ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

МОРУХОВ

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

 

О Героях Советского Союза, командирах боевых подлодок Великой Отечественной войны, как правило, известно многое – успешные боевые походы, яркие эпизоды сражений, уничтоженные корабли противника… Но вот очень редкий случай, когда к званию Героя был представлен обычный подводник, трюмный машинист гвардейской подводной лодки М-35 «Малютка» Черноморского флота Александр Сергеевич Морухов. Звание у него было самое простое, даже не офицерское – старший краснофлотец, что соответствует нынешнему старшему матросу.

 

Александр родился 23 марта 1919 года в деревне Митъково Знаменского района Смоленской области, в бедной крестьянской семье, насчитывавшей десять душ. После окончания средней школы в 1937 году он перебрался в Москву, работал на заводе. В 1939-м по комсомольскому набору был направлен в учебный отряд Краснознаменного Балтийского флота, а по его окончании – в дивизион черноморских подводных лодок «Малюток». Войну он встретил на позиции в море...

Профессия подводника-трюмного в мирное время чем-то похожа на профессию слесаря-сантехника, обезпечивающего нормальную работу всей системы механизмов, воздушных систем и труб подводной лодки. Однако в условиях боевых действий команда трюмных превращается в своеобразный дивизион живучести субмарины.

В одном из боевых походов в район румынского порта Сулина командир лодки после неудачной торпедной атаки трех вражеских буксиров с девятью баржами, израсходовав торпеды, принял решение всплыть и с надводного положения поразить корабли противника огнем орудия и пулеметов.

Старший краснофлотец Морухов, который по боевому расписанию исполнял обязанности пулеметчика, вытащил пулемет на мостик и вместе с артиллеристами огнем накрыл суда противника. На двух баржах возник пожар, и они затонули. Третья баржа получила повреждения, стала неуправляемой, и ее волной выбросило на берег. Стоит отметить, что в истории ВОВ это был первый случай потопления и повреждения вражеских судов лишь артиллерийским и пулеметным вооружением подлодки Черноморского флота.

Но в представлении молодого подводника к званию Героя фигурировал эпизод, связанный с чисто трюмной его специальностью.

...Шел боевой 42-й. Подводная лодка уходила в очередной поход. «Малютка» получила приказ прорваться туда, куда не отваживались ходить наши подводники. Эта боевая позиция располагалась внутри плотного кольца минных полей, защитным поясом окружавших Севастополь, захваченный фашистами. Задача состояла в том, чтобы, прорвавшись сквозь минные заграждения, топить вражеские корабли внутри защитного пояса. В море командир и вахтенный сигнальщик, находившиеся на мостике, внимательно осматривали горизонт. «Самолет!» – вдруг раздался тревожный возглас сигнальщика. И через несколько секунд фашистский бомбардировщик уже пикировал на лодку из облаков. «Срочное погружение! Глубина 40 метров!» – приказал командир лодки.

Быстро остановлены дизели, захлопнут верхний люк. Трюмный Морухов принял балласт воды в цистерны, и лодка ушла в морскую пучину. Однако случилось непредвиденное – достигнув заданной глубины 40 метров, «Малютка» продолжала стремительно погружаться, буквально падать на дно с опасным дифферентом на корму – проще говоря, уходить  в глубину под большим углом кормой вниз.

 

 

Угол наклона нарастал катастрофически: 20... 30... 35 градусов. Палуба ушла из-под ног, подводники хватались за трубопроводы, клапаны, за что попало, лишь бы как-то удержаться. Все понимали, что, превысив предельную глубину погружения, лодка будет однозначно раздавлена давлением воды. Несмотря на все необходимые меры, погружение не удавалось остановить уже и на самой критической глубине, когда корпус начал трещать под чудовищной толщей воды.

Уже позже, после устранения аварии, выяснилось, что все произошло из-за оплошности курсанта-стажера, в дизельном отсеке ошибочно открывшего выхлопной клапан дизельного коллектора, через который в отсек и хлынула забортная вода. И хотя при помощи бросившихся туда двух старшин злополучный клапан был закрыт, тонны попавшей в отсек воды и утащили лодку на глубину, на которую «Малютка» была не рассчитана, т. е.  к неминуемой гибели.

Секунды превратились в вечность. Каждая следующая могла стать последней в жизни экипажа... Наступила такая тишина, что люди слышали стук собственных сердец. Лодка летит навстречу гибели – и не от врага, не в бою...

И тогда трюмный Морухов, без всякой команды из центрального поста (связь вышла из строя) ползком пробрался к аварийной колонке воздуха высокого давления. Вот он открыл нужный воздушный клапан, подключив одновременно аварийную группу баллонов, и с непостижимой быстротой вращает маховики клапанов. Под огромным давлением забортной воды все громче трещит и скрежещет прочный корпус лодки. От большого крена вылился электролит из аккумуляторных батарей, в лодке стало темно. Все – от командира до самого молодого матроса понимают, что спасение корабля сейчас в руках трюмного машиниста. Все зависит от его выдержки и находчивости. Мышцы, нервы, воля Морухова напряжены до предела.

И вот, с выдохом облегчения, долгожданный момент – все услышали, как воздух с характерным свистом устремился в кормовую балластную цистерну и стал выдавливать воду за борт. Грохот, бурление уходящей воды... Лодка застыла, задрожала всем корпусом и медленно пошла на всплытие с запредельной глубины 100 метров. И была спасена!

Находчивого героического трюмного, спасшего и экипаж, и лодку, и, по сути, обезпечившего успешное выполнение важной боевой задачи, товарищи благодарили долго и эмоционально, даже после войны вспоминая этот роковой, но закончившийся благополучно случай.

Один боевой поход. А сколько их было таких же, полных опасности, суровых испытаний, в которых дружный экипаж М-35 завоевал своему кораблю гвардейский флаг! Росли боевые успехи корабля. На счету «Малютки» было семь потопленных фашистских кораблей и 34 боевых похода. Вырос и закалился в огне войны старший краснофлотец Александр Морухов. Этот душевный, неунывающий человек, опытный специалист жизнеобезпечения лодки еще неоднократно, устраняя во время боя неполадки, заделывая трещины и пробоины, поддерживал и спасал жизнь субмарины и, конечно, жизни всего экипажа.

За доблесть и мужество, проявленные в боевых походах, А. С. Морухову в 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Скончался Герой 22 сентября 2001 года, похоронен в Москве на Черкизовском кладбище.

 

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru

Продолжение следует

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

ЧЕРКАССКИЙ ГОРОД – (продолжение). Большая полая вода донских разливов подтапливала почти весь город и часто подходила под самые двери жилых построек. Поэтому для дворов пользовались каждой возвышенностью (юром) и ставили дома, не считаясь с улицами. Во время многонедельных разливов сообщение внутри города поддерживалось на лодках-каюках или по мосткам, устроенным вдоль магистральных линий на столбах высотой в два-три метра от земли. Такие мостки соединяли окраины с Правлением, церквами, кладбищем и рынком. По изобилию воды Черкасский город называли в шутку «Донской Венецией».

«Кладбище издали привлекало к себе внимание Ратницкой церковью, расположенной в его центре. Все кладбище было покрыто прекрасными памятниками, каплицами, мавзолеями, голубцами, мраморными и чугунными плитами на могилах. Тут находились фамильные усыпальницы знатных родов, известных в истории Дона: Ефремовых, Краснощековых, Малчевских, Иловайских, Поздеевых, Машлыкиных, Грековых и др. Тут были могилы знаменитых атаманов XVII столетия – Наума Васильева и Иосифа Петрова, атаманов казачьих войск в Азовских походах при Петре I – Фрола Минаева и Василия Поздеева». «Тут же на кладбище отправлялся старинный и трогательный обряд. Выступая в поход или на службу, казаки собирались на кладбище возле Ратницкой церкви „в полной боевой“. Служили панихиду по умершим и погибшим на войне. Затем прощались „на гробках“ с родителями и брали с могилы землю, которую зашивали в ладанки и надевали на грудь. Если казак погибал на чужбине и его хоронили в чужой земле, то на нем лежала горсть родной земли» (проф. М. А. Миллер).

В 1805 году возник город Новочеркасск, куда перешел не только Войсковой Стан со всеми правлениями и должностными лицами, но и несколько станиц полностью: Прибылянская, Дурновская, Скородумовская и три Рыковских, вместе с поселением базовых татар, для которых основано предместье Хотунок, или Татарская слободка. Не захотели уходить со старого места только самые ранние станицы: две Черкасских, Средняя и Павловская. Они объединились под именем станицы Старо-Черкасской и до 1920 года оставались хранителями памятников казачьей старины.

 

По материалам:
Казачий словарь-справочник:
В 3-х т. / Сост. Г. В. ГУБАРЕВ.
Редактор-издатель
А. И. СКРЫЛОВ. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник