ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
БОГОСЛОВИЕ АНТИМОДЕРНИЗМ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Искупление как дело Божественной
любви и Божественной правды

 

 

Продолжение. Начало см. в № 20 (188)

 

 

Триединый Бог утвердил приговор сей, и Я, един сый Святыя Троицы, сказал тогда: се иду сотворити волю Твою, Боже. Я снисшел на землю, принял на Себя человеческое естество <…>. Все теперь в теле сем Мое: Мои раны, Моя кровь, Моя смерть. И вот смерть человека с безпредельною ценою. Ибо это есть смерть Бога – Моя смерть. Так требуемая жертва принесена. Радуйтесь, сынове человечестии! Я победил <…>! Раны Мои суть для вас кладези милостей Божиих, и Моя смерть – источник жизни. <…> Сама правда отверзает <…> отныне все сокровищницы небесные (см.: Феофан Затворник, еп. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883. С. 140–141).

Результат голгофского жертвоприношения всеобъемлющ и всецелителен. Тот, Кого Бог сделал ради нас грехом (см.: 2 Кор. 5, 21), бысть нам <…> правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1, 30). Так Иисус Христос осуществленной Им правдой воссиял над всем миром как Солнце правды, согласно древнему пророчеству святого пророка Малахии (см.: Мал. 4, 2). В лучах этого Солнца правды верующие чувствуют теплую ласку любви.

 

+   +   +

 

Все это показывает, что и согласно новозаветным писаниям неизменный в Своей сущности Бог есть любовь и правда, и что Искупление есть дело и Его любви, и Его правды.

О Божией любви как мотиве Искупления в новозаветном Священном Писании сказано: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И святой апостол Павел пишет: Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф. 5, 2). А о Божией правде как факторе Искупления сказано: Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия<…> искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3, 21–25).

Что означает здесь Божия правда? Если принять толкование, что святой апостол Павел понимал правду Божию в ветхозаветном смысле еврейского слова sedaka, согласно которому Божия правда есть почти то же, что Божия милость и любовь (см.: Kuss O. Gerechtigkeit Gottes-Lexikon fur Theologie und Kirche, vierter Band, Fr. i. Br., 1960, col. 715–716), то тогда приведенная цитата святого апостола Павла не исключает из элементов Искупления вечную Божию правду, понимаемую как справедливость и как правосудие, которое наказывает зло и вознаграждает добро и которое неизменно в своих категоричных требованиях, т. к. именно в указанной цитате апостол язычников говорит, что Бог предложил Иисуса Христа в жертву умилостивления в Крови Его <…>, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3, 25). Умилостивительные жертвы есть результат безкомпромиссных Божиих требований исполнения и удовлетворения Его правды. Нарушения правды не покрываются снисхождениями, но ведут к наказаниям или требуют умилостивления, жертв.

Если рассматривать в Рим. 3, 21–25 Божию правду в смысле вечной Божией справедливости, как толкует епископ Феофан Затворник на основании святоотеческих творений, тогда еще более подтверждается наша мысль, что в искупительном деле одинаково важную роль играли и Божия любовь, и Божия правда.

Толкуя Рим. 3, 25, епископ Феофан говорит: «Бог, милуя нас в Господе, милует правдою; не по поблажке милует наперекор правде, а потому, что правда удовлетворена<…>. Что же творит благость Его? Сына Своего Единородного дает, чтоб Он безвинно понес на себе вину всех и удовлетворил правде Его. Когда же правда удовлетворена, что может препятствовать низойти помощи к нам свыше? И нисходит; но нисходит праведно, чрез удовлетворение правде вечной. И когда устроен путь сей, на всех ли без разбора изливается милость свыше? Нет, – а только на верующих. И тут, следовательно, правда. Представь веру, – и получишь восполнение всего, в чем недостаточествуешь ко спасению. Так домостроительство спасения все устроено туне, и всякий спасается туне, но все сие совершается праведно. И в сем деле безпредельной благости сияет правда Божия» (Феофан Затворник, еп. Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. Изд. 2-е. М., 1890. С. 229).

Другое обстоятельство, убеждающее нас, что в деле спасения проявилась Божия любовь и удовлетворилась Божия правда, есть частое употребление в Священном Писании понятия «Искупление» (apolytrosis, redemptio). Это понятие имеет правовой, юридический характер и выражает саму сущность Христианства, не без основания названного «религией Искупления» (С. Т. Искупление. Православная богословская энциклопедия. Т. 5. Петроград, 1904. кол. 1075). Сам Иисус Христос ввел употребление понятия «Искупление», сказав, что пришел отдать душу Свою для искупления (lytron) многих (Мф. 20, 28). И святой апостол Павел учит, что Иисус Христос отдал Себя для искупления (antilytron) всех (1 Тим. 2, 6). Все Священное Писание пестрит высказываниями о том, что мы искуплены Иисусом Христом (см.: 1 Кор. 6, 20; 7, 23; Гал. 3, 13; 1 Петр. 1, 18–19; 2 Петр. 2, 1; Откр. 5, 9) и очищены от всех грехов Его кровью (см.: 1 Ин. 1, 7), с которой Он явился умилостивлением за наши грехи (см.: Там же. 2, 2). Это Искупление вечно (см.: Евр. 9, 12) и простирается на всех людей (см.: 1 Тим. 2, 6; 1 Ин. 2, 2).

Что значит Искупление и с какими представлениями оно связано? – Искупление означает «выкуп или удовлетворение» (Серафим (Соболев), архиеп. Проповеди. София, 1944. С. 103), освобождение должников, пленников или рабов через отдачу выкупа за них (см.: Исх. 21, 30; Лев. 25, 51; Ис. 45, 13). «Искупают, когда уплачивают за кого деньги и высвобождают его из уз рабства» (Феофан Затворник, еп. Указ. соч. С. 227). Употребляя выражение «Искупление», Священное Писание Нового Завета имеет в виду грешников, рабов греха, должников пред Богом, которые, провинившись перед Божией правдой, не могут сами ее удовлетворить, сами себя искупить, и потому требовалось Христу сделать это за них, предав Себя Самого выкупом за всех (см.: 1 Тим. 2, 6). Самим употреблением слова «выкуп», содержащим юридический элемент, Священное Писание обязывает нас видеть в Искуплении проявление не только Божией любви, но и Божией правды.

И понятие «умилостивление», относящееся к Христовой жертве, принесенной за нас (см.: 1 Ин. 2, 2; Рим. 3, 25), раскрывает Божию правду в деле Искупления. Умилостивление означает утоление гнева на кого-либо. В данном случае умилостивление означает утоление справедливого гнева Бога, говоря антропоморфически, гнева, вызванного нарушением Его заповедей, в которых выражена Его вечная правда. Безценная голгофская жертва есть умилостивление за наши грехи, потому что ею совершается полное удовлетворение праведного Божия гнева.

Выражение «раз и навсегда» (ephapax, apax – Евр. 9, 28; 10, 10), употребленное применительно к принесенной Христом жертве, особенно подчеркивает совершенное удовлетворение Божией правды. Жертвы в Ветхом Завете повторялись из-за своего недостаточно полного соответствия требованиям Божией правды. А Христова жертва не должна была повторяться, поскольку с ней Христос, Первосвященник и Жертва, Приносящий и Приносимый, не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровию, раз и навсегда (в Синодальном переводе – «однажды», – примеч. пер.) вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Там же. 9, 12). «Раз и навсегда» означает абсолютное избавление от долга, покрытие совершенным удовлетворением вины виновных. Это подразумевает святой апостол Петр, когда пишет: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных (1 Петр. 3, 18).

Послание к Евреям очень убедительно раскрывает юридическую сторону Искупления через сопоставление ветхозаветных жертв с голгофским жертвоприношением. Как в Ветхом Завете жертвы имели юридическую сторону, так и голгофское жертвоприношение, которым совершилось наше Искупление, имеет свою юридическую сторону. Связь между Ветхим и Новым Заветами обязывает нас принять правовое понимание Искупления.

И Евхаристическая жертва, установленная Христом в воспоминание Его искупительного дела, ясно отражает правду Божию вместе с любовью: Сие есть тело Мое, которое за вас предается (Лк. 22, 19); Сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28). Пролитая Спасителем кровь, названная «кровью Нового завета», сопоставляется с кровью ветхозаветных жертв, проливаемой прообразно для прощения грехов (см.: Лев. 4, 14; Евр. 9, 22). Как там жертвенные обряды были установлены Божией правдой, искавшей удовлетворения через жертвы, так и здесь Христова кровь проливается для прощения грехов. Но как там Божия любовь установила вместо крови согрешивших людей проливать кровь несогрешивших животных, так и здесь ради виновных приносится в жертву Несогрешивший Богочеловек, проявляющий таким образом безкрайнюю любовь. Полная аналогия.

 

Перевод с болгарского языка
Анны САМСОНОВОЙ

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник