ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В защиту веры,
и особенно Православной

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (161)

Предлагаем к прочтению актуальный труд дореволюционного духовного писателя, помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева († 1935) «В защиту веры, и особенно Православной» (Санкт-Петербург, 1910). Надеемся, что, как сказано в предисловии к современному изданию (Издательство миссионерского отдела Львовской епархии УПЦ МП, 2002), это сочинение поможет нашим читателям разобраться в вопросе истинной религии и не впадать в пагубные для христианской души заблуждения.

 

ЧАСТЬ 2

 

ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ

 

Известно также, что наше духовенство в Древней Руси по своему умственному развитию и образованию стояло впереди народа и пользовалось у него доверием и уважением; а оно в свою очередь всегда старалось воспитывать и направлять народ к добру и благочестию.

В жизни нашего Отечества, как и в истории других народов, были свои особенно тяжелые времена, когда народная нравственность падала весьма низко. Такими временами справедливо считаются ХIII, XIV и XV века. Отличительной чертой Русских нравов того времени служило стремление одних классов народа к преобладанию над другими: люди сильные и богатые старались всеми силами подчинить себе слабых и неимущих. Отсюда произошли главнейшие пороки тогдашнего Русского общества: жестокость, корыстолюбие, посягательство на свободу других, убийства, грабежи и др. Между тем, средства для защиты законности и правды были весьма слабы: судопроизводство было самое несовершенное... Вместо того чтобы служить к ограждению невинности и справедливости, оно само подавало повод к жалобам и нареканиям. Судьи были чрезвычайно пристрастны: в своих решениях они руководствовались главным образом человекоугодием и взяточничеством. Понятно, какие печальные следствия отсюда происходили: правду найти в людях было трудно; везде брало верх право сильного; безнаказанно царствовали произвол, насилие, жестокость. «Один самовольно пахал чужую землю, рубил чужой лес или межу перерывал, луг перекашивал, ловлю рыбную перелавливал». Другой чужие имения, земли и угодья «силою отымал или ябедничеством вытягивал, или корчемным прикупом, или всяким лукавым ухищрением. Третий безправно продавал в рабство невинных людей, иной – насильно наезжал на чужие земли и грабил их. И лилась кровь христианская напрасно, – замечает летописец под 1409 годом, – потому что каждый брата своего ненавидел и пределы свои преступал, и чужое желал, и похищал» (Православный Собеседник. Казань, 1861. Ч. 1. С. 32).

Трудно сказать, к чему бы привело такое настроение Русского народа в темную пору его истории, если бы не было на Руси великой благодетельной силы, сдерживающей самолюбивые человеческие наклонности. Гибель, развал и самоуничтожение были бы последним концом нашего Отечества, если бы среди шума грубых, жестоких страстей не раздавался голос Православной веры, обличавшей и порицавшей нравственные недуги наших предков. Пастыри Церкви, замечая опасные нестроения в Русской жизни, смело и решительно выступали против господствовавших пороков своего времени. Так, митрополит Кирилл (1243–1283) составил несколько поучений для Князей и судей, в которых резко порицал их деяния и учил правосудию и человеколюбию.

«Послушайте и внемлите все судящие земли, – говорил наш древний Русский проповедник, – Христос поставил вас стражами и пастырями людям Своим, а вы вместо пастухов являетесь волками и стадо Христово погубили: отдали его татем и разбойникам на разграбление, и они заклали их, кровь их испили и плоть их изъяли, и овчинами их оделись сами <...>. На то вы не смотрите, как они продают людей, судя неправильный суд, не наблюдаете за правдою, но у кого много возьмете, тот и прав <...>. Судьям надлежит с рассуждением и терпеливо выслушать, ибо неудобно скоро распознать правду и оправдать правого. Если и друг твой обидит правого, если даже и отец твой, ты разумей долг свой, свою обязанность; оказывай милости по силе; прося прощения у Бога, прощай и сам согрешающих пред тобою: судья только тогда может называться истинным судьей, когда сам собой владеет».

Не менее сильно в древнерусских поучениях порицались и другие общественные пороки. Так, Серапион, епископ Владимирский, обращался к своим современникам с такими словами: «И ничто не твердо в людях, но все безпорядочно: один землю у другого захватил, а другой имение отнял; вот село слыло за тем, а ныне дом другого там. Другие, не насыщаясь имением, и свободных сирот порабощают и продают. Иные крадут и убивают, стараясь собрать больше имения. И все они собирают огонь на свои главы. <...> Никто Бога не поминает, как бы безсмертными себя представляют, и никто не ожидает осуждения по смерти. Вот почему казни происходят от Бога на нас: ибо мы худое творим. Силу нам [Бог] дал, дабы правду Его творить, а мы беззакония совершаем; богатство нам дал, дабы мы неимущим и убогим подавали, а мы еще обидим сирот, вдовицам причиняем насилие и у бедных отнимаем. Власть нам вручил Он, дабы мы обидимых избавляли, а мы обидим, правого по мзде обвиняем. Нет правого пути, ни суда правого» (Там же. С. 96–97).

Нет нужды говорить о том, как своевременны были эти пастырские обличения: великую пользу приносили они Русскому народу, обуздывая его порочные наклонности и вводя его жизнь в русло порядка и законности. Если заботы Церкви о нравственном преуспевании Русского общества и не всегда имели успех, если голос веры часто и заглушался среди шума расходившихся страстей, если и при попечении Церкви о благе народа было много нестроений, то что сказать, если бы нашему Отечеству предоставлено было бы жить и развиваться без этого сдерживающего и умиротворяющего влияния веры Христовой?

Кроме учительства и руководства в нравственной жизни, мы, Русские люди, обязаны Православной вере и многими другими благодеяниями. Так, Православие много содействовало первому и важнейшему благу народа – соединению и сплочению его в одно целое, неразрывное и могущественное государство. Хотя в старину весь Русский народ принадлежал к одному славянскому племени и населял одну и ту же землю, но он разделен был на разные части или уделы. Дробление Руси на уделы началось после смерти равноапостольного Князя Владимира (в 1014 г.). По тогдашним понятиям, каждый сын Великого Князя имел право на часть отцовского наследства. Поэтому каждый из Князей старался доставшийся ему удел закрепить за своим родом. Следовательно, чем больше возрастало число владетельных Князей, тем на большее число частей дробилась Русская земля. Несмотря на то что большинство этих правителей находилось в родстве между собою (а иногда и в весьма близком), мира и согласия между ними не было. Часто Князья не довольствовались тем, что приходилось им по наследству, желали больших владений и старались расширить их за счет своих соседей. Отсюда происходили постоянные междоусобные войны на Русской земле: одни Князья враждовали против других; города и области восставали друг против друга. Убийства, кровопролития, пожары, опустошения широкой волной разливались по нашей стране… При этом Князья для успеха своих походов приглашали нередко к себе на помощь соседние дикие народы, которым, конечно, нечего было жалеть чужой земли и чужого народа: их жестокость и свирепость не знали границ...

Вот в это-то печальное и тяжелое время Православная вера и возвысила свой голос среди Русского народа. В лице своих пастырей она старалась склонить Князей к миру и согласию; во имя учения Христа – учения любви, кротости и всепрощения – стремилась прекратить вражду, угасить гнев, уничтожить неприязнь. И как часто ей удавалось остановить междоусобия, предотвратить кровопролитие! Под влиянием убеждений православных пастырей и под действием чувства христианской совести Русские Князья нередко слагали оружие и примирялись между собой.

Так, в 1136 году Великий Князь Киевский Ярополк, когда Князья Олеговичи приближались к его столице со своим войском, хотя имел у себя многочисленную рать, не выступил против них, но убоялся суда Божия, заключил с враждебными Князьями мир, уступив им даже собственную вотчину (Курск), которой они домогались (см.: Макарий, митр. История Церкви. СПб., 1868. Т. 2. С. 289–299).

Точно так же, когда в 1148 году Князья Черниговские, долго воевавшие с Великим Князем Изяславом, приехали к нему просить мира и этот Князь обратился за советом к младшему брату своему Ростиславу Смоленскому, последний отвечал: «Брат, кланяюсь тебе, ты старше меня, и как ты скажешь, на то я готов. Но если предоставляешь дело моей чести, я скажу тебе: я больше люблю мир; и потому, брат, ради христиан и всей Русской земли: примирись ныне».

Призывая устами своих святителей Русских Князей к миру и останавливая их междоусобные брани, Православная верa оказывала величайшую услугу нашему Отечеству. Что было бы с ним, если бы всем этим внутренним смутам был предоставлен полный простор? Несомненно, вражда между удельными княжествами была бы сильнее, кровопролития на Руси было бы больше, и она погибла бы от собственных неурядиц, сделалась бы добычей соседних народов...

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник