ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 23:

 

§ 9

МОЛИТВА О ПРИНОСЯЩИХ
НАЧАТКИ ОВОЩЕЙ

 

Великий пророк Моисей и преемник его Иисус Навин разделили евреям землю; но левитам или священно- и церковнослужителям не дали никакого жребия или участков земли, кроме мест для жительства их в каждом колене и небольших полей близ городов, потребных для прокормления самых необходимых животных. Левиты упражнялись в Премудрости Божией и приобретали только истины богопознания; им вверен был закон Божий, который и составлял главное их достояние. Но дабы они безпрестанно и тщательно исполняли свое служение, не имея никаких других забот, чтобы не пренебрегали и не оставляли обязанностей богопочитания по причине недостатка в пропитании, для сего необходимо было, чтобы народ содержал их своим обществом. Ибо если народ не доставлял бы священникам и левитам необходимого потребного содержания, то они, занявшись домашними делами и попечениями, не могли бы прилежно заниматься законом Божиим. А когда они не в силах будут упражняться в законе и прилагать должного к нему старания, тогда и народ будет находиться в бедственном состоянии. Свет ведения, находящийся в них, по необходимости помрачится, если не подливать елея к светильнику.

Чтобы не случилось подобного несчастия, Моисей, богодухновенный начальник, предписал закон, по которому, как видно из книг Исхода, Чисел, Второзакония и как изъясняет Иосиф Флавий, вменялось в непременную обязанность каждому иудею приносить начатки и десятины всех жит и всех животных священникам и левитам; так, чтобы всяк, владеющий полями, виноградниками, масличными деревами или садами, или занимающийся другим каким-либо промыслом по части земледелия и скотоводства, приносил Богу начатки (т. е. все первое) плодов своей промышленности и десятину (т. е. десятую долю годового дохода) и отдавал священникам. Ибо закон говорит, что все то приносится Богу, что даруется священникам. Это есть то самое, что повелевает и нам закон, т. е. чтобы ни один человек не употреблял в свою пользу никаких плодов, произрастающих из земли и приносимых животными, и никаких приплодов скотоводства или другой промышленности прежде, нежели даст начатки и десятины своих приобретений Богу, т. е. священникам.

Таковые начатки и десятины повелел приносить и Сам Христос в следующих словах Евангелия: Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко одесятствуете мятву и копр и кимин, и остависте вящшая закона, суд и милость и веру: сия же подобаше творити, и онех не оставляти (Мф. 23, 23). Последуя сему Божественному повелению, и 4-е правило апостольское предписывает: «Всякого иного плода начатки (кроме хлеба, вина, елея и фимиама) да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, яко епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками».

Сии начатки, приносимые по обыкновению для священников ли, или и для кого-либо кроме них, благословляются настоящею молитвою. Бароний (год 283, под числом 15) приписывает введение обыкновения освящать таким образом плоды Евтихиану, епископу Римскому, который благословением Церкви старался доказать манихеям, что все вещи, которые они почитали происходящими от злого начала, сами в себе суть добры. Впрочем, основателем сего обряда должно почитать не другого кого-либо, как святого апостола Павла, который прежде Евтихиана сказал: ничтоже [есть] отметно, со благодарением приемлемо, освящается бо словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 4–5).

 

§ 10

МОЛИТВА НАД ГУМНОМ

 

Хотя намерение Церкви, с которым она благословляет гумно, довольно объяснено в самой молитве над гумном, но дополнение сему объяснению можно видеть и в нижеследующей молитве над пищею.

 

§ 11

МОЛИТВА НАД КОЛИВОМ

 

Восточные христиане варят иногда пшеницу, приправленную каким-либо сладким веществом; раскладывают ее на несколько блюд, облагают плодами, т. е. орехами, черносливом, изюмом, миндалями и коринками, и сверх сего украшают лавровыми ветками. Приготовленную таким образом на блюдах пшеницу называют коливом. Когда это коливо приносится в церковь или в честь некоторого святого, или в память усопших, и поставляется на могилы умерших, тогда над ним совершаются и те моления, кои положены Церковию в честь святого или в память усопшего (т. е. молебны и панихиды), и потом приносящие почитают своею обязанностию уступить часть сего колива в употребление священников, церковнослужителей и нищих.

Вальсамон (на 4 прав. апостольск.) пишет: «Каким образом приносится к алтарю приготовляемое на памяти святых и умерших и украшаемое плодами всякого рода, ты узнаешь это из молитвы Великого Афанасия, читаемой за усопших». Но как до нас не дошло этой молитвы Афанасия Великого, то мы выводим обыкновение приносить коливо и начало сего обыкновения из того предания, о которых упоминает Никифор Калист (кн. 10, гл. 12): «Когда в царствование Юлиана вероотступника (на Востоке) последовало повеление не выносить на торжище для продажи ни одного хлеба, ни одного плода и ничего съестного, что не было бы предварительно осквернено или кровию идольских жертв, или служением языческим, дабы таким образом христиане, не зная сего языческого осквернения, по необходимости покупали и употребляли в пищу идоложертвенное, – тогда святой великомученик Феодор, называемый Тирон, явился Евдоксию, епископу Евхаитскому, наяву, а не во сне, и увещевал его заповедать народу, чтобы никто не покупал ничего из предложенных на торжище брашен и питий, потому что все это, по повелению Царя, осквернено кровию жертв идольских, а для употребления в пищу, в случае нужды и голода, вместо хлеба и других яств, повелел варить пшеницу и овощи. Сию-то вареную пшеницу, которою питались христиане в городе Евхаитах, называли обыкновенно коливом. С течением времени то же самое коливо, выдуманное похвальным благочестием христиан по увещанию Феодора в пищу во время Четыредесятницы, еще благочестивее обращено в память и молитвенное пособие умерших». Подобное предание о сем сохраняется в житии святого великомученика Феодора Тирона (17 февраля). Коливо есть пшеница, сваренная с медом, как в том житии упоминается.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОПРОС ||
Столетие Царской Голгофы

    


     1. Удалось ли Вам в год столетия Царской Голгофы поучаствовать в монархических мероприятиях?
     да – 62%; нет – 38%

 

     2. Согласны ли Вы, что соотношение в России количества памятников православным Государям и богоборцам и террористам ненормально?
     да –98%; нет – 2%

 

     3. Согласны ли Вы, что развитие негативных тенденций глобализации напрямую связано с отсутствием у нас Удерживающего – Царя-Помазанника?
     да –95%; нет – 5%

 

     4. Согласны ли Вы, что главнейшим покаянным деланием сейчас должно стать историческое просвещение и воспитание верноподданных?
     да – 93%; нет – 7%

 

     Дорогие отцы, братья и сестры! Газета "Православный Крест" – одно из немногих изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Редакционная политика "ПК" – освещать актуальные темы серьезно и глубоко, говорить всю правду. Наше издание стремится помочь верующим и ищущим истину людям. Там, где секулярные СМИ восхищаются "новизной" технологий и искусств, мы предупреждаем о связанных с ними рисках и, опираясь на слово Божие, стараемся подсказать, как избежать различных опасностей и соблазнов века сего.

     «Православный Крест» – некоммерческая газета, существующая на средства жертвователей. Если Вы хотите, чтобы наш общий проект, наше общее дело, наш рупор веры Христовой не только сохранился, но и развивался дальше, то просим Вас оказать редакции посильную финансовую поддержку. Любая – даже самая малая – лепта будет принята с огромной благодарностью и молитвой о благотворителях. По вопросам оказания помощи звоните, пожалуйста, по тел.: 89153536998.     

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник