.

Грустно от того, что в юбилейный год екатеринбургской трагедии мы практически ничего не услышали на эту тему с высоких трибун и церковных амвонов…


ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ УСПЕНСКИЙ:
ОПЫТ РУССКОЙ ЦЕРКВИ: 200 ЛЕТ БЕЗ ПАТРИАРХА И 100 ЛЕТ
БЕЗ ЦАРЯ – ЕСТЬ ЧТО ОСМЫСЛИТЬ

 


О. Алексий Успенский

 

Чего можно было ожидать в связи с Царским юбилеем? Наверное, более глубокого осмысления, а может быть, и переосмысления собственной истории. Употребление такого душевного усилия должно быть свойственно народу, когда 100 лет проходит с момента коренного перелома его судьбы. Насколько это удалось – покажет время. Однако, думается, уже и теперь можно кое о чем сказать.

Не являясь специалистом в нижеописанной области, я все же рискну предположить, что есть такие виды отравлений, после которых, если удается выжить, организм восстанавливается не сразу весь, а, так сказать, по частям. Вот, к примеру, тяжелый наркоман, отравленный одним видом наркотика, мучительно слезает с него и вдруг впадает в зависимость от какого-то другого зелья. У него отказывают почки, он впадает в кому, а потом, после реанимации, лежа под капельницей, он далеко не сразу сможет свободно пользоваться тем, что называется человеческим сознанием.

Вот так после смертельных революционных инъекций, кровопусканий, шоковых терапий многострадальный народ наш, истерзанный минувшим веком, не может еще прийти в себя.

 

 

Всегда спорная Царская тема последние четверть века особенно вызывала бурления в общем котле народных мнений. В настоящее время котел по большей части устоялся – инертная масса осела на дно, как это водится, а сверху образовались два несмешавшихся горизонта двух отличающихся субстанций. Мнения разделились, и, как показывает практика, содержимое котла пока лучше не перемешивать, дабы не вызвать нежелательную реакцию.

С сожалением приходится признать, что очень разные оценки событий столетней давности в связи с нашим настоящим и будущим раскалывают современное общество. В определенной степени это касается и Церкви. Казалось бы, она столько пережила в минувший век. Уставшая от «200-летнего диктата государства» в Синодальный период, она, чуть только глотнув свободы, тут же погрузилась в кровавую пучину небывалых гонений. Что же пошло не так? Как могло случиться, что Церковь вынуждена была горько разочароваться в своих светлых чаяниях? Разве независимость и самоуправляемость церковная не угодна Господу Богу? Как, наконец, Он мог попустить такое, чтобы отделение Церкви от государства обернулось уничтожением Церкви государством?

Но шли годы. Милостью Божией уничтожение не состоялось. Сосуществование двух институтов приняло некие формы. И когда атеистический колосс пал, в церковное пространство ворвался новый «ветер свободы». Изумленный мир в смятении наблюдал, как рушится государство и созидается Церковь. Пока трещала по швам самая большая в мире страна, угасала ее материальная мощь, а некогда железобетонная идеология рассыпалась в пыль, Церковь бурно росла, расцветая молодыми всходами на просторах поверженного Союза Советов. Миллионы людей принимали святое Крещение. Вот, казалось бы, основа для будущей жизни. Русская Церковь оставалась едва ли ни единственным живым организмом, который мог связывать людей на всем пространстве бывшей Империи.

Что же пошло не так? Как могло случиться, что православных стравили друг с другом вплоть до братоубийства? Православные молдоване, грузины, украинцы и Русские – как могли сделаться врагами? Почему сближение Москвы и Ватикана под эгидой противодействия исламскому экстремизму успешно осуществляется, в то время как внутри православного мира происходят разделения и конфликты? С другой стороны – прекрасные отношения Фанара с Ватиканом никак не способствуют разрешению противоречий между Московским Патриархатом и Константинопольским. Наряду с этим нельзя сказать, что позицию Москвы безоговорочно поддерживают остальные Поместные Церкви. Наши отношения с инославными много любезнее наших отношений с единоверцами. Можно ли говорить об успехах «церковной дипломатии»?!

Неужели безмолвна история в отношении того, как дряхлеющий Константинополь шел на сближение с католическим Римом в схожей попытке общего противостояния угрозе с Востока? Чем это кончилось, православным забывать нельзя. Забудем – сами не заметим, как окажемся под каблуком всепопирающей туфли римского понтифика. Для лучшей памяти есть у нас пример такого папского подкаблучника – иуды фанариотского, который, употребляя во зло свое высокое звание и древние права, силится сегодня разодрать хитон Христов, нагло попирая всякую святыню.

Что же пошло не так? Не худо было бы сегодня вспомнить тем же грекам, и не только, кто выступал защитником мирового Православия в течение 500 лет после падения Константинополя. А мы-то сами не забыли еще?!

Четверть века получила Русская Церковь для своего становления после 70-летнего пленения. Нравится это кому-то или нет, но данный уходящий год скорбного юбилея мученической кончины святой Царской Семьи мы вынуждены отмечать в условиях кризиса, охватившего известные сферы церковной жизни. Случайно ли такое совпадение?

Как известно, «кризис» с греческого – это «суд». Любой суд подразумевает процесс осмысления некоего события, которое необходимо либо признать преступлением, либо нет. Убийство Царской Семьи – преступление? Безусловно. Вероломное отторжение канонической территории, сговор с еретиками и раскольниками – преступление? Без всякого сомнения!

Не секрет, что идеал симфонии властей трудно достигался, как в Империи Византийской, так и у нас. Одним из высших проявлений грубого нарушения этой системы власти была печально известная церковная реформа Петра Великого. Государственный диктат над Церковью привел к тому, что церковное управление не захотело поддержать трон в роковом 1917 году.
Царя не стало. Благом ли это обернулось для Церкви? Здесь следует отметить, что, в отличие от Петра I, упразднившего Патриаршество, Николай II в принципе был уже совсем не против его восстановления.

Имеющийся у нашей Церкви богатый опыт, так сказать, сиротства дает ей возможность осмыслить саму себя, помещенную между двух зол – 200 лет без Патриарха и 100 лет без Царя. Представляется, что тут есть о чем подумать. Особенно показателен в этом смысле все тот же пример – Константинопольский Патриархат. Оставшийся без своего Императора, а потом и без поддержки Русского Царя, он выродился сегодня в административной своей части в инструмент разрушения Вселенской Церкви в руках ее врагов. Повторюсь, что данный факт стал очевиден не когда-нибудь, а именно в год столетия скорбной памяти уничтожения последней Православной Империи.

 

 

Ввиду всего вышеизложенного трезвомыслящему читателю позволительно будет спросить: а к чему все эти разговоры, если, как правильно было замечено, последняя Православная Империя уже уничтожена и, судя по всему, безвозвратно? Здесь придется извиниться и, не дав прямого ответа, поставить встречный вопрос: а что наше государство имеет в виду, когда в качестве главного символа страны один в один копирует герб Российской Империи? Это что, утонченная слабость к музейным экспонатам или стратегические перспективы?

 

Продолжение см. на стр. 5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник